Снегирев Михаил Артемьевич (1891-1933).
Лётчик-испытатель.
Родился 26 января (7 февраля) 1891 года в г. Ярославле, в семье потомственных текстильщиков. После трех классов приходской школы, в 1903 году стал рабочим при текстильной фабрике.
С 1912 года в Русской Императорской Армии. Был солдатом в на Гатчинском аэродроме Авиационного отделения ОВШ.
В апреле 1914 года окончил моторно-авиационный класс АО ОВШ. Стал мотористом самолёта.
Участник Первой Мировой войны: в августе 1914-1915 годах — старший механик авиаотряда. Во 2-ом истребительном авиаотряде летал вместе с французским добровольцем, прапорщиком Пуарэ, а затем с известным летчиком А.М.Габер-Влынским.
В 1916 году окончил Московскую авиашколу как лётчик-истребитель.
С апреля 1916 года вновь на фронте в должности лётчика 2-го истребительного авиаотряда. Здесь старший унтер-офицер Снегирев сблизился с летчиком штабс-капитаном К.А.Калининым, будущим авиаконструктором.
С мая 1918 года в Красной Армии, готовил летные кадры в Московской авиашколе.
В сентябре 1918 года — апреле 1920 года был в плену у белочехов.
В 1918-1919 годах — служил у Колчака.
В мае 1920 года сражался против белополяков, в августе 1920 года — против Врангеля.
С апреля 1921 года — командир 4-го истребительного авиаотряда.
С 1923 года — командир отряда тренировочной авиаэскадрильи (на Центральном аэродроме).
В апреле-августе 1924 года — лётчик-инструктор Серпуховской высшей школы воздушного боя.
В 1924-1925 годах — лётчик-инструктор Московской высшей авиационной школы.
С сентября 1925 года по май 1927 года — на лётно-испытательной работе НИИ ВВС (до 1926 года — НОА).
4-12 июня 1926 года участвовал в круговом перелете на самолете-разведчике Р-1 по маршруту: Москва — Харьков — Севастополь — Ростов-на-Дону — Борисоглебск — Липецк — Гомель — Смоленск — Киев — Витебск — Ленинград — Москва. За 56 часов летного времени М.А.Снегирев пролетел 6500 км. Председатель ВЦИК М.И.Калинин вручил летчику Почетную грамоту и золотые часы.
С 1927 года в запасе. Окончил рабфак.
В 1927-1929 годах — лётчик «Укрвоздухпути». Параллельно с работой в ГВФ испытывал самолёты ОКБ К.А.Калинина.
С декабря 1929 года — начальник ЛИС Харьковского авиазавода. На заводе Снегирев испытал 36 моделей машин (всего ему довелось летать на пятидесяти типах самолетов, начиная с «Фарман-4» и кончая К-7). Поднял в небо и провёл испытания К-2 (12.05.1927 г.), К-3 (30.10.1927 г.), К-4 (июнь 1928 г.), К-5 (18.10.1929 г.), К-6 (09.08.1930 г.), К-7 (19.08.1933 г.).
22-24 августа 1928 года М.А.Снегирев выполнил перелет по маршруту: Харьков — Баку — Тифлис — Харьков на пассажирском самолете К-4 «Червона Украина» конструкции К.А.Калинина.
С 22 по 27 августа 1929 года М.А.Снегирев, штурман И.Т.Спирин и механик С.В.Кеглевич на К-4 «Червона Украина» выполнили перелет Харьков — Иркутск. С полной нагрузкой в 1500 кг прошли 10400 км за 73 час. Обратный путь из Иркутска в Москву с 29 августа по 1 октября 1929 года был пройден за 39 час. 11 мин. летного времени.
25 мая 1930 года после завершения заводских испытаний начался перелет экземпляра самолета К-5 с двигателем «Хорнет», который назвали «Сталин» по маршруту: Харьков — Киев — Винница — Зиновьевское — Кривой Рог — Днепропетровск — Сталино — Луганск — Краматорск — Харьков. Пилот М.А.Снегирев, механик С.В.Кегелевич. К.А.Калинин летел в качестве пассажира.
Погиб 21 ноября 1933 года в испытательном полете на самолете К-7.
