Гатчинские конструкции.

Под этим названием объединяются семь самолетов, строившихся в Учебном воздухоплавательном парке в 1909 году и позже по распоряжению командира парка генерала А.М.Кованько после предложения братьев Райт продать русскому военному ведомству десять бипланов их конструкции. Предложение не было принято, а самолеты решено было строить своими силами.

Были выделены офицеры-воздухоплаватели капитан М.В.Агапов, штабс-капитаны Б.В.Голубов, Б.Ф.Гебауер и А.И.Шабский, была составлены смета и приобретены семь разных двигателей мощностью от 35 до 55 л.с. Было решено строить трехместные самолеты разных типов, для того чтобы отобрать лучший из них.

Проектирование было начато весной 1909 года. Никто из проектировщиков до того не только не летал на самолетах, но даже не видел их в натуре. Тем не менее, после рассмотрения проектов была начата постройка аппаратов. Ею руководил военный инженер Н.Березовский, во многом помогавший авторам. 22 сентября самолеты были вывезены для окончательное сборки на Гатчинский аэродром. Примерно с 1 декабря 1909 года начались их испытания.

1.Самолет Шабского.

Схема аппарата — биплан-тандем с бипланным рулем высоты впереди и таким же рулем направления сзади. В каждой коробке крыльев имелись две вертикальные поверхности. Все было смонтировано на четырехгранном фюзеляже-ферме. Под ней имелись полозы и четыре колеса. На самолете был установлен двигатель «Renault» в 55 л.с., работавший на два винта, вынесенных на фермах в стороны посредством цепной неподачи. Профиль крыльев был сделан по тину птичьего крыла с упругой хвостовой частью, а между крыльями были подвесные элероны. Конструкция самолете оказалась непрочной и аппарат поломался при первой же попытке взлета.

2.Самолет Гебауера.

Девятиплан с несущими поверхностями в виде трех трипланов. Горизонтальное оперение состояло из четырех поверхностей, рулен направления два, были и поверхности, выполнявшие функции элеронов. Двигатель «Renault» мощностью 55 л.с. работал на два толкающих винта посредством цепной передачи. Из-за сложности конструкции самолет оказался очень непрочным и стал терять свои части уже на первом рулении. После доработок испытывался повторно, но в воздух не поднялся.

3.Самолет Голубова.

По схеме это был вариант биплана типа самолета «Райт», но с одним четырехлопастным винтом, работавшим посредством цепной передачи от двигателя «Chalmers» мощностью 35 л.с. Сзади была добавлена стабилизирующая бипланная коробка. Самолет полностью собран не был и не испытывался.

4.Самолет АПВ (А.П.Вернандер, начальник Главного инженерного управления).

Самолет проектировался коллективно, представлял собой триплан «ласточку» с передними рулями высоты на полозьях по типу самолета «Райт», с такими же рулями направления и со стабилизатором в форме ласточкина хвоста. Крылья в плане серповидные с концевыми элеронами. Двигатель «Esnault-Pelterie» мощностью 27 л.с. работал посредством конических передач на два толкающих винта, не параллельных оси самолета. Постройка не была закончена.

5.Триплан Агапова.

Это был триплан с рулями по схеме самолета «Райт», на полозах, к которым предполагалось приделать колеса. Двигатель «Renault» работал на два винта посредством цепной передачи. Самолет не был закончен постройкой и вместо него был построен другой.

6.«Фарман-Соммер» Агапова.

Биплан с передними дугами и шасси по типу «Соммера», но длиннее, что способствовало лучшей центровке, хвост — по типу «Фармана-III». Двигатель «Renault» мощностью 55 л.с. с толкающим винтом. Самолет получился удачным, успешно летал и в 1910-1912 годах применялся как учебный Авиационным отделом ОВШ на гатчинском аэродроме.

7.Самолет Ульянина.

Аппарат имел своеобразную схему: на трехгранной расчалочной ферме установлены последовательно бипланная коробка, монопланное крыло и впереди рули высоты и направления, элероны подвесные. Два больших толкающих винта приводились в движение от двух двигателей.
Подполковник С.А.Ульянин в 1908-м и 1909 годах демонстрировал хорошо летавшие модели своей конструкции, проект самолета был одобрен комиссией Главного инженерного управления. В 1909 году была начата его постройка, которая затянулась из-за неподачи к сроку двигателей ЕМY (40/50 л.с.). Конструктор отказался от применения бамбука, перешел на дерево и решил поставить двигатели «Gnome». Самолет не был закончен.

С.А.Ульянин, ранее работавший по воздушным змеям, предпочел заняться менее трудоемкими конструкциями. В 1912-1914 годах им были построены складной вариант самолета ПТА № 1, фотокамера для аэросъемки, палатка для самолетов, повозка для самолетов и др.

.

.

Источник:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.