Самолет-разведчик Caudron G.III.

Разработчик: Caudron
Страна: Франция
Первый полет: 1914 г.0.Caudron G.III

Самолет Caudron G.III был построен братьями Рене и Гастоном Кодрон и поднялся в воздух в мае 1914 года. Для поперечного управления применялся перекос консолей крыла. Позднее эта система была заменена на элероны, установленные на верхнем крыле. Наблюдатель и пилот располагались друг за другом (тандемно) в открытой кабине, оборудованной в укороченной носовой гондоле, в которой также устанавливался ротативный двигатель «Le Rhone» мощностью 80 л.с. Некоторые самолеты строились с двигателями «Anzani», «Gnome» или «Clerget» такой же мощности. Двойной киль и руль направления крепились к четырем балкам, нижние из которых служили в качестве хвостовых костылей. Основные стойки шасси имели по два колеса, широкую колею и крепились к нижней хвостовой балке. Самолет G.III был разработан на базе своего предшественника — одноместного самолета G.II, построенного лишь в нескольких экземплярах и сыграл заметную роль на авиационных показах в 1913 года и первых месяцах 1914 года.

Caudron G.II

Когда в августе 1914 года вспыхнула война, G.III уже находился на вооружении в эскадрилье С.11 военной авиации Франции, так как изначально проектировался как военный аппарат. В начале Первой Мировой войны на новых предприятиях фирмы «Caudron» в Лионе и Исси-ле-Мулинекс строились заказанные в больших количествах самолеты G.III. Кроме того, самолет выпускался и другими подрядчиками, нанятыми братьями Кодрон, которые при этом не получали лицензионных денежных отчислений за использование авторских прав, что отражало их высокий патриотизм. Производство развивалось быстро, и самолет широко применялся в первые два года войны для разведки и в качестве артиллерийского корректировщика. Он доказал свою прочность и надежность, его качества позволили военному министру Франции заявить в 1914 году, что самолет должен оставаться в передовых подразделениях весь век, в то время как в действительности все машины этого типа, кроме четырех, были переведены в разряд учебно-тренировочных или разобраны. Самолет хорошо подходил для выполнения возложенных на него задач и хотя и не имел вооружения, пользовался популярностью среди летчиков.

Однако военные действия нарастали, вражеские самолеты становились более грозными и низкая скорость и уязвимость модели G.III начали играть негативную роль. Поэтому в середине 1916 года Франция сняла его с вооружения в действующих подразделениях. Всего за время войны во Франции было выпущено 2450 самолетов G.III.
Итальянские ВВС до марта 1917 года широко использовали G.III в качестве самолета-разведчика. Самолеты, построенные в Англии компанией British Caudron, традиционно использовались для разведки и наблюдения, хотя в Королевском авиационном корпусе несколько машин оснастили пулеметами и легкими бомбами для атак немецких войск и огневых позиций. 124 машины G.III, построенные в Великобритании, поступили в Королевский авиационный корпус, а 109 аппаратов — в Королевскую морскую авиацию, где самолет с самого начала использовался в качестве учебно-тренировочного, но в начале войны применялся в многочисленных неудачных боевых вылетах против немецких дирижаблей. Королевский авиационный корпус списал свой последний боевой самолет G.III в августе 1917 года. Основной вариант G.III в военные годы по рекомендации французского командования чаще всего использовался для корректировки огня артиллерии. Стандартная модель самолета для артиллерийского наблюдения Caudron III A-2 использовалась войсками союзников (включая подразделения Бельгии) на Западном фронте, в России и на Среднем Востоке. Вариант Caudron III D-2 представлял собой учебно-тренировочный самолет со спаренным управлением, тогда как Caudron III E.2 был стандартным учебно-тренировочным самолетом с ротативным двигателем. Количество учебных самолетов G.III сильно возросло за счет переоборудования боевых машин, когда они были отозваны из передовых подразделений.

Многие тысячи летчиков союзнических войск совершили первые учебные полеты на этом самолете, в том числе и пилоты Американского экспедиционного корпуса во Франции, который в 1917-1918 годах получил 192 машины французского производства. Существовал особый вариант самолета Caudron III R.1, который использовался только французами и американцами. В названии модели присутствовало «R» для обозначения назначения — тренажер руления (rouleur). Самолет был одноместный и не мог подняться в воздух, так как были сняты большие участки обшивки крыла. Он использовался исключительно для наземной подготовки, и его можно было видеть только бегущим по учебному полю под управлением начинающих пилотов.

