Многоцелевой ударный вертолет Ми-24ПК (ВК).

Разработчик: ОКБ Миля
Страна: Россия
Первый полет: 2000 г.0.Ми-24ПК-2

Для обеспеченных стран с «молодым» парком «двадцатьчетверок» МВЗ им.Миля совместно с екатеринбургскими приборостроителями разрабатывается программа модернизации. Данной модели присвоено обозначение: Ми-24ВК-2 (Ми-35ВН) или Ми-24ПК-2 (Ми-35ПН). Основу ее БРЭО составляют полностью новые: комплекс управляемого вооружения круглосуточного применения, комплекс навигации, пилотажа и электронной индикации, а также прицельно-вычислительный комплекс.

Упомянутый комплекс управляемого вооружения основывается на базе обзорно-прицельной системы ОПС-24Н. Она обеспечивает: круглосуточное обнаружение и распознавание наземных и надводных целей, определение расстояния до цели при помощи лазерного дальномера, наведение управляемых противотанковых ракет комплекса «Штурм-В» или «Атака-В», прицеливание при применении стрелково-пушечного подвижного и неподвижного вооружения, а также неуправляемых ракет. В состав ОПС-24Н входит созданная на екатеринбургском ФГУП «ПО УОМЗ» гиростабилизированная оптико-электронная система ГОЭС-342. Внешне она представляет собой шар-контейнер, подвешенный на гиростабилизированной турели по правому борту в носовой части вертолета вместо аппаратуры управления противотанковыми ракетами «Радуга-Ш», часть элементов которого используется при модернизации.

Четырехканальная ГОЭС-342 состоит из системы стабилизации поля зрения, ТВ- и ИК-каналов, лазерного дальномера, ИК-пеленгатора и устройства очистки, защитных стекол. Система обеспечивает диапазоны углов наведения: по азимуту: в режиме обзора — круговой, в режиме применения вооружения — 60° в обе стороны; по углу места: обзор — 30° вверх и 80° вниз, применение — 15° и 45° соответственно.

Установке ГОЭС-342 на вертолет Ми-24 предшествовали испытания упрощенной двухканальной гиростабилизированной оптико-электронной системы ГОЭС-321. В ее состав входили лишь тепловизор и дальномер. ГОЭС-321 позволяла летчикам опытного Ми-24ВК-1 осуществлять обзор местности, поиск, обнаружение и распознавание объектов, ориентиров и препятствий по тепловому изображению на экране многофункционального индикатора, а также прицеливание неуправляемого вооружения.

Двухканальная система успешно используется на модернизированных десантно-транспортных Ми-8МТКО круглосуточного применения. ГОЭС-342 является ее дальнейшим развитием. С ОПС-24Н сопряжены баллистический вычислитель и аппаратура передачи команд, а также многофункциональные индикаторы МФИ летчика и оператора из состава прицельно-пилотажного и навигационного оборудования. Комплексом МФИ кабины экипажа также оборудуют в ходе модернизации.

ТТХ обзорно-прицельной системы ОПС-24 (ГОЭС-342)
Диап. углов визирования:
-по азимуту: ±230°
-по углу места: -115°+25°
Диапазон рабочих температур: ±50°С
Габариты ОЭУ, мм: 460 х 613
Масса комплекта, кг: 185

Прицельно-вычислительный комплекс ПрВК-24 устанавливают на Ми-24 при модернизации взамен старых целевых аналоговых вычислителей. Комплекс обеспечивает: прием и обработку информации от датчиков параметров полета, хранение в энергонезависимой памяти баллистических характеристик всей номенклатуры применяемого вооружения, вычисление прицельных поправок при применении авиационных средств поражения, вычисление дальности цели на основе информации лазерного дальномера обзорно-прицельной системы и угломестным способом, а также выдачу ее на визирную головку прицела и МФИ, выдачу прицельных поправок на прицельную головку и МФИ в виде подвижного перекрестья, ввод полетного задания на применение авиационных средств поражения, как подготовленного на наземном пункте, так и оперативно с рабочих мест экипажа, контроль в полете исправности блоков ПрВК-24, запись и хранение в памяти отказов.

Комплекс навигации, пилотажа и электронной индикации КНЭИ-24 производства Государственного Рязанского приборного завода состоит из двух многофункциональных индикаторов МФИ на цветной ЖК-матрице, установленных по одному на приборной доске летчика и рабочем столе оператора, двух малогабаритных вычислительных комплексов, многофункционального пульта управления, систем спутниковой навигации и воздушных сигналов, датчиков и устройств.

КНЭИ-24 обеспечивает: счисление текущих координат местоположения вертолета, коррекцию счисленных координат местоположения с использованием информации от спутниковой навигационной системы, визуальную коррекцию координат по характерным ориентирам, хранение в энергонезависимой памяти базы данных о навигационных точках маршрута, оперативное перепрограммирование маршрута в полете, прием, обработку и индикацию экипажу в виде TV-сигналов пилотажно-навигационной информации, информации об отказах и о достижении предельных параметров полета, границ их эксплуатационных допусков, а также управление режимами электронной индикации с кнопочного обрамления индикаторов и выдачу информации в сопрягаемые системы и для регистрации информации в телевизионном стандарте. Комплекс обеспечивает вычисление навигационных параметров по координатам привязки вертолета к месту с точностью до нескольких метров, а также пространственного положения машины по крену, тангажу и бокового скольжения с точностью до нескольких градусов. На вертолете обеспечен доплеровский, радионавигационный и курсовоздушный метод счисления координат местоположения.

