Истребитель-разведчик Morane-Saulnier Type N.

Разработчик: Morane-Saulnier
Страна: Франция
Первый полет: 1914 г.0.Morane-Saulnier N

Дальнейшим развитием идеи своего моноплана стало для фирмы «Morane-Saulnier» появление самолета Morane-Saulnier Type N. 21 июля 1914 года Гарро продемонстрировал новый аэроплан. Это был знакомый тип «Н», но с многогранным фюзеляжем, состоящим из реек с полотняной обшивкой, получившим название «монокок». (Впоследствии этот термин приобрел другое значение). На самолете появился киль с рулем поворота, а на винт надевался большой кок. Все это придавало самолету хорошо обтекаемую каплевидную форму. Это дало заметный прирост скорости. Но самолет стал более строгим в управлении и не обрел популярности у пилотов. Построено всего 49 экземпляров в период с мая 1915 по июнь 1916 года. Кроме версии «N» с мотором «Le Rhone» мощностью 60 л.с., строится модификация «I» с 80-сильным мотором и версия «V» с увеличенной продолжительностью полета до 3,5 часа (у «N» она составляла 1,5 час, у «I» — 1,75 часа). Эти «Мораны» поступили на вооружение в эскадрильи MS.12 и 49, где на них воевали такие асы, как Жан Наварр и Адольф Пегу.

Самолет Type N был так же известен во Франции как «Morane Monocoque», а в Британии как «Morane Bullet». Мораны пользовались большой популярностью в России. Наиболее яркими эпизодами боевой работы «Моранов» в России были подвиги П.Н.Нестерова и А.А.Казакова, неоднократно описанные в различных источниках.

Интересно, что не получивший широкого распространения во Франции «Моран — монокок» стал одним из наиболее известных в 1916 году истребителей в России. Произошло это во многом благодаря тому, что на этих машинах (у нас их называли «Мормон») воевала самая результативная на русско-германском фронте первая боевая авиагруппа Казакова. Всею в нашу страну поступило 11 «Мормонов».

Машины поставлялись без вооружения и уже на месте их оснастили не пулеметом «Hotchkiss» с отсекателями, а гораздо более эффективным синхронным пулеметом «Vickers», полученными незадолго до этого из Англии. Благодаря этому, а также мастерству наших пилотов «казаковцы» сбили на «Мормонах» не менее десятка вражеских аэропланов. Германским летчикам с Восточного фронта была хорошо знакома эмблема первой российской авиагруппы — череп («адамова голова»), изображенный у всех ее самолетов на хвостовом оперении.

В 1917 году, когда первенство в небе полностью захватили маневренные бипланы, на фирме «Моран-Солнье» решили превратить свой самолет в биплан. На фюзеляж типа N поставили бипланную коробку, а к названию добавили литеру «А». В зависимости от типа мотора прибавлялась еще одна буква. Так, например, «Моран-Солнье» тип ANR — был с мотором «Renault», ANB — с мотором «Bugatti», ANL — с мотором «Liberty», ANS — с мотором «Salmson». Серийно строились только ANR и ANS под обозначением MoS-35 и MoS-36. В России был проект создания на базе «Морана» двухместного биплана — разведчика, вооруженного двумя пулеметами «Vickers» с мотором «Le Rhone» мощностью 110 л.с. На заводе «Дукс» предпринималась попытка налаживания выпуска такого «Морана» — биплана (у нас, его называли «Морбип»). Но по своим характеристикам он, как и «Мормон», уже уступал современным ему самолетам и поэтому от производства вскоре отказались, да и на западе «Моран-биплан» не оставил заметного следа.

Конструкция.

Самолет «Morane-Saulnier» Type N представлял собой одноместный среднеплан цельнодеревянной конструкции. Фюзеляж состоял из каркаса, покрытого обшивкой. В сечении фюзеляж представлял собой овал. Капот и передняя часть фюзеляжа обшивались алюминиевыми листами, остальная обшивка матерчатая.

