Ришар Поль Эмэ.
Поль Эмэ Ришар — французский авиаконструктор, специалист по гидросамолетам — в 1928 году был приглашен Авиатрестом для работы в СССР. В обстановке, сложившейся в морском опытном самолетостроении тех лет, когда наша морская авиация оказалась вынужденной летать на иностранных самолетах, деятельность Д.П.Григоровича не была удачной, а молодые конструкторские силы еще не вполне сложились, ВСНХ счел нужным воспользоваться помощью иностранцев.
Ришар прибыл в СССР в августе 1928 года. Для него был образован отдел ОПО-4, он же МОС ВАО (Морское опытное самолетостроение Всесоюзного Авиаобъединения) при заводе № 28 с производственной базой на заводе. В распоряжение Ришара поступили несколько десятков конструкторов, ему были переданы также все опытные самолеты Григоровича.
Вместе с Ришаром из Франции приехали еще десять авиаконструкторов, его сотрудников, которые, видимо, имели о советской стране превратное представление, считая, что они прибыли в страну, где вообще нет никакой авиационной техники. Почти каждый из приехавших французов предъявил свой проект самолета (иногда в виде простого рисунка) и стал в той или иной форме настаивать на его реализации. Разумеется, в этом им было отказано и предложено работать по нашим планам. Тогда большая часть французов уехала обратно. В октябре 1928 года их оставалось только трое: Ришар, Ожэ и Лявиль.
В 1928 году руководящий состав конструкторского бюро Ришара был следующий: И.И.Артамонов — помощник главного конструктора по производству, Д.М.Хомский — помощник по технической части, П.Д.Самсонов — заведующий проектной секцией, С.А.Лавочкин — заведующий расчетной секцией, Ожэ — заведующий секцией плазов, Андрэ Лявиль — заведующий группой общих видов; расчетчики-аэродинамики: И.В.Остославский, М.П.Могилевский, А.Л.Гиммельфарб; расчетчики-прочнисты: Г.С.Еленевский, 3.И.Журбина; инженеры-конструкторы: Н.И.Камов, М.И.Гуревич, С.П.Королев, И.В.Четвериков, Н.К.Скржинский, Г.М.Бериев, И.А.Берлин, Д.А.Михайлов, В.Б.Шавров, Г.М.Можаровский и др.
В Авиатресте был составлен трехлетний план работ бюро Ришара, включавший до десяти объектов. Практически внимание было сосредоточено в основном на самолете ТОМ-1 («Торпедоносец открытого моря»). Ближний морской разведчик с монопланным крылом был только в проекте, потом частично использованном при создании самолета МБР-2 уже в ЦКБ. Был его другой вариант по схеме парасоль с двигателем М-17 на крыле, но он не был принят. Разработан был проект двухместного истребителя, впоследствии нашедший отражение в самолете ДИ-4. Проектировались летающие лодки массой в 100 и 200 т.
С весны 1930 года конкретных заданий на постройку новых самолетов Ришару не давали, и его конструкторы были заняты лишь окончанием постройки и испытаниями самолета ТОМ-1. После этого Ришар, в конце 1931 года уехал во Францию. Лявиль остался и ему дали возможность работать самостоятельно, для чего летом 1930 года было образовано небольшое опытное бюро новых конструкций (БНК), расположенное на территории бывшего завода Моска в Москве. Здесь, а потом в НИИ ГВФ он работал до 1935 года, затем был корреспондентом французских газет в Москве и в 1939 году уехал во Францию.
.
.
Список источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.