0.Герой Советского Союза Громов Михаил МихайловичГромов Михаил Михайлович (1899-1985).

Михаил Громов родился 24 февраля 1899 года в Твери, в семье военного врача. Детство прошло в городах Калуга, Ржев, п. Лосиноостровский Московской области. Окончил Московское реальное училище Воскресенского. С 1910 года Михаил Громов увлекался авиамоделизмом.
В 1916-1917 годах учился в Императорском техническом училище. В этот же период своей жизни Михаил Громов занимался тяжелой атлетикой в обществе «Санитас» и брал уроки живописи у художника Ильи Машкова. В возрасте 17 лет Громов установил рекорд г. Москвы в полутяжелом весе в жиме — 202,5 фунта.
В 1917 году окончил авиационные теоретические курсы при МВТУ.
С 1917 года в Русской Армии.
В 1918 года окончил Московскую лётную школу, оставлен в ней лётчиком-инструктором.
В ноябре 1919 года участвовал в боевых действиях на Восточном фронте в составе 29-го разведывательного авиаотряда.
В 1924-1930 годах — на лётно-испытательной работе в НИИ ВВС. Выполнил первый полёт и провёл испытания: И-1 (1927 г.), У-2 (По-2) (1927 г.), И-4 (1927 г.), И-3 (1928 г.), И-4бис (1928 г.), АНТ-9 (1929 г.), Р-6 (1929 г.). Выполнил ряд дальних перелётов. 23.06.1927 г. при испытаниях истребителя И-1 на штопор впервые в стране выполнил вынужденный прыжок с парашютом из самолёта.
В 1925 году — заслуженный лётчик СССР.
10-12 сентября 1934 года на самолёте АНТ-25 (второй пилот — А.И.Филин, штурман — И.Т.Спирин) совершил рекордный по дальности и продолжительности перелёт по замкнутому маршруту — 12411 км за 75 часов. За мужество и героизм, проявленные при выполнении этого перелёта, лётчику-испытателю Громову Михаилу Михайловичу 28 сентября 1934 года присвоено звание Героя Советского Союза, а А.И.Филин и И.Т.Спирин награждены орденами Ленина.
В 1937 году на АНТ-25-1 совершил беспосадочный перелёт Москва — Северный полюс — Сан-Хасинто (США), установив 2 мировых авиационных рекорда дальности полёта. За этот перелёт М.М.Громов был награждён орденом Ленина, а А.Б.Юмашеву и С.А.Данилину присвоены звания Героев Советского Союза. Международная авиационная федерация (ФАИ) наградила пилотов и штурмана медалью Анри де Лаво за лучшее достижение 1937 года.
С 22 февраля 1938 года — комбриг.
В 1940 году — лётчик-испытатель 1-го класса.
В 1930-1941 годах — в ЦАГИ. Выполнил первый полёт и провёл испытания: Р-7 (1930 г.), И-8 (1930 г.), ТБ-3 (1930 г.), АНТ-14 (1931 г.), АНТ-25 (1933 г.), ТБ-4 (1933 г.), АНТ-20 (1934 г.), АНТ-35 (1936 г.), ТБ-7 (1936 г.), БОК-15 (1939 г.).
С марта по август 1941 года — первый начальник Лётно-исследовательского института (ЛИИ). Провёл испытания многих известных самолётов. Выполнил ряд дальних перелётов по Европе, в Китай и Японию.
Депутат Верховного Совета СССР 1-го созыва (в 1937-1946 гг.).

Великая Отечественная война:
-декабрь 1941 года — февраль 1942 года — командир 31-й смешанной авиадивизии (Калининский фронт);
-февраль — май 1942 года — командующий ВВС Калининского фронта;
-3 мая 1942 года — генерал-майор авиации;
-май 1942 года — май 1943 года — командующий 3-й воздушной армией;
-30 апреля 1943 года — генерал-лейтенант авиации;
-май 1943 года — июнь 1944 года — командующий 1-й воздушной армией;
-19 августа 1944 года — генерал-полковник авиации;
-1944-1946 года — начальник Главного Управления боевой подготовки фронтовой авиации ВВС.

После войны:
-1946-1949 года — заместитель командующего Дальней авиацией;
-1949-1955 года — начальник Управления лётной службы МАП;
-с 1955 года генерал-полковник авиации Громов — в запасе;
-1959-1961 года — председатель Федерации тяжёлой атлетики СССР.

Жил в Москве. Умер 22 января 1985 года. Похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище. Его имя носит Лётно-исследовательский институт (г.Жуковский), на территории которого установлен его бюст. Его именем названа улица в Москве и площадь в Жуковском.

В своей статье «Молодым пилотам» Громов пишет: «Не надо смотреть на труд авиатора, как на труд легкий и только интересный. Труд пилота исключительно сложен, он требует от человека огромной выдержки и самообладания, физической выносливости, разностороннего развития, прекрасного знания авиации, географии, метеорологии, математики (и не только средней). Никогда на земле человеку не приходится вести такую напряженную и сложную работу, как пилоту в воздухе. С самого начала ученик должен овладеть безукоризненной постановкой самоконтроля. Если человек лишен самокритичности, если он не может анализировать свои движения, свое поведение, он никогда не может быть хорошим летчиком. Сколько бы человек ни летал, он всегда должен приобретать новое, ни один полет не должен пропадать даром.»

Награды:
-медаль «Золотая Звезда» Героя Советского Союза № 8;
-четыре ордена Ленина;
-орден Октябрьской Революции;
-четыре ордена Красного Знамени;
-орден Суворова 2-й степени;
-орден Отечественной войны 1-й степени;
-три ордена Красной Звезды.

2.Летчик-испытатель М.М.Громов

Летчик-испытатель М.М.Громов.

3.Командир АНТ-25 URSS-N025-01 Михаил Михайлович Громов

Командир АНТ-25 URSS-N025-01 Михаил Михайлович Громов.

5.М.М.Громов, С.А.Данилин, А.Б.Юмашев у самолета АНТ-25

М.М.Громов, С.А.Данилин, А.Б.Юмашев у самолета АНТ-25.

6.Ил-62М МЧС России Михаил Громов.

Ил-62М МЧС России «Михаил Громов».

.

.

Список источников:
Громов, Михаил Михайлович. Cайт «Герои Страны».
Е.Кригер. Герой Советского Союза М.М.Громов.