Самолет «Проба».

Разработчик: Можаров
Страна: Россия
Первый полет: 1914 г.Самолет Проба

В 1914 году крестьянами в селе Красивка под руководством инженера П.В.Можарова, закончившего Лейпцигский университет, был построен трехместный самолет моноплан который назвали «Проба». Непосредственно участвовали в строительстве его двоюродные братья Борис и Сергей. Вначале летал на нем лишь Петр Владимирович, а затем он катал всех желающих односельчан.

Инженер Можаров П.В.

Инженер П.В.Можаров.

Самолет представлял из себя низкоплан с коробчатым фюзеляжем, обшитым фанерой. Фюзеляж собрали из труб, в носовой части закрепили двигатель воздушного охлаждения мощностью 35 л.с., французской фирмы «Anzani» с веерным расположением цилиндров.

Крылья имевшие деревянные нервюры и металлические ложероны, закрепили к фюзеляжу, на уровне пола кабины. Их обтянули тканью и покрыли лаком.

К трубчатым дугам над головой пилота подвесили бензобак, из которого топливо самотеком поступало в карбюратор двигателя. От этих же дуг шли расчалки, удерживавшие крылья, а также тросы тяг управления к рулям высоты. Тросы тяг управления, рулем направления, протянули под фюзеляжем.

Шасси имело лыжи с обрезиненными бегунками в передней части и облегченные, спицованные колеса с надувными шинами. На подрессоренной хвостовой опоре установили обрезиненный ролик.

Хвостовое оперение применили такое же как на самолетах Ф.Ф.Терещенко и И.И.Стеглау. Расположение руля направления сверху и снизу плоскостей управления высотой. Руль высоты поворачивался целиком.

Самолет стал достопримечательностью не только в округе, но и губернском городе Тамбове, где были наслышаны о полетах Можарова.

В 1918 году у дворян Можаровых реквизировали всё недвижимое имущество и технику: автомобили, катер, самолет «Проба» был также реквизирован и о его дальнейшей судьбе ничего не известно.

1.Самолет Проба.

Самолет «Проба».

2.Самолет построенный П.В. Можаровым.

Фюзеляж самолета «Проба».

3.АННОТАЦИЯ.

Трехместный самолет конструкции П.В.Можарова (на фото он — на самом верху) в момент проверки аппарата на прочность. Село Красивка (где он жил, переехав туда с родителями из с.Саюкино) Тамбовской губернии. Осень 1914 года.

4.Двигатель Anzani на самолете Проба.

Двигатель «Anzani» на самолете «Проба».

.

.

Источники:
Журнал «Техника-Молодежи» № 2, 2005 г. О.Курихин. Самолет, незамеченный историками техники.,
Журнал «Техника-Молодежи» № 1, 2006 г. О.Курихин. Петр Можаров и его мотоциклы.