Учебно-тренировочный самолет СР-10.

Разработчик: КБ САТ (Современные авиационные технологии).
Страна: Россия
Первый полет: 2015 г.

СР-10 — двухместный учебно-тренировочный самолёт для подготовки лётчиков в учебных заведениях ВВС и ГА, также предполагается его использование для проведения соревнований по высшему пилотажу на реактивных самолётах. СР-10 расшифровывается как «Самолёт реактивный, со стреловидностью крыла — 10°».

Разработка СР-10 была начата в 2007 году на инициативных началах и предполагала исследование возможностей создания лёгкого реактивного спортивно-пилотажного самолёта взлетной массой порядка 2700 кг. По ходу работ создатели машины пришли к выводу, что СР-10 может с успехом использоваться и в качестве двухместного учебно-тренировочного самолёта первоначальной и основной подготовки летчиков, заменив в этой роли неумолимо устаревающие и исчерпывающие свой ресурс более тяжелые, а значит и менее эффективные чешские L-39 – основные УТС такого класса в ВВС России и многих других стран. К СР-10 в роли УТС уже проявлен серьезный интерес. На МАКС-2009 был представлен макет самолёта СР-10.

В КБ «САТ» надеются, что их проект может заинтересовать российские ВВС, парк учебных самолетов L-39 которых давно нуждается в замене. Ведь заказанный ВВС России новый учебно-боевой Як-130 является, по сути, самолётом повышенной подготовки, а более простых и дешевых реактивных машин для получения первоначальных лётных навыков у нас нет. СР-10 вполне может занять эту нишу, взяв на себя и значительный объем основной лётной подготовки курсантов, которая проводится сейчас на более тяжелых L-39.

Проект самолета СР-10 участвовал в открытом конкурсе Министерства обороны России весной 2014 года на лучший проект самолета первоначального обучения совместно с проектом самолета Як-152, но победителем открытого конкурса стал Як-152. Однако после этого были начаты активные действия по продолжению продвижения СР-10 Министерству обороны — теперь уже в качестве «промежуточного» типа. Теперь СР-10 предлагается в качестве второго самолёта после самолёта первоначального обучения.

Построенный по нормальной аэродинамической схеме с высокорасположенным крылом размахом 8,4 м со стреловидностью по передней кромке — 10° и однокилевым оперением с цельноповоротным стабилизатором самолёт СР-10 имеет длину 9,59 м и нормальную взлетную массу 2400 кг (максимальная взлетная и максимальная посадочная масса – 2700 кг). Самолет выполнен цельнокомпозитным. Расчетная максимальная скорость полёта составляет 900 км/ч (М=0,85), практический потолок – 6000 м, практическая дальность полета – 1200 км. Диапазон эксплуатационных перегрузок – от +9 до -6, что позволяет выполнять на нем любой комплекс пилотажа.

В качестве силовой установки пока рассматривается один двухконтурный турбореактивный двигатель АИ-25ТЛШ тягой 1850 кгс, но проработана возможность установки и современных двигателей типа РД-1700 и АЛ-55И тягой 1700-1760 кгс. Система управления самолётом – механическая, с гидроусилителями. В зависимости от требований и финансовых возможностей заказчика, информационно-управляющее поле кабины может формироваться как из традиционных электромеханических приборов, так и современных многофункциональных индикаторов. Экипаж самолёта СР-10 будет размещаться на высоконадежных катапультируемых креслах типа К-36ЛТ-3,5.

Конечно, поверить в то, что небольшой «частный» конструкторский коллектив способен создать и запустить в серию эффективный современный реактивный самолет, летающий со скоростью почти 900 км/ч, а тем более в то, что его будут закупать военные – нелегко. Но ведь, вспомним, ещё несколько лет назад никто не верил, что энтузиасты из КБ «САТ» смогут вернуть в небо Як-30 и Як-32. Еще бы – они же не летали более 45 лет… Но ведь смогли! И сегодня оба «Яка» регулярно поднимаются в воздух, радуя своих реставраторов и всех, кому небезразлична история отечественной авиации.

Как сообщалось 27 августа 2014 года на сайте КавПолит, производство самолётов СР-10 планируется организовать на дагестанском заводе «Авиаагрегат». Заводом «Авиаагрегат» и предприятием «САТ» запланировано с 2015 года по 2016 год выпустить 28 машин СР-10.

25 декабря 2015 года без особой огласки на аэродроме Орешково (Воротынск, Калужская область), ранее приинадлежавшем учебному авиационному центру ДОСААФ (а ныне аэроклубу «Альбатрос Аэро»), cовершил первый полет, первый опытный образец легкого реактивного двухместного учебно-тренировочного и спортивно-пилотажного самолета СР-10, разработанного ООО «Конструкторское бюро «Современные авиационные технологии» (КБ «САТ», Москва) под руководством Дмитрия Архиповича Кибец. Пилотировали самолет в первом полете летчик-испытатель Ю.М.Кабанов и летчик М.Миронов. Прототип оснащен двигателем АИ-25ТЛ (по-видимому, бывшим в употреблении).

В июне 2016 года, на совещании в Министерстве обороны, принято решение о целесообразности продолжения разработки самолёта СР-10 и проведении в 2017 году государственных совместных испытаний (ГСИ). В мае 2016 года лётные испытания самолёта начались на авиабазе ВКС России в подмосковной Кубинке. Самолёт был окрашен в ярко-красный цвет.

Первые учебно-тренировочные самолеты СР-10 для Воздушно-космических сил России будут выпущены в конце 2017 года, к 2020 году планируется передать на испытания партию примерно из 20 машин. Об этом сообщил ТАСС представитель конструкторского бюро «Современные авиационные технологии» («САТ»), где разрабатывают СР-10.

