Учебно-тренировочный самолет Як-152.

Разработчик: ОКБ Яковлева
Страна: Россия
Первый полет: 2016 г.

Проект самолета Як-152 разрабатывался собственными силами ОКБ им А.С.Яковлева в 90-е годы на базе двухместного Як-54. На момент создания самолет получил обозначение Як-54М. Предпосылкой к созданию самолета послужило отсутствие подготовки летного состава на поршневых самолетах аэроклубами ДОСААФ. В СССР существовала двухступенчатая система подготовки пилотов на реактивные самолеты. Первая ступень — это были аэроклубы и учебные центры ДОСААФ, где будущие пилоты получали большой опыт полетов на поршневых самолетах и планерах. С развалом СССР, аэроклубы ДОСААФ практически полностью прекратили подобное обучение. Обучение военных летчиков велось сразу на реактивных учебно-тренировочных самолетах. Президентом ОКБ им. Яковлева Олегом Демченко было принято решение о переобозначении создаваемого учебно-тренировочного самолёта Як-54М в Як-152 для подчеркивания его преемственности с известным серийным самолётом Як-52.

Новый поршневой учебно-тренировочный Як, планировался для обучение пилотов в комплексе с новым реактивным учебно-боевым Як-130. Для выработки у курсантов правильных моторных и психологических навыков летчиков расположили друг за другом, при этом расположив приборы в кабине пилотов аналогично Як-130. К сожалению, о самолете надолго забыли, когда осваивали с большими трудностями Як-130. К самолету вернулись лишь в 2006 году и то по инициативе Китая. По контракту 2006 года с китайской стороной был разработан китайский учебно-тренировочного самолета Hongdu L-7 (CJ-7) основой для которого послужил проект самолета Як-152. При этом хочется отметить, что первый прототип учебно-тренировочного самолета Hongdu L-7, уже демонстрировался публике в 2010 году. В основе это учебного тренировочного самолета лежит именно нереализованный в 2000-х годах в России проект Як-152. Самолет разрабатывается китайской компанией «Hongdu Aviation Industry Group Company» и российским ОКБ имени Яковлева.

ВВС России вернулись к поршневому учебно-тренировочному Як-152 лишь недавно. ОКБ им. А.С.Яковлева в 2014 году победило в конкурсе на создание учебно-тренировочного комплекса первоначальной летной подготовки летчиков на базе учебно-тренировочного самолета первоначальной подготовки Як-152 для нужд МО РФ. Конструкторским работам был присвоен шифр «Птичка ВВС». Стоимость контракта — 300 млн рублей. Технический проект был разработан до 30 апреля 2014 года. Рабочая конструкторская документация до 30 сентября 2014 года (17 октября в СМИ прошли сообщения о том, что что завершена разработка конструкторской документации на Як-152). В конце сентября 2014 года состоялась макетная комиссия самолета.

Качественные изменения, происходящие в последние годы в структуре ВКС и системе подготовки военных лётчиков в России, потребовали серьёзного обновления учебно-материальной базы учебных заведений Воздушно-космических сил РФ. С 2010 года на вооружение поступает реактивный учебно-боевой самолёт нового поколения Як-130, предназначенный для повышенной лётной подготовки курсантов училищ и лётчиков строевых частей ВКС, в конце 2015 года начались испытания спортивно-пилотажного самолёта с крылом обратной стреловидности СР-10, который Минобороны России готово закупить в количестве 100 штук, если испытания самолёта завершатся успешно.

Но первоначальную лётную подготовку, по мнению командования ВКС, целесообразнее проходить на более простом в пилотировании учебном самолёте. Это мировая практика, когда молодые лётчики (и не только военные) делают «первые шаги в небе» на простых в управлении и надёжных учебных самолётах с различными типами двигателей.

Для выработки у курсанта правильных моторных и психологических навыков на Як-152 летчики расположены друг за другом, применено убирающееся шасси с передней опорой, а расположение приборов аналогично Як-130.

Использование освоенных в производстве готовых изделий, применение традиционных технологий авиастроения, а также конструктивная преемственность позволят значительно снизить стоимость машины по сравнению с самолетами-аналогами. В целом, включение в состав УТК-Як поршневого самолета повысит его эффективность и снизит стоимость.

Изначально для проекта Як-152 был выбран отечественный двигатель М-14Х, мощностью 360 л.с., но по заданию МО РФ в связи с отсутствием в России авиадвигателя необходимой мощности (500 л.с.), на Як-152 предполагается установка авиадизеля иностранного производства, работающего на авиационном керосине, а именно дизельный двигатель немецкого производства RED A03 V12 с воздушным винтом с изменяемым шагом MTV-9. Тем не менее макетная комиссия в сентября 2014 года предложила рассмотреть возможность установки на самолет Як-152 альтернативного двигателя для снижения степени риска проекта в целом (скорее всего имеется упомянутый выше М-14Х).

На машине предусмотрены стандартный набор радиосвязного и пилотажно-навигационного оборудования и система катапультирования летчиков СКС-94М. Пилотирование Як-152 возможно одним пилотом как из передней, так и из задней негерметичных кабин. Обе кабины оснащены системами обогрева и вентиляции забортным воздухом.