Для повторного определения скорости на мерной базе отправились заместители К.А.Калинина — А.Т.Руденко и А.С.Балинский. Полет был назначен на субботу — 21 ноября. Калинин с О.Вишней поехал на охоту. Якобы Калинин запретил полеты, но без него приехал представитель Главка и потребовал повторного полета на мерный километр, так как по скорости и скороподъемности не дотягивали.
До этого К-7 уже успел налетать свыше 5 часов в воздухе. Задание предусматривало после взлета и набора высоты 1000 метров полет к мерному километру, над которым надо было снизиться, до высоты 100 метров и трижды пройти расчетную базу с максимальной скоростью.
В 14:35 К-7 с 20 членами испытательной бригады на борту вылетел на мерный километр. С воздуха все снимал К-5 и был еще один К-5, пилотируемый В.О.Борисовым с А.Я.Щербаковым (также зам. Калинина) на борту. На третьем проходе, когда дали по газам, на высоте 100 м самолет клюнул носом и под углом 30-40° на максимальной скорости врезался в землю. При ударе самолет подпрыгнул и проскочив 50 м загорелся. По воспоминаниям Д.А.Чебышева — одного из инженеров, участвовавшего в испытаниях: «В назначенное время К-7 пролетел над нами, летчик определил, что мы готовы к измерениям, и повел самолет в зону, где набрал скорость и опять пошел к нам. Не долетев до нас 3-4 км, вдруг неожиданно машина резко пошла к земле под углом 30-40° с максимальной скоростью. Удар о землю снес шасси. Самолет подпрыгнул и с работающими двигателями врезался в землю. Начался пожар.»
А вот что вспоминал один из пяти оставшихся в живых после катастрофы самолета членов экипажа, П.И. Семеренько: «При заходе за мерный километр Снегирев дал полный газ. Возникла вибрация хвостовых ферм. Ударов я насчитал 15-20. И вдруг к звуку гудения моторов присоединился звук разрыва нижнего лонжерона левой хвостовой балки. Разошедшиеся концы лонжерона защемили управление рулем высоты, и К-7 из снижения уже выйти не мог. В памяти отмечаю вибрацию, на глаз замеряю угол пикирования, повторяю вслух градусы. У земли машина дает левый крен. Жду конца. Рули высоты по-прежнему неподвижны. Удар…»
Вместе со М.А.Снегиревым погибли 13 человек — экипаж и пассажиры:
-А.В.Барышников — бортмеханик;
-П.Д.Кононенко — бортмеханик;
-Липпа — представитель ГУ ГВФ;
-А.Г.Жиронкин — начальник монтажного цеха;
-Л.М.Шкловский — прораб монтажного цеха;
-Л.Ф.Бабчинский — начальник ОТК;
-П.Н.Власов — главный механик ОТК;
-Г.М.Зарецкий — начальник группы проектного отдела;
-П.К.Сахно — техник по холодной обработке;
-В.С.Лиманский — техник-планировщик;
-А.А.Плетинский — нормировщик дюралевого цеха;
-П.И.Зайцев — техник деревообделочного цеха;
-Ф.И.Пилаш — слесарь.
Пять человек остались живы. Калинин из-за болезни сердца на два месяца вышел из строя.
Непосредственной причиной этой тяжелой катастрофы явилось разрушение нижнего пояса одной из хвостовых балок. Двухбалочная схема самолета с трехгранными балками не обеспечивала жесткость установки хвостового оперения. Для расследования причин аварии было организовано несколько компетентных комиссий, в которых участвовали самые видные авиационные специалисты страны. Выводы предполагали, что источником вибрации являлись серворули при некоторых режимах работы седьмого двигателя (он был расположен на задней кромке крыла). Но эту причину документально подтвердить не удалось. И только несколько лет спустя М.В.Келдыш нашел выход в борьбе с флаттером — необходима весовая балансировка рулей.
Снегирева похоронили на кладбище № 2, расположенном на Пушкинской улице в г.Харькове. На территории авиазавода был установлен памятник погибшим. Именем Снегирева была названа улица в Харькове (в 60-х годах переименована в ул.Ощепкова).
.
.
Список источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР до 1938 года.
«Моделист-конструктор» №11 за 1989 г. В.Савин. К-7.
Сайт «Ахтубинск сегодня». Яков Гельфандбейн. Река воспоминаний.