СР-10 будут оснащаться двигателями из запасов Минобороны. «На проходящем испытания самолете СР-10 установлен двигатель АИ-25ТЛ, который стоит на учебных Л-39. Для самолетов опытной партии, по решению военного ведомства, также предполагается использовать этот двигатель», — сказал представитель конструкторского бюро. «Самое главное — двигателей в запасе достаточно для обеспечения парка самолетов СР-10 на ближайшие несколько лет.»

ЛТХ:

Взлётный вес нормальный, кг: 2400
Взлётный вес максимальный, кг: 2700
Посадочный вес нормальный и максимальный, кг: 2000
Максимальная маневренная скорость, км/ч: 700
Максимальная скорость горизонтального полёта, км/ч: 900
Максимальное число М полёта: 0,85
Скорость отрыва, км/ч: 190
Посадочная скорость, км/ч: 185
Крейсерская скорость на H = 6000 м, км/ч: 520
Минимальный радиус установившегося виража, м: 290
Максимальная угловая скорость вращения по крену, рад/с: 7
Диапазон эксплуатационных перегрузок, ед: +9…-6
Максимальная скороподъёмность у земли, м/с: 60
Практический потолок, м: 6000
Максимальная дальность, км: 1500
Экипаж, чел.: 2.

1.Полноразмерный макет самолета СР-10 на авиасалоне МАКС-2009.

Полноразмерный макет самолета СР-10 на авиасалоне МАКС-2009.

2.Полноразмерный макет самолета СР-10 на авиасалоне МАКС-2009.

Полноразмерный макет самолета СР-10 на авиасалоне МАКС-2009.

3.Полноразмерный макет самолета СР-10 на авиасалоне МАКС-2009.

Полноразмерный макет самолета СР-10 на авиасалоне МАКС-2009.

4.Полноразмерный макет самолета СР-10 на авиасалоне МАКС-2009.

Полноразмерный макет самолета СР-10 на авиасалоне МАКС-2009.

5.Полноразмерный макет самолета СР-10 на авиасалоне МАКС-2009.

Полноразмерный макет самолета СР-10 на авиасалоне МАКС-2009.

6.Сборка первого самолета СР-10.

Сборка первого самолета СР-10.

Подготовка СР-10 к полету. 1

Подготовка СР-10 к полету.

Подготовка СР-10 к полету. 2

Подготовка СР-10 к полету.

Подготовка СР-10 к полету. 3

Подготовка СР-10 к полету.

Подготовка СР-10 к полету. 4

Подготовка СР-10 к полету.

Подготовка СР-10 к полету. 5

Подготовка СР-10 к полету.

СР-10 на рулежке.

СР-10 на рулежке.

СР-10. Вид спереди.

СР-10 на рулежке.

7.Первый полет самолет СР-10. 25.12.2015 г.

Первый полет самолета СР-10. Аэродром Орешково, 25.12.2015 г.

8.Первый полет самолет СР-10. 25.12.2015 г.

Первый полет самолета СР-10. Аэродром Орешково, 25.12.2015 г.

Первый полет самолет СР-10. 25.12.2015 г.

Первый полет самолета СР-10. Аэродром Орешково, 25.12.2015 г.

9.Первый полет самолет СР-10. 25.12.2015 г.

Первый полет самолета СР-10. Аэродром Орешково, 25.12.2015 г.

Первый полет самолет СР-10. 25.12.2015 г. 2

Первый полет самолета СР-10. Аэродром Орешково, 25.12.2015 г.

10.Первый полет самолет СР-10. 25.12.2015 г.

Первый полет самолета СР-10. Аэродром Орешково, 25.12.2015 г.

СР-10 после покраски. 2016 г.

СР-10 после покраски. 2016 г.

СР-10 после покраски. 2016 г.

Учебно-тренировочный самолет СР-10. Авиабаза ВВС России в Кубинке. 2016 г.

Учебно-тренировочный самолет СР-10. Авиабаза ВВС России в Кубинке. 2016 г.

Учебно-тренировочный самолет СР-10. Авиабаза ВВС России в Кубинке. 2016 г.

СР-10 на взлете. Авиабаза ВВС России в Кубинке.

Учебно-тренировочный самолет СР-10. Авиабаза ВВС России в Кубинке. 2016 г.

СР-10 после взлета. Авиабаза ВВС России в Кубинке.

Учебно-тренировочный самолет СР-10. Авиабаза ВВС России в Кубинке. 2016 г.

Учебно-тренировочный самолет СР-10. Авиабаза ВВС России в Кубинке. 2016 г.

11.Передняя кабина самолета СР-10.

Передняя кабина самолета СР-10.

12.Проекции СР-10. Рисунок 1.

Проекции СР-10. Рисунок 1.

13.Проекции СР-10. Рисунок 2.

Проекции СР-10. Рисунок 2.

.

.

Список источников:
Сайт «Dogs of War» (http://www.dogswar.ru). Учебно-тренировочный самолет СР-10.
Сайт «Авиаторы и их друзья» (http://aviator.guru).
Сайт «Деловой портал Юга России» (http://expertsouth.ru). Дагестанский «Авиаагрегат» будет выпускать самолёты СР-10.
Сайт «WarWall» (http://warfiles.ru/show-104584-pervyy-polet-samoleta-sr-10.html). Первый полет самолета СР-10.
ТАСС. Производство учебного самолета СР-10 начнется в конце 2017 года.
Фотоархив сайта russianplanes.net