Многоцелевой истребитель МиГ-31БМ.

Разработчик: ОКБ МиГ
Страна: Россия
Первый полет: 1999 г.

В условиях резкого снижения государственного финансирования, когда массовые закупки новых самолетов МиГ-31М стали практически невозможными, в 1997 году начались работы по модернизации истребителя-перехватчика МиГ-31Б в многоцелевой самолет МиГ-31БМ, имеющий значительно увеличенные боевые возможности. Машину оснастили системой управления вооружением, модернизированной с использованием технического задела, полученного в ходе работы по созданию СУВ «Заслон-М». Если раньше самолеты этого семейства классифицировались лишь как дальние истребители-перехватчики, то новый «МиГ» стал многоцелевым самолетом, несущим высокоточное оружие для поражения как воздушных, так и наземных целей. За счет модернизации БРЭО и вооружения эффективность МиГ-31БМ по сравнению с МиГ-31 выросла в 2,6 раза.

12 января 1999 года, одновременно с показом «таинственного» МФИ, «микояновцы» впервые выкатили МиГ-31БМ на всеобщее обозрение.

БРЛС «Заслон» доработан НИИП до уровня, близкого техническому уровню комплекса «Заслон-М», созданного для самолета МиГ-31М. Станция МиГ-31БМ способна обнаруживать типовые воздушные цели на почти вдвое большей дальности. Дальность обнаружения воздушных целей класса «истребитель» доведена до 320 км, а дальность их поражения — до 280 км. В ходе испытаний продемонстрирована возможность уничтожения самолетов противника в дальнем ракетном бою на дистанции порядка 280 км, что в настоящее время недоступно ни одному зарубежному истребителю. Для сравнения, лучший американский перехватчик Нортроп-Грумман F-14D «Томкэт» способен поражать воздушные цели на дальности не более 180 км. Бортовой радиолокационный комплекс МиГ-31БМ способен одновременно сопровождать до 10 воздушных целей, 6 из которых могут быть одновременно обстреляны ракетами Р-33С или Р-37 (последние — на дальность до 280 км). Достигнута возможность перехвата целей, летящих со скоростью, соответствующей М=6, улучшены другие характеристики комплекса.

Представленный на показе в Жуковском самолет МиГ-31БМ нес на подфюзеляжных конформных узлах подвески четыре ракеты типа Р-33С дальнего действия с радиолокационным наведением и одной противорадиолокационной УР Х-31П, подвешенной под левой консолью. Помимо УР класса «воздух-воздух» большой дальности новая модификация «мига» оснащена и наиболее совершенными в настоящее время ракетами средней дальности РВВ-АЕ (до 4 единиц), которые разместились на подкрыльевых узлах. Сохранены в составе комплекса вооружения и мощные ракеты типа Р-40ТД (две), доставшиеся МиГ-31 «по наследству» еще от перехватчика МиГ-25П.

Модернизированные варианты самолета могут оснащаться противорадиолокационными ракетами Х-31П, Х-25МП или Х-25МПУ (до шести единиц), противокорабельными УР X-31А (до шести), ракетами класса «воздух-поверхность» Х-59 и Х-29Т (до трех) или Х-59М (до двух единиц), до шести корректируемых авиабомб КАБ-1500 или до восьми КАБ-500 с телевизионным или лазерным наведением. Максимальная масса боевой нагрузки составляет 9000 кг.

Бортовое оборудование самолета МиГ-31БМ обеспечивает возможность эффективного взаимодействия с зенитными ракетными комплексами ПВО. Кроме борьбы с воздушными и наземными целями этот самолет может использоваться и в качестве своеобразного воздушного командного пункта, координирующего действия истребителей других типов, оснащенных менее мощными радарами. Оборудование МиГ-31БМ обеспечивает и весьма «экзотические» сценарии боевого применения истребителей. Так, перехватчик может наводить на воздушные цели ракеты, запущенные с борта других истребителей, сближающихся с противником на дистанцию ракетного залпа в режиме радиолокационного молчания. В ряде боевых ситуаций подобная тактика может существенно повысить эффективность истребительной группы. МиГ-31 в настоящее время является единственным в мире серийным самолетом, способным эффективно бороться с малозаметными и маловысотными крылатыми ракетами типа ALCM или «Томагавк», Подобные цели он способен поражать с первого захода. Как считают российские специалисты, если бы Ирак в ходе операции «Лиса пустыни» зимой 1998-1999 годов располагал самолетами МиГ-31, целей на территории этой страны достигло бы не более 10% американских и английских крылатых ракет.

Истребители МиГ-31БМ из Центра боевого применения в Савостлейке, совместно с другими самолетами, в 1998 году уже принимали участие в научно-тактических учениях, где в ходе одного вылета, сопровождавшегося нескольким дозаправками в воздухе, каждая машина решала ряд различных боевых задач.

Первоначально фирма Микояна из-за малых шансов получить заказы на этот самолет от собственных ВВС предложила его Китаю и Индии. Но сейчас, по словам Главнокомандующего ВВС, в вариант МиГ-31БМ будут дорабатываться практически все российские МиГ-31. Истребители этого типа, обладающие уникальными боевыми возможности, планируется сохранить в боевом строю.

