Летающая лаборатория Ту-2ЛЛ.

Разработчик: ОКБ Туполева
Страна: СССР
Первый полет: 1947 г.

Одним из первых туполевских самолетов, который был переоборудован в летающую лабораторию стал фронтовой бомбардировщик Ту-2С, на котором проводились испытания и доводки ТРД, ставших в первые послевоенные годы энергетической основой нашей реактивной авиации. Следует отметить, что в 1946-1950 годах в ЛИИ МАП и в других предприятиях и организациях страны были заложены научные и организационно-технические основы летных испытаний и исследований газотурбинных двигателей, силовых установок и систем:
— разработана теория подобия и методология приведения характеристик газотурбинных двигателей к стандартным атмосферным условиям;
— проведены теоретические исследования помпажа компрессоров ТРД;
— выполнены обобщения исследовательских работ по воздушным винтам.

Практическим шагом на пути исследований ТРД стало создание летающих лабораторий Ту-2ЛЛ для испытаний трофейных германских ТРД и их советских серийных копий-аналогов, серийных копий-аналогов британских ТРД с центробежными компрессорами (ТРД фирмы Rolls-Royce «Derwent-V» и «Nene-II»), а также первых ТРД отечественной разработки ОКБ Климова и Микулина.

На базе серийных самолетов Ту-2С в 1946 году было создано несколько специализированных летающих лабораторий для исп ытаний и доводок первых трофейных и отечественных ТРД. 30 августа 1946 года вышел Приказ МАП № 589, в котором говорилось: «… Туполеву переоборудовать самолеты Ту-2 под летающие лаборатории и передать ЛИИ к 30.11.46 г. Туполеву передать чертежи заводу № 23 к 1.11.46 г. Директору завода № 23 переоборудовать 4 самолета Ту-2 под летающие лаборатории для, сдав их к 10.01.47 г.»

Всего было переоборудовано в Ту-2ЛЛ для испытаний ТРД пять серийных самолетов Ту-2С, четыре из которых использовались в ЛИИ МАП с 1947-го по 1954 год, одна была передана в ГНИКИ ВВС. Первым под летающую лабораторию для испытаний ТРД был переоборудован Ту-2 № 22/46, на котором в специальной гондоле под фюзеляжем крепился двигатель РД-20. В дальнейшем были переоборудованы еще две машины. В мае 1949 года на самолете Ту-2 № 3/49, переоборудованном в летающую лабораторию, в ЛИИ МАП были проведены летные исследования ТРД РД-45.

Эти первые летающие лаборатории Ту-2ЛЛ для испытаний ТРД активно использовались при доводках и натурных отработках первых отечественных ТРД средней тяги с осевыми и центробежными компрессорами (РД-10, РД-20, РД-45, РД-45Ф, РД-500, ВК-1, ВК-5, АМ-5) для первых опытных и серийных послевоенных реактивных самолетов. Отработки на этих летающих лабораториях позволили обеспечить первые вылеты и сопровождение заводских и государственных испытаний самолетов МиГ-9, Як-15, Ла-15, МиГ-15, Як-25, Ту-14, Ил-28 и др. Кроме того, на самолете проходили испытания и прямоточные двигатели конструкции В.Н.Челомея, использовавшиеся впоследствии на первых советских крылатых ракетах.

На Ту-2ЛЛ была отработана методология летных испытаний и исследований реактивных двигателей, силовых установок и их систем.

В марте 1951 года на самолете-летающий лаборатории Ту-2ЛЛ проводились испытания системы управления авиационной ракета Г-300 (изделие 210). Испытания показали, что при текущих ТТХ ракеты поражение цели по методу «трех точек» не обеспечивается из-за слишком больших относительных скоростей объектов.

Летающая лаборатория Ту-2ЛЛ для испытаний двигателя РД-10.

Летающая лаборатория Ту-2ЛЛ для испытаний двигателя РД-45.

Турбореактивный двигатель, подвешенный под самолетом Ту-2ЛЛ.

Ту-2ЛЛ 40/56 для испытаний ракетных двигателей. 

Ту-2ЛЛ для отработки системы наведения ракеты Г-300.

Ту-2ЛЛ для испытаний двигателя РД-10. Схема.

.

.

Список источников:
Сайт «Советская авиация». Туполевские летающие лаборатории.