Самолёт «Кудашев-1».

Разработчик: А.С.Кудашев
Страна: Российская Империя
Первый полет: 23 мая 1910 г.

В Российской Империи в сентябре — ноябре 1909 года прошли демонстрационные полеты французских гастролеров Ж.Леганье и А.Гюйо, появились первые дипломированные русские летчики — М.Н.ЕфимовН.Е.Попов, С.И.Уточкин, их число все время увеличивалось. Они ввезли в Россию много иностранных самолетов, их повсеместно начали копировать, особенно после успешных полетов во многих городах. В столице в апреле 1910 года с успехом прошла Первая Всероссийская авиационная неделя.

Одним из первых, кто построил свой самолет, стал киевский инженер А.С.Кудашев. Однако его конструкция в известной степени отличалась от исходного прототипа «Соммер», прежде всего хвостовым оперением. Кроме того, он переставил мотор и заменил толкающий винт на тянущий, получив, таким образом, фактически оригинальную конструкцию. Сейчас также нет никаких сомнений и в оригинальности конструкций первых самолетов И.И.Сикорского и Я.М.Гаккеля, их описания неоднократно и весьма подробно рассмотрены в исторической литературе.

Во время постройки самолета случилось несколько неприятных инцидентов. Так, 20 мая газета «Киевлянин» писала, что на днях «…во время испытания мотора разорвался пропеллер, поскольку слишком тонкие болты, которые крепили его к мотору, врезались в дерево и тем ослабили его прочность. Обломки винта разлетелись в разные стороны со страшной силой. Несчастных случаев с людьми не произошло.» Новый воздушный винт князю подарил еще никому не известный студент Игорь Сикорский, ставший впоследствии знаменитым авиаконструктором.

Биплан Кудашева (Кудашев-1) — ферменный биплан с передним рулем высоты и хвостовым оперением — стабилизатором и рулем направления. Двигатель «Anzani» в 35 л.с. с тянущим винтом был установлен над передней кромкой нижнего крыла. Передние фермы, несущие руль высоты, переходили в полозья низкого шасси, к которым крепилась ось с колесами. Под хвостом было третье колесо. Крылья — двухлонжеронные одинакового размаха, но у верхних, несших элероны, длина хорды на 0,2 м больше. Каркас самолета был сделан из сосновых брусков и реек. Стойки коробки крыльев и стержни ферм имели круглое сечение. Обтяжка — прорезиненное полотно.

На этом самолете А.С.Кудашев 23 мая (5 июня по новому стилю) 1910 года совершил полноценный полет на несколько десятков метров в длину, первый в России. Официально он зарегистрирован не был, так как выполнялся без предупреждения. Приведем здесь некоторые заметки в прессе того времени:

«23 мая, утром, инженер путей сообщения князь А.С.Кудашев, производил предварительное испытание построенного им аэроплана собственной системы… А.С.Кудашеву удалось два раза подняться на воздух и пролететь несколько десятков саженей, причем последний раз на высоте полутора сажень. Аэроплан… является таким образом, первым русским аэропланом, поднявшимся на воздух… и исполнен целиком в Киеве».

«23 мая состоялся на незначительной высоте пробный полет профессора политехнического института князя Кудашева на аэроплане собственной конструкции.»

Газета «Киевлянин» сообщала: «Вчера, 23 мая, на Сырецком ипподроме состоялся первый полет русского авиатора на аэроплане, построенном в России. Честь первого полета на русской летательной машине принадлежит инженеру князю А.С.Кудашеву…»

Еще одно известие о полете Кудашева содержится в письме профессора КПИ Н.А.Артемьева от 23 мая 1910 года в редакцию журнала «Аэро- и автомобильная жизнь». Описывая полет, он указал, что самолет преодолел по прямой 70 м. Автор не преминул отметить, что «…аэроплан А.С.Кудашева является первым русским аэропланом, который поднимался в воздух.»

Свидетелями полета также были математик, пропагандист планеризма Николай Борисович Делоне (1856-1931) и его сын, математик, будущий член-корреспондент АН СССР Борис Николаевич (1890-1980). Оба они отмечали, что «…эти детские начинания производили на собравшихся неизгладимые впечатления.» Уже на склоне лет Б.Н.Делоне так описал знаменательное событие: «…в Киеве летал князь Александр Сергеевич Кудашев и летал на своем собственном самолете. Вначале он катался на нем по полю за Пушкинским парком, по утрам, а потом, в мае, наконец-то и полетел. Мы все это видели: это было потрясающее зрелище. Правда, я не знал, что Кудашев — профессор КПИ, думал, что он — великовозрастный студент.»

По имеющимся сведениям, Кудашеву удалось совершить на своем первом аэроплане всего 4 полета. К сожалению, при выполнении последнего из них аппарат налетел на забор и был сломан.

ЛТХ:

Модификация: «Кудашев-1»
Размах крыла, м: 9,00
Длина самолета, м: 10,00
Площадь крыла, м2: 34,00
Масса, кг
-пустого самолета: 330
-нормальная взлетная: 420
Тип двигателя: 1 х ПД «Anzani»
-мощность, л.с.: 1 х 35
Максимальная скорость, км/ч: 60
Крейсерская скорость, км/ч: —
Практическая дальность, км: —
Практический потолок, м: —
Экипаж, чел: 1

1.Кудашев-1 в окружении зрителей.

Самолет «Кудашев-1» в окружении зрителей.

2..

Князь А.С.Кудашев в своем первом самолете. Киев. Сырецкий ипподром. 23 мая 1910 г.

Самолет «Кудашев-1» возле сарая в котором он был построен.

Самолет «Кудашев-1».

7.Модель самолета Кудашев-1.

Модель самолета «Кудашев-1».

«Кудашев-1». Рисунок.

.

.

Список источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Авиация и Космонавтика. Анатолий Демин. Авиация — национальная гордость России.
Журнал «Авиация и время» 2010 г. спецвыпуск. Создатель первого отечественного самолета.
Архив ЦГАКФФД.