Заключительной важной модификацией G.III стала модель Caudron III-12, на которой силовая установка мощностью 80 л.с. с ротативным мотором была заменена на звездообразный двигатель «Anzani» мощностью 100 л.с. В послевоенное время G.III стал известен широкой публике благодаря нескольким выдающимся полетам. В январе 1919 года военный ас Жюль Ведрине ко всеобщему изумлению и восторгу горожан посадил свой G.III на крыше знаменитой Галери Лафайет, что на берегу Сены в самом сердце Парижа. В том же месяце мадам де Ларош установила рекорд высоты среди женщин, который составил 3900 м. Все это происходило еще до того, как власти ужесточили правила и запретили популярные подвиги пролета под мостами. В сентябре 1919 года самолет G.III под управлением Майкона взял и этот барьер, пролетев под мостом над рекой Вар в Ницце. 1 апреля 1921 года Адриенн Боллан, одна из первых женщин-пилотов, совершила воистину смелый перелет на G.III через Анды из Тамариндос (Аргентина) в Сантьяго (Чили), достигнув максимальной высоты 4200 м. Но более всего Францию потряс швейцарский пилот Франсуа Дюрафо, который 31 июля 1921 года приземлился на западном склоне горы Монблан, а затем успешно взлетел. С 1919 года самолеты G.III продавались частным владельцам, многие из которых в прошлом были военными летчиками. Машины этого типа также использовались летными клубами для подготовки пилотов и экскурсионных полетов. Сейчас восстановленный экземпляр G.III постоянно является звездой на многочисленных авиационных показах во Франции, а несколько оригинальных самолетов законсервированы. Один из них выставлен в Музее Королевских военно-воздушных сил Великобритании в Хендоне.

ЛТХ:

Модификация: G.III
Размах крыла, м: 13.40
Длина, м: 6.40
Высота, м: 2.50
Площадь крыла, м2: 27.00
Масса, кг
-пустого самолета: 420
-нормальная взлетная: 710
Тип двигателя: 1 х ПД «Anzani», «Le Rhone», «Gnome» или «Clerget»
-мощность, л.с.: 1 х 80
Максимальная скорость, км/ч: 108
Крейсерская скорость, км/ч: 86
Продолжительность полета, ч: 4.0
Максимальная скороподъемность, м/мин: —
Практический потолок, м: 4000
Экипаж, чел: 2

1.Группа русских летчиков у Caudron G.IIIА.2

Группа русских военных летчиков у самолета-разведчика Caudron G.IIIА-2.

2.Носовая часть самолета Caudron G.III.

Носовая часть самолета Caudron G.III.

3.Пилоты в кабине учебного Caudron G.III.

Пилоты в кабине учебного самолета Caudron G.III.

4.Caudron G.III ВВС Франции захваченный немецкими войсками.

Самолет-разведчик Caudron G.III ВВС Франции захваченный германскими войсками.

5.Caudron G.III в полете.

Самолет Caudron G.III в полете.

6.Восстановленный Caudron G.III.

Реплика самолета Caudron G.III в полете.

8.Caudron G.III. Рисунок 2.

Caudron G.III. Рисунок.

9.Caudron G.III. Схема 1.

Caudron G.III. Схема 1.

10.Caudron G.III. Схема 2.

Caudron G.III. Схема 2.

11.Caudron G.III. Схема 3.

Caudron G.III. Схема 3.

12.Caudron G.III. Схема 4.

Caudron G.III. Схема 4.

13.Caudron G.III. Схема 5.

Caudron G.III. Схема 5.

14.Caudron G.III. Схема 6.

Caudron G.III. Схема 6.

15.Caudron G.III. Схема 7.

Caudron G.III. Схема 7.

16.Caudron G.III. Схема 8.

Caudron G.III. Схема 8.

.

.

Список источников:
Арон Шепс. Самолеты Первой мировой войны: Страны Антанты.
Вячеслав Кондратьев. Разведывательные самолеты Первой мировой войны.
Сайт «Уголок неба». 2004 г. страница: «Caudron G.III».