Комплекс управляемого вооружения круглосуточного применения Ми-24ВК-2 (Ми-24ПК-2) способствует ориентированию экипажа вертолета на местности по изображению на экранах МФИ; обнаружению и распознаванию объектов по изображению на экранах МФИ, создаваемому телевизионной камерой круглосуточного применения, с дальностью обнаружения целей типа «танк» не менее 4-6 км ночью и до 10 км — днем; обнаружению и распознаванию целей по изображению на экране МФИ, создаваемому ИК-камерой, с дальностью опознавания целей типа «танк» не менее 4-6 км; измерению наклонной дальности целей в диапазоне 8-10 км; выдаче угловых координат и угловых скоростей линии визирования в систему подвижного вооружения.

Кабины вертолетов Ми-24ВК-2 и Ми-24ПК-2 в ходе модернизации комплектуют очками ночного видения ГЕО-ОНВ-1 разработки московского предприятия НТПК «Геофизика-АРТ». Они обеспечивают экипажу возможность наблюдения закабинного пространства вертолета в условиях естественной ночной освещенности на местности и выполнения взлета, висения, пилотирования на малых высотах, захода на посадку и посадки на необорудованные и неподготовленные площадки, обнаружения препятствий, а также наблюдения показаний приборов в кабине мимо окуляров очков.

ГЕО-ОНВ-1 созданы на основе ЭОП 3-го поколения , устанавливаются на защитный шлем летчика и позволяют обнаруживать и распознавать препятствия типа мачт ЛЭП, столбов линий связи, границ лесных массивов, отдельных деревьев и автомобилей на фоне травяной поверхности на дальности не менее 0,5 км.

Адаптация светотехнического оборудования к спектральным характеристикам очков осуществляется заменой ламп ИК-светофильтрами, приспособленными для работы совместно с ОНВ. ИК-фильтры ставятся непосредственно на светопроводах, пультах, панелях и приборах.

Чехлы сидений и спинок кресел летчиков, все элементы внутренней отделки обтягивают чехлами из черной ткани или окрашивают черной матовой небликующей краской.

Вертолеты Ми-24ВК-2 (Ми-35ВН) и Ми-24ПК-2 (Ми-35ПН) — наиболее перспективное решение модернизации «двадцатьчетверок» по блоку «Круглосуточное боевое применение» и могут послужить надежной основой для многочисленных еще более совершенных модификации. Опытные вертолеты Ми-24ВК-2 и Ми-24ПК-2 в настоящее время проходят госиспытания, и уже недалек день, когда из ворот сборочного цеха ОАО «Роствертол» рабочие выкатят первые серийные аппараты.

ЛТХ:

Модификация: Ми-24ПК
Диаметр главного винта, м: 17,30
Диаметр хвостового винта, м: 3,91
Длина,м: 17,51
Высота ,м: 3,90
Размах крыла, м: 4,77
Масса, кг
-пустого: 8570
-нормальная взлетная: 11300
-максимальная взлетная: 11500
Тип двигателя: 2 ТВаД ТВ3-117В
-мощность, л.с.: 2 х 2225
Максимальная скорость, км/ч: 320
Крейсерская скорость, км/ч: 270
Перегоночная дальность, км: 1000
Боевая дальность, км: 450
Практический потолок, м: 4500
Статический потолок, м: 2000
Экипаж, чел: 3
Полезная нагрузка: до 8 солдат или 4 носилок или 1500 кг груза (максимально — 2400 кг) или 2000 кг на внешней подвеске
Вооружение: одна 30-мм пушка ГШ-30-2 (250 патронов); 16 х ПТУР 9М120 «Атака-В», 4 х ПТУР 9М114К «Штурм-В», 4 х УБ-32А-24 (128 НАР С-5М1, С-5МО, С-5КБП, С-5КО и С-5-О), 4 х Б-8В20А (80 НАР С-8ДМ, С-8БМ, С-8ВМ, С-8КОМ, С-8С), 4 х Б-13Л1 (20 НАР С-13, С-13Т, С-130Ф), 4 х С-24, ГШ-30-2 , 2 х ГУВ-1, 4 х ГУВ-8700, УПК-23-250, 8 х ОФАБ-100, 4 х ОФАБ-250, 4 х РБК-250, 2 х РБК-500, 2 х КМГУ-2, 2 х ОДАБ-500, 2 х ЗБ-500.

Ми-24ПК-2 с подвесными топливными баками. 1

Ми-24ПК-2 с подвесными топливными баками.

Ми-24ПК-2 с подвесными топливными баками. 2

Ми-24ПК-2 с подвесными топливными баками.

1.Ми-24ПК-2

Вертолет Ми-24ПК-2.

2.Ми-24ПК-2

Вертолет Ми-24ПК-2.

3.Ми-24ПК-2

Вертолет Ми-24ПК-2.

4.Ми-24ПК-2 в полете.

Вертолет Ми-24ПК-2.

5.Гиростабилизированная оптико-электронная система ГОЭС-342

Гиростабилизированная оптико-электронная система ГОЭС-342.

6.Приборная панель кабины пилота.

Приборная панель кабины пилота.

7.Приборная панель кабины штурмана-оператора.

Приборная панель кабины штурмана-оператора.

.

.

Список источников:
Авиация и космонавтика. Вадим Синявский. Из второго поколения — в четвертое.
Сайт «Уголок неба». 2004 страница: «Миль Ми-24ПК(ВК)».