Крылья деревянные, двухлонжеронные, тонкого профиля, обшитые тканью, без элеронов. Крылья усиливались расчалками, крепившимися к стойкам над и под фюзеляжем. В поперечной плоскости управление осуществлялось за счет скручивания крыла с помощью тяг. Тяги крепились к заднему лонжерону, проходили через блоки на стойках и соединялись с ручкой управления.

Хвостовое оперение тонкое, без профиля. Стабилизатор только вертикальный. Горизонтальное оперение плавающего типа без стабилизатора.

Шасси с общей осью, амортизация с помощью резинового шнура.

Двигатель роторный «Le Rhone» 9C мощностью 60 кВт.

Вооружение состояло из одного пулемета «Hotchkiss», закрепленного над фюзеляжем. На последних самолетах применялся пулемет «Lewis».

ЛТХ:

Модификация: Morane-Saulnier Type N
Размах крыла, м: 8,15
Длина, м: 5,83
Высота, м: 2,25
Площадь крыла, м2: 11,00
Масса, кг
-пустого самолета: 118
-нормальная взлетная: 444
Тип двигателя: 1 х ПД Le Rhone 9С
-мощность, л.с.: 1 х 80
Максимальная скорость, км/ч: 144
Крейсерская скорость, км/ч: 124
Продолжительность полета, ч.мин: 1.30
Скороподъемность, м/мин: 200
Практический потолок, м: 4000
Экипаж, чел: 1
Вооружение: один неподвижный 8-мм пулемет «Hotchkiss» или один 7,7-мм пулемет «Vickers» или «Lewis».

1...

Истребитель Morane-Saulnier Type N с пулеметом Hotchkiss Mle.1909 и V-образными металлическими дефлекторами на лопастях.

Morane-Saulnier Type N с пулеметом Hotchkiss Mle.1909

Истребитель Morane-Saulnier Type N с пулеметом Hotchkiss Mle.1909 и V-образными металлическими дефлекторами на лопастях.

1а.Morane-Saulnier N на стоянке. 2

Morane-Saulnier Type N. Ремонт на стоянке.

2.Morane-Saulnier N на лыжном шасси. Московская авиашкола. Зима 1917 г.

Morane-Saulnier N на лыжном шасси. Московская авиашкола. Зима 1917 г.

2а.Morane-Saulnier N на лыжном шасси. Московская авиашкола. Зима 1917 г.

Morane-Saulnier N на лыжном шасси. Московская авиашкола. Зима 1917 г.

2а.Morane-Saulnier N на лыжах.

Morane-Saulnier N на лыжном шасси.

3.Русские пилоты у Morane-Saulnier N.

Русские летчики у Morane-Saulnier N.

3а.Русские пилоты у Morane-Saulnier N.

Русские летчики у Morane-Saulnier N.

4.Morane-Saulnier N завода Дукс.

Morane-Saulnier N производства завода «Дукс».

4а.Morane-Saulnier N завода Дукс.

Morane-Saulnier N производства завода «Дукс».

Morane-Saulnier N производства завода «Дукс».

5.Morane-Saulnier N ВВС Франции.

Morane-Saulnier N ВВС Франции.

5а.Перезарядка пулемета Hotchkiss на Morane-Saulnier N.

Перезарядка пулемета Hotchkiss Mle.1909 на Morane-Saulnier N.

6.Morane-Saulnier N русского воздушного флота. Рисунок.

Morane-Saulnier N русского воздушного флота. Рисунок.

6а.Morane-Saulnier N РИВФ. Рисунок.

Morane-Saulnier N русского воздушного флота. Рисунок.

7.Компоновочная схема Morane-Saulnier N

Компоновочная схема Morane-Saulnier N.

8.Morane-Saulnier N. Схема

Morane-Saulnier N. Схема.

.

.

Список источников:
Крылья Родины. Сергей Горожанин. «Моран» — «Убийца гигантов».
АвиаМастер. Денис Евстафьев. Пулемет победы.
Вячеслав Кондратьев. Истребители первой мировой.
Сайт «Уголок неба». 2011 страница: «Morane-Saulnier Type N».