Русский Императорский Военно-Воздушный Флот.

1905-1912 года были периодом реформ в Вооружённых Силах Российской Империи (Русской Императорской Армии и Флоте), проводившихся после поражения Российской Империи в русско-японской войне, выявившей серьёзные недостатки в центральном управлении, организации, системе комплектования, боевой подготовке и техническом оснащении Вооружённых Сил.

В 1910 году, во второй период Военных реформ 1909-1912 годов началось создание Русского Императорского Воздушного Флота (Приказ № 397), в этот же год в Вооружённые Силы Российской Империи были закуплены самолеты производства Франции. Основаны две летные школы — в Гатчине и Севастополе, которые начали подготовку пилотов. Одним из первых руководителей русской авиации был Великий Князь Александр Михайлович, который стал инициатором создания офицерской авиационной школы под Севастополем, а впоследствии шефом Императорского ВВФ.

Великий Князь Александр Михайлович.

До лета 1912 года авиация и воздухоплавание считались составной частью инженерного дела и находились в ведении воздухоплавательного отдела Главного инженерного управления Военного министерства. В августе 1912 года управление развитием авиации и воздухоплавания было передано оттуда во вновь организованную воздухоплавательную часть Генерального штаба, возглавленную генерал-майором М.И.Шишкевичем. Однако, в декабре 1913 года эта часть была ликвидирована, а её функции в части снабжения авиатехникой были переданы воздухоплавательному отделению Главного военно-технического управления Военного министерства, а в части организации и боевой подготовки — в отдел по устройству и службе войск Генерального штаба.

Русский Императорский ВВФ делился на аэропланные (авиационные) отряды (авиаотряды) по 6-10 самолётов, которые объединялись в авиагруппы. Всего было несколько таких авиагрупп. Они использовались в Русской Императорской Армии (Армейская авиация) и Флоте (Морская авиация).

Центральное управление ВФ начинает образовываться в январе 1915 года, когда было создано Управление заведующего организацией авиационного дела в действующей армии (авиадарм). Управление возглавил великий князь Алексей Михайлович. Ему в специальном отношении подчинялась вся авиация действующей армии, кроме эскадры воздушных кораблей, подчинённой непосредственно Верховному главнокомандующему.

В марте 1916 года в военном министерстве создаётся Управление воздушного флота (Увофлот), взамен ликвидируемых воздухоплавательного отдела ГВТУ и авиационных подразделений отдела по устройству войск Генштаба. Управление воздушным флотом становится централизованным. Именно с этого момент можно говорить о существовании императорского воздушного флота, до того имелись только авиационные и воздухоплавательные части.

По состоянию на октябрь 1917 года состоял из более 300 соединений и частей, которые включали 14 авиационных дивизионов, 91 авиаотряд, Эскадру воздушных кораблей «Илья Муромец», состоящую из 4 боевых отрядов, 87 воздухоплавательных отрядов, 32 гидроотряда, 11 авиационных и воздухоплавательных школ, дивизион корабельной авиации, восемь авиапарков, а также поезда-мастерские, авиабазы, воздухоплавательные парки и так далее. Численность личного состава воздушного флота — до 35000 солдат и офицеров, авиапарк насчитывал около 1500 летательных аппаратов.

История Императорского Воздушного Флота закончилась в 1917 году, когда февральский и октябрьский перевороты привели к развалу Российской Империи, её Вооружённых Сил и авиационной промышленности.

Вопреки распространенному заблуждению до 1917 года авиационная промышленность в России была. Не такая мощная, как на Западе, однако динамично развивавшаяся и неуклонно наращивавшая свой потенциал. Кстати, первым государственным деятелем, отважившимся стать пассажиром аэроплана, был Председатель Совета Министров П.А.Столыпин.

Если перед Первой Мировой войной производительность отечественных авиазаводов составляла около 480 самолетов в год, то в 1916 году было выпущено 1384 летательных аппарата тяжелее воздуха (в Советском Союзе этот количественный показатель будет достигнут лишь через 15 лет) и собрано 1398 авиамоторов. Правительство усиленно финансировало авиастроение, выделяя крупные средства подрядчикам. В отрасли «работал», главным образом, частный либо акционерный капитал, не стесненный бюрократическими ограничениями.