Амортизационные качества и запас прочности опор шасси с пневматиками низкого давления, небольшие разбег и пробег позволят эксплуатировать машину как с бетонных, так и грунтовых взлетно-посадочных полос. Уборка и выпуск шасси осуществляется электроприводами, а торможение колес — с помощью гидравлики.

Конструкция планера — цельнометаллическая. Исключение составляет лишь обшивка рулей и элеронов, выполненная из композиционного материала. Фюзеляж — цельнометаллический полумонокок, усиленный четырьмя лонжеронами. Неразъемное однолонжеронное крыло набрано из двояковыпуклых асимметричных профилей и снабжено элеронами и выдвижными закрылками, улучшающими взлетно-посадочные характеристики. На задней кромке элеронов имеются пластинчатые неуправляемые триммеры. Несущая поверхность крепится к фюзеляжу в четырех точках, расположенных на лонжероне и задней стенке.

Эффективность обучения летчиков повысится за счет активного использования учебных компьютерных классов, Это позволит закрепить теоретические знания курсантов и отработать последовательность технического обслуживания и эксплуатации авиационной техники различными специалистами в соответствии с руководящими документами. В итоге почти в два раза сокращаются сроки и стоимость их подготовки.

Учебно-тренировочный комплекс разрабатывался ОАО «ОКБ имени А.С.Яковлева» по контракту с Министерством обороны России на проведение опытно-конструкторской работы «Разработка учебно-тренировочного комплекса первоначальной летной подготовки летчиков на базе учебно-тренировочного самолета первоначальной подготовки Як-152» под шифром «Птичка-ВВС». Учебно-тренировочный комплекс базируется на проекте учебно-тренировочного самолета Як-152. Кроме самолетов Як-152, в состав комплекса входят также процедурный тренажер («Спецтехника»), учебно-компьютерные классы (ОАО «Корпорация «Иркут»), и система средств объективного контроля («Топаз»).

29 сентября 2016 года на аэродроме Иркутского авиационного завода – филиала ПАО «Корпорация «Иркут» (входит в ПАО «ОАК») состоялся первый полет учебно-тренировочного самолета первоначальной летной подготовки Як-152. В ходе первого полета учебно-тренировочного самолета Як-152 машину пилотировал летчик-испытатель ОАО «ОКБ им. А.С.Яковлева» Василий Севастьянов. Стоит отметить что самолет оснащен, упомянутым выше, немецким двигателем RED A03 V12 (характерно, что в пресс-релизе ОАК о типе двигателя деликатно умалчивается). Но в свете санкционных веятий «цивилизованного» запада назревает вопрос об отечественном двигателе для серийного производства.

В настоящее время разворачивается серийное производство самолёта Як-152, который «обеспечит профессиональный отбор, обучение и подготовку молодых летчиков в военных и гражданских учебных и пилотажных центрах, лётчиков-спортсменов в ДОСААФ», – отмечается в сообщении.

ЛТХ:

Модификация: Як-152
Размах крыла, м: 8,82
Длина самолета, м: 7,22
Высота самолета, м: 2,47
Площадь крыла, м2: 13,00
Масса, кг
-пустого самолета: 948
-максимальная взлетная: 1320
Внутренне топливо, кг: 200
Тип двигателя: 1 х ПД RED A03 V12 (по проекту М-14Х)
-мощность, л.с.: 1 х 500 (360)
Максимальная скорость, км/ч: 500
Крейсерская скорость, км/ч:
Практическая дальность, км: 1000
Практический потолок, м: —
Макс. эксплуатационная перегрузка: 9
Экипаж, чел: 2

yak-152-pered-pervym-vzletom

Як-152 перед первым взлетом.

pervyj-vzlet-yak-152

Первый взлет Як-152.

yak-152-v-polete

Як-152 после взлета.

yak-152-v-polete

Як-152 в полете.

Як-152 заходит на посадку.

Як-152 заходит на посадку.

yak-152-posle-poleta

Як-152 на рулежке.

Як-152 после покраски.

Як-152 после покраски.

Як-152 после покраски.

Як-152 после покраски.

Як-152 после покраски.

Як-152 после покраски.

Як-152 после покраски.

Як-152 после покраски.

Як-152 на МАКС-2017.

Як-152 на МАКС-2017.

kitajskij-prototip-yak-152-hongdu-l-7

Китайский прототип Як-152 — Hongdu L-7.

yak-152-na-stapele-zavoda-irkut

Як-152 на стапеле завода «Иркут».

yak-152-na-stapele-zavoda-irkut-2

Як-152 на стапеле завода «Иркут».

Прототип Як-152. Рисунок.

Проекции прототипа Як-152. Рисунок.

Второй экземпляр Як-152. Рисунок.

Проекции 2-го экземпляра Як-152. Рисунок.

komponovochnaya-shema-yak-152

Компоновочная схема Як-152.

.

.
Список источников:
ОКБ им. А.С.Яковлева. Як-152, самолет первоначальной подготовки.
Сайт «Уголок неба». 2004 г. страница: «Яковлев Як-152».
Журнал ОАК «Горизонты» №4 2015 г.
Сайт «Новости ВПК» (http://vpk.name).
Пресс-служба корпорации «Иркут».
Авиационный форум Prop&Jet. Архивные фото.
Фотоархив сайта russianplanes.net
LIVEJOURNAL. RU_AVIATION. Летное поле. Второй лётный Як-152 и корректировки изображений первого.