Самолет «Проба».
Разработчик: Можаров
Страна: Россия
Первый полет: 1914 г.
В 1914 году крестьянами в селе Красивка под руководством инженера П.В.Можарова, закончившего Лейпцигский университет, был построен трехместный самолет моноплан который назвали «Проба». Непосредственно участвовали в строительстве его двоюродные братья Борис и Сергей. Вначале летал на нем лишь Петр Владимирович, а затем он катал всех желающих односельчан.
Инженер П.В.Можаров.
Самолет представлял из себя низкоплан с коробчатым фюзеляжем, обшитым фанерой. Фюзеляж собрали из труб, в носовой части закрепили двигатель воздушного охлаждения мощностью 35 л.с., французской фирмы «Anzani» с веерным расположением цилиндров.
Крылья имевшие деревянные нервюры и металлические ложероны, закрепили к фюзеляжу, на уровне пола кабины. Их обтянули тканью и покрыли лаком.
К трубчатым дугам над головой пилота подвесили бензобак, из которого топливо самотеком поступало в карбюратор двигателя. От этих же дуг шли расчалки, удерживавшие крылья, а также тросы тяг управления к рулям высоты. Тросы тяг управления, рулем направления, протянули под фюзеляжем.
Шасси имело лыжи с обрезиненными бегунками в передней части и облегченные, спицованные колеса с надувными шинами. На подрессоренной хвостовой опоре установили обрезиненный ролик.
Хвостовое оперение применили такое же как на самолетах Ф.Ф.Терещенко и И.И.Стеглау. Расположение руля направления сверху и снизу плоскостей управления высотой. Руль высоты поворачивался целиком.
Самолет стал достопримечательностью не только в округе, но и губернском городе Тамбове, где были наслышаны о полетах Можарова.
В 1918 году у дворян Можаровых реквизировали всё недвижимое имущество и технику: автомобили, катер, самолет «Проба» был также реквизирован и о его дальнейшей судьбе ничего не известно.
Самолет «Проба».
Фюзеляж самолета «Проба».
Трехместный самолет конструкции П.В.Можарова (на фото он — на самом верху) в момент проверки аппарата на прочность. Село Красивка (где он жил, переехав туда с родителями из с.Саюкино) Тамбовской губернии. Осень 1914 года.
Двигатель «Anzani» на самолете «Проба».
.
.
Источники:
Журнал «Техника-Молодежи» № 2, 2005 г. О.Курихин. Самолет, незамеченный историками техники.,
Журнал «Техника-Молодежи» № 1, 2006 г. О.Курихин. Петр Можаров и его мотоциклы.