Самолёт-разведчик С-10.

Разработчик: И.И.Сикорский
Страна: Российская Империя
Первый полет: 1913 г.1.Биплан Сикорского С-10 1913 г.

Под этим названием объединено около 16 близких по типу самолетов и их модификаций с различными двигателями, сухопутных и поплавковых. По схеме и конструкции они мало отличались от самолета С-6Б и были трех- и четырехстоечными бипланами с различными двигателями. Первый С-10 был, по сути, облегченным за счет снижения прочности самолетом И.И.Сикорского С-6Б.

Фюзеляж самолета прямоугольного сечения с полукруглым гаргротом, имел деревянный каркас и обшивался фанерой (4-мм в носовой части и 3-мм в хвостовой). Капот двигателя изготавливался из алюминиевых листов. Самолет был двухместный, причем в кабине пилоты располагались рядом, а штурвал управления был перекидной от одного летчика к другому.

Крыло двухлонжеронное, цельнодеревянной конструкции, обтянутое полотном. Элероны — только на верхнем крыле. Между нижним крылом и фюзеляжем были просветы по 0,45 м для обзора вниз. Оперение обычного типа со стабилизатором и треугольным килем. Каркас изготавливался из дерева и обтягивался полотном. Стойки крыла деревянные. Растяжки имели оригинальную, присущую машинам И.И.Сикорского конструкцию: это были две параллельно натянутые стальные проволоки с деревянной прокладкой между ними, обмотанные шнуром. Эта конструкция позволяла почти в 2 раза снизить аэродинамическое сопротивление растяжек.

Шасси имело необычную конструкцию, применяемую в основном только на машинах «РБВЗ». На V-образных стойках из дерева и стальных труб крепились две двухколесные тележки с короткими осями.

Двигатели ставились различные: 7-цилиндровые, ротативные «Gnome» (80 л.с.), «Gnome Monosoupape» (100 л.с.), 9-цилиндровые «Anzani» (125 л.с.), рядные 8-цилиндровые «Argus» (100 л.с.). В последнем случае имелись бортовые радиаторы. Вооружение отсутствовало. Топливные баки под крылом имели обтекаемую форму.

Самолет С-10А конкурсный 1913 года отличался от предыдущего тем, что сиденья были одно за другим (летчик сзади) и размах крыла уменьшен на один пролет с каждой стороны. Благодаря предельной простоте узлов разъема лонжеронов крыла (плоские накладки) всегда можно было вновь вставить эти пролеты с их стойками. Консоли крепились на петлях и могли быть опущены для удобства хранения. Двигатель — «Anzani» в 125 л.с. (фактически 100 л. с.).

Скорость и потолок самолета этого варианта были значительно больше, чем у предыдущего самолета, но тем не менее его показатели не давали оснований ожидать успеха на конкурсе. Поэтому испытания его не были доведены до конца, хотя летчик Г.В.Алехнович поставил на этом самолете всероссийский рекорд высоты — 3420 м и с этой высоты планировал от Красного Села до Корпусного аэродрома. Позднее двигатель «Anzani» был сменен на «Gnome Monosoupape», а самолет в августе 1914 года был установлен на поплавки.

Самолет С-10 с двигателем «Argus» в 100 л.с. был выпущен в 1913 году в двух неодинаковых экземплярах с трех- и четырехстоечной коробкой крыльев, при которой полетная масса достигала 1150 кг, в том числе масса нагрузки 500 кг (весовая отдача до 44 %).

Модификации:
С-10 — конкурсный 1913 г. — построенный для конкурса самолет с двигателем «Gnome» (80 л.с.). Машина имела исключительную весовую отдачу.
С-10А — сиденья были расположены одно за другим, более мощный двигатель «Anzani» (125 л.с.). Размах крыла был уменьшен на один пролет. Летные данные улучшились.
С-10 «Аргус» — несколько машин были выпущены с двигателем «Argus» (100 л.с.) как с трехстоечной, так и с четырехстоечной коробкой.
С-10 «Гном-Моносупап» — вариант с двигателем «Gnome Monosoupape» (100 л.с.).
С-10 «Гидро» — поплавковый самолет. В основном строился с двигателем «Argus» (100 л.с.). Поплавки деревянные, по типу поплавков самолета C-5A, но больших размеров. Вместо 8 стоек у C-5A поплавки крепились 10 стойками. Одна машина была с двигателем «Gnome Monosoupape» (100 л.с.), другая — с двигателем «Argus» (115 л.с.).

Все машины применялись как разведчики в начале Первой Мировой войны.

ЛТХ:

Модификация: С-10
Размах крыла, м
-верхнего: 13,68
-нижнего: 8,80
Длина, м: 8,00
Высота, м: 3,20
Площадь крыла, м2: 35,00
Масса, кг
-пустого самолета: 550
-нормальная взлетная: 850
Тип двигателя: 1 х ПД «Argus»
-мощность, л.с.: 1 х 100
Максимальная скорость, км/ч: 100
Крейсерская скорость, км/ч: 74
Скороподъемность, м/мин: —
Практический потолок, м: 3400
Экипаж, чел: 2

2.С-10 с двигателем Gnom Monosoupape.

Самолет С-10 с двигателем «Gnom Monosoupape».

6.Летчик в кабине самолета С-10 с двигателем Gnom Monosoupape.

Летчик в кабине самолета С-10А с двигателем «Anzani».

С-10 с двигателем Аргус

С-10бис с двигателем «Argus».

5.Пилот Алехнович у С-10А (без капота) на конкурсе в С-Пб. 1913 г.

Пилот Алехнович у самолета С-10А на конкурсе военных аэропланов 1913 г. в Санкт-Петербурге. 

7.Самолет С-10 № 101 конкурсный на Коменд. аэ.

Конкурсный самолет С-10 № 101 на Комендантском аэродроме.

8.Самолет С-10 № 101 конкурсный на Коменд. аэ.

Конкурсный самолет С-10 № 101 на Комендантском аэродроме.

9.Самолет С-10 № 101 конкурсный на Коменд. аэ.

Конкурсный самолет С-10 № 101 на Комендантском аэродроме.

10.Результаты конкурса военных аэропланов.

Результаты конкурса военных аэропланов.

11.Проекции С-10 № 101. Рисунок.

Проекции С-10 № 101. Рисунок.

12.С-10А. Схема.

С-10А. Схема.

13.С-10Б. Схема.

С-10Б. Схема.

14.С-10бис. Схема.

С-10бис. Схема.

15.С-10 № 101 конкурсный. Схема.

С-10 № 101 конкурсный. Схема.

.

.

Список источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Г.И.Катышев, В.Р.Михеев. Крылья Сикорского.
В.Р.Михеев.Неизвестный Сикорский. «Бог» вертолетов.
Александр Савин. Русский Авиационный Музей. Сикорский С-10.
Фотоархив ЦГАКФФД.