Первый модернизируемый МиГ-31 оснащался новым оборудованием на летной станции в Жуковском. АО «Русская авионика» была разработана для него принципиально новая компоновка обеих кабин. Основным недостатком прежней компоновки являлось отсутствие у летчика информации о тактической обстановке: командир не знал, что делает штурман. Теперь в передней кабине с правой стороны приборной доски установлен многофункциональный ЖК-индикатор размером 6х8 дюймов (аналогичный использованному на МиГ-29СМТ). Более существенным изменениям подверглась кабина штурмана-оператора, в которой расположено три таких индикатора, на которые может выводиться самая разнообразная информация (тактическая, навигационная, радиолокационная, «картинки» телевизионных датчиков управляемых средств поражения и т.п.). Самолет получил также индикатор на лобовом стекле, заменивший прежний ППИ.

Навигационный комплекс, которым оснащается модернизированный МиГ-31, в значительной степени унифицирован с МиГ-29СМТ (в его состав входит приемник спутниковой навигации). В результате доработки парка истребителей МиГ-31 при участии «Русской авионики» отечественные ВВС получили практически новый самолет, имеющий широкий спектр боевого применения.

На экспортном варианте этого истребителя — МиГ-31ФЭ — могут устанавливаться и интегрироваться с российскими системами образцы вооружения и оборудования западного производства.

ЛТХ:

Модификация: МиГ-31БМ
Размах крыла, м: 13,46
Длина, м: 22,67
Высота, м: 6,10
Площадь крыла, м2: 61,60
Масса, кг
-пустого самолета: 21825
-нормальная взлетная: 42400
-максимальная взлетная: 48200
Тип двигателя: 2 х ДТРД Соловьев Д30Ф-6М
Тяга нефорсированная, кН: 2 х 16500
Максимальная скорость, км/ч
-на большой высоте: 3000 (М=2,83)
-у земли: 1500
Практическая дальность, км
-с ПТБ: 3300
-без ПТБ: 2500
Боевой радиус действия, км
-без ПТБ со скоростью М 1: 720
-с ПТБ со скоростью М 1: 1200
-c ПТБ со скоростью М 1: 1400
-c одной дозаправкой и скоростью М 1: 2000
Максимальная скороподъемность, м/мин: —
Практический потолок, м: 20000
Экипаж, чел: 2
Боевая нагрузка, кг: 9000
Вооружение: 1 х 23-мм шестиствольная пушка ГШ-6-23 (260 патронов); до 6 х УР большой дальности Р-33С или Р-37;
до 4 УР средней дальности Р-77 или РВВ-АЕ; 2 х УР Р-40ТД; 3 х УР «воздух-поверхность» Х-59 и Х-29Т или 2 Х-59М; 6 х ПКР X-31А; до 6 противорадиолокационная УР Х-31П, Х-25МП или Х-25МПУ; до 6 корректируемых авиабомб КАБ-1500 или 8 х КАБ-500 с телевизионным или лазерным наведением.

1.Опытный МиГ-31БМ на стоянке.

Опытный МиГ-31БМ на стоянке.

2.Истребитель МиГ-31БМ

Истребитель МиГ-31БМ на стоянке.

3.Истребитель МиГ-31БМ на стоянке.

Истребитель МиГ-31БМ на стоянке.

МиГ-31БМ на рулежке.

4.МиГ-31БМ на рулежке.

МиГ-31БМ на рулежке.

МиГ-31БМ на взлете.

5.МиГ-31БМ на взлете

МиГ-31БМ на взлете.

МиГ-31БМ на взлете. Фото / Дмитрий SherHunter.

5а.Взлет пары истребителей-перехватчиков МиГ-31БМ.

Взлет пары истребителей-перехватчиков МиГ-31БМ.

6.МиГ-31БМ после дозаправки.

МиГ-31БМ после дозаправки.

МиГ-31БМ с ракетами Р-33.

6а.Пуск ракеты Р-73 с МиГ-31БМ

Пуск ракеты Р-73 с МиГ-31БМ.

МиГ-31БМ Заходит на посадку. Фото / Ванёк Скляров.

МиГ-31БМ на посадке.

7.МиГ-31БМ после посадки.

МиГ-31БМ после посадки.

8.Кабины летчика и штурмана опытного МиГ-31БМ борт № 58.

Кабины летчика и штурмана опытного МиГ-31БМ борт № 58.

9.Кабина пилота МиГ-31БМ.

Кабина пилота МиГ-31БМ.

10.Кабина штурмана МиГ-31БМ.

Кабина штурмана МиГ-31БМ.

.

.

Список источников:
Крылья России. История и самолеты ОКБ «МиГ».
Мир авиации. Александр Ларионов. Чемодан из гастронома.
Крылья Родины. Василий Панков. Флагман ПВО.
Техносерия. М.Никольский. МиГ-31 — Страж российского неба.
Крылья Родины. Владимир Ильин. «Английская гончая» с красными звездами.
Владимир Ильин. Самые скоростные истребители МиГ-25 и МиГ-31.
Фотоархив сайта russianplanes.net