Учебно-тренировочный самолет П-IV.

Разработчик: Пороховщиков
Страна: Российская Империя
Первый полет: май 1917 г.0.П

В период 1914-1917 годов А.А.Пороховщиков неоднократно предлагал Военному ведомству проект учебного самолета, в основном соответствующий схеме, применяемой в самолетах типа «Фарман». Под обозначением П-IV такой самолет построили в феврале 1917 года. Особенностью П-IV являлась простота его сборки — разборки и регулировки, возможность отключения второго управления, а также установки различных ротативных двигателей мощностью 50, 60, 70 и 80 л.с. Гондола экипажа, с размещением ученика и инструктора друг за другом, вынесена вперед. В основном устанавливались двигатели «Le Rhone» с толкающим винтом.

После прохождения испытаний в мае 1917 года П-IV, благодаря удачному сочетанию высокой устойчивости и простоты управления, признавался хорошим учебным самолетом и рекомендовался к серийной постройке. Неустановленное количество таких аппаратов было изготовлено и использовалось для обучения летчиков.

В феврале 1920 года Пороховщиков построил учебный П-IV бис, отличающийся установкой двигателя «Le Rhone» 80 л.с. с тянущим винтом и посадкой ученика и инструктора рядом друг с другом.

Модификации:

П-IV — гондола с толкающим винтом. Сиденье ученика впереди, инструктора — сзади. Ставились двигатели «Gnome», «Le Rhone», иногда «Clerget».
П-IV-бис — схема та же. Гондола с тянущим винтом, сиденья ученика и инструктора рядом. Построена небольшая серия с февраля 1920 года.
П-IV-2-бис — развитие П-IV-бис, но места расположены одно за другим. Винт тянущий. Построена небольшая серия.
П-VI и П-VI бис — конструкция та же, но усиленная, шасси — на одиночных стойках со сквозной осью и расчалками. Двигатель — «Le Rhone» мощностью 80 л.с. и 110 л.с. или «Anzani» мощностью 120 л.с. (редко). В гондоле места летчиков расположены рядом. Характерным конструктивным отличием самолета П-VI образца 1921 года, был «сквозной» центроплан — без нервюр и обшивки для обзора вверх. Летные качества самолета П-VI от этого резко ухудшились, потолок едва достигал 200 м. Пришлось восстановить центроплан и тогда получился самолет типа П-VI бис, хорошо летавший в 1923 году. Было построено 40 самолетов этого типа.

Самолеты эксплуатировались до 1923 года.

ЛТХ:

Модификация: П-IV
Размах крыла, м
-верхнего: 10,20
-нижнего: 8,80
Длина, м: 7,30
Площадь крыла, м2: 33,10
Масса, кг
-пустого самолета: 398
-нормальная взлетная: 660
Тип двигателя: 1 х ПД «Le Rhone», «Gnome» или «Clerget»
-мощность, л.с.: 1 х 80
Максимальная скорость, км/ч: 112
Крейсерская скорость, км/ч: 85
Продолжительность полета, ч: 4.6
Скороподъемность, м/мин: 105
Практический потолок, м: 3000
Экипаж, чел: 2

0а.Учебный самолет П-IVбис образца 1920 г.

Учебный самолет П-IVбис образца 1920 г.

1.Учебный самолет П-IVбис образца 1920 г.

Учебно-тренировочный самолет П-IVбис образца 1920 г. на лыжном шасси.

1а.П-IVбис образца 1920 г. Вид спереди.

П-IVбис образца 1920 г. Вид спереди.

1б.П-IVбис образца 1920 г.

П-IVбис образца 1920 г.

2.Учебный самолет П-IVбис.

Учебно-тренировочный самолет П-IVбис образца 1920 г.

3.Учебный самолет П-IV образца 1921 г.

Учебный самолет П-IV образца 1921 г.

4.Учебный самолет П-IVбис образца 1923 г.

Учебный самолет П-IVбис образца 1923 г.

5.П-IV образца 1917 г. Рисунок.

Проекции П-IV образца 1917 г. Рисунок.

6.П-IV-2-бис. Рисунок.

П-IV-2-бис. Рисунок.

П-VI бис, образца 1923 г. Рисунок.

8.П-IV. Схема 1

П-IV образца 1917 г. Схема 1.

9.П-IV. Схема 2

П-IV образца 1917 г. Схема 2.

.

.

Список источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Михаил Маслов. Русские самолеты 1914-1917.
Фотоархив Петра Заики.