В октябре 1917 года в России существовали 34 авиапредприятия, на которых трудились до 12 тысяч рабочих. Из них 14 заводов выпускали самолеты, семь — моторы, три — воздушные винты и лыжи, два — магнето, один — авиаприборы, остальные достраивались. Наряду с возникшими ранее фирмами — «Первым Российским Товариществом Воздухоплавания» С.С.Щетинина (авиазавод «Гамаюн»), заводами В.А.Лебедева в Петербурге, Таганроге и Пензе, собиравшими гидросамолеты и знаменитые многомоторники «Илья Муромец», авиационным отделением питерского Русско-Балтийского вагонного завода, московским заводом «Дукс», заводами А.А.Анатры в Одессе и Симферополе, В.Ф.Адаменко в Крыму — выпуск самолетов освоили предприятие итальянского конструктора Ф.Э.Моска в Москве, мастерская Ф.Ф.Терещенко под Киевом, фабрика Ф.Мельцера в Петрограде. В районе Херсона создавался крупнейший опытно-исследовательский авиационный центр — «Авиагородок».

Задолго до сталинской индустриализации и «пятилетки в четыре гроба» в России сложилась система подготовки авиационных кадров и была создана организационная структура русской военной авиации. Появились самолеты Я.М.Гаккеля и А.С.Кудашева, летающие лодки Д.П.Григоровича, истребители и тяжелые бомбардировщики И.И.Сикорского, геликоптеры Б.Н.Юрьева, разведчики В.Н.Хиони. Свои самолеты строили А.А.Пороховщиков, Ф.Н.Былинкин, Л.Д.Колпаков-Мирошниченко, А.А.Крылов, В.Л.Моисеев, В.П.Невдачин, В.Ф.Савельев, А.А.Семенов. Были созданы авиационные бомбы и торпеды, бомбосбрасыватели, пулеметные и пушечные установки, синхронизаторы, самолетные радиостанции, аэрофотоаппараты, навигационные приборы, ранцевый парашют, построены аэродинамические трубы и лаборатории, отработана достаточно прогрессивная технология изготовления летательных аппаратов: широко использовалась ацетиленовая сварка, применялись агрегатная сборка и плазово-шаблонный метод.

Наибольший прирост мощностей наблюдался в моторостроении, в основном за счет капиталовложений французских фирм. В Москве, помимо завода «Гном и Рон», возник завод «Сальмсон», в Рыбинске развернулось строительство цехов компании «Рено». В 1916 году в Александровске организовали завод «Дюфлон и Константинович» (Дека). Производством авиадвигателей собственной конструкции занимались также РБВЗ, акционерное товарищество «Мотор», экипажно-автомобильная фабрика П.Ильина.

В 1917 году планировалось изготовить на всех заводах 2250 самолетов, еще через год — довести производительность авиапромышленности до 3000–4500 машин.

После февральского предательства либерально настроенных членов российского правительства, иностранные предприниматели начали постепенно сворачивать производство и вывозить капиталы за границу. Октябрьский переворот и Гражданская война привели к полному развалу российского авиастроения. В данной области новая власть полагала самым приоритетным делом чистку Управления военно-воздушного флота от «контрреволюционных элементов». Каковая задача и была успешно разрешена специально назначенными комиссарами, считавшими авиацию чисто буржуйским развлечением, вроде духов и помады. Пройдут годы, прежде чем во внутрипартийной борьбе, среди большевиков, «государственники» возьмут верх над «вечными революционерами» и начнут возрождение Русской Империи.

Российские авиазаводы до 1917 года:

-Завод Щетинина (Санкт-Петербург).
-Заводы Лебедева (Санкт-Петербург, Ярославль, Таганрог).
-Завод Слюсаренко (Санкт-Петербург).
-Завод «Дукс» (Москва).
-Русско-Балтийский вагонный завод (Рига затем Санкт-Петербург).
-Завод Анатра (Одесса).
-Завод Терещенко (имение Червонное, Волынской губернии — ныне Житомирская область).
-Завод В.Ф.Адаменко (крымский городок Карасубазар — ныне Белогорск).

РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ РУССКОГО ВОЕННО-ВОЗДУШНОГО ФЛОТА:

2.Структура РИВФ на август 1912 г.

3.Структура РИВФ на ноябрь 1913 г.

4.Структура РИВФ на 19 июля 1914 г.

5.Структура РИВФ на январь 1915 г.

6.Структура РИВФ на 1 сентября 1915 г.

7.Структура РИВФ на лето 1917 г.

.

.

Список источников:
Воздухоплавание и авиация в России до 1907 г. Сборник документов и материалов.
В.Ф.Чельцов. История создания и деятельности штаба ВВС. 1912-1945 гг.