Проект пикирующего бомбардировщика ПБ-1 (ДГ-58).

Разработчик: Д.П.Григорович
Страна: СССР
Проект 1935-1936 гг.

Разработка этого самолета, получившего обозначение ДГ-58, началась первоначально в рамках задания на скоростной разведчик в 1935 году. В качестве силовой установки использовался двигатель М-85 (лицензионный Gnome-Rhone «Mistral Major» 14Kdrs) мощностью 800 л.с. Практически сразу, предполагая затруднения с реализацией разведчика по причине нескольких конкурирующих проектов (Неман, Кочеригин, Гиммельфарб, Путилов), Григорович основной упор сделал на специализации его в качестве пикирующего бомбардировщика (ПБ-1).

Проект ПБ-1 с двигателем М-85 рассматривался в Управлении ВВС РККА и 19 сентября 1935 года был утвержден к последующей реализации как перспективный. Было сделано заключение: «Ввиду ожидаемых хороших данных предложить заводу № 1 всемерно форсировать предъявление макета и постройку машины».

Самолет представлял собой двухместный моноплан полностью металлической конструкции. Двухлонжеронное крыло с гладкой дюралевой обшивкой в плане имело эллиптическую форму, на виде спереди центроплан крыла был слегка изогнут в виде обратной «чайки». Убираемое шасси повторяло конструкцию, использованную в истребителе ИП-1. В пояснительной записке указывалось, что колеса убираются наполовину с целью установки убираемых лыж.

Пикирующий бомбардировщик Григоровича действительно создавался ускоренными темпами. Однако его история была прервана в июне 1936 года, а дальнейшие следы существования буквально затерялись во времени. 11 декабря 1936 года председатель военной группы Комиссии советского контроля (КСК) Григорий Давидович Хахньян направил письмо в ЦК ВКП(б) Сталину, в СНК Молотову, в КСК Антипову, в котором прояснялись многие моменты, происходящие в советской авиапромышленности. В разделе, посвященном Григоровичу, было написано буквально следующее:

«Анализ причин неудовлетворительных темпов внедрения в производство новых самолетов показывает, что одной из главных причин является совершенно недопустимое неприязненное отношение главного инженера ГУАПа Туполева к внедрению машин не его конструкций.

… Григорович безусловно является одним из опытнейших конструкторов и в этом отношении солидным конкурентом Туполева. Многие задания Григоровичу не могли быть реализованы им из-за того, что ему препятствовали всячески. Сначала Григоровича загнали в кустарные мастерские (ныне утильцех завода № 1), где он все-таки построил самолет ИП-1 и заложил ИП-2. Затем перекинули на завод № 1 в качестве главного конструктора. Главным конструктором этого завода он так и не был, так как его таковым фактически не признавали ни Шекунов, ни Веленкович.

Работы Григоровича над пикирующим бомбардировщиком и ИП-2 на заводе № 1 вовсе не продвигались. Ныне же Григорович фактически отстранен от конструкторской работы над этими машинами и детали его машин на заводе № 1 упакованы в ящики для отправки неизвестно куда».

Дополним историю самолета ПБ-1 (ДГ-58) фрагментом справки по состоянию опытного самолетостроения, составленной 11 февраля 1938 года: «В связи с переводом Григоровича на морское самолетостроение, самолет передан для постройки заводу № 135 (Неман). Ввиду необходимости внесения изменений в самолет и перегруженности конструкторского бюро завода № 135 самолетами ИП, СР-М25, «Иванов», работы по ПБ были прекращены».

В начале 1937 года самочувствие Дмитрия Павловича заметно ухудшилось. Какое то время он сопротивляется недугу, однако болезнь активизировалась, поэтому однажды наступил момент, когда пришлось принять решение об отходе от активной деятельности. 3 июня 1937 года Григорович направляет письмо на имя начальника НКОП М.М.Кагановича: «Ввиду нового ухудшения состояния здоровья и невозможности в связи с этим нести какую-либо ответственную и регулярную работу, прошу Вас о предоставлении мне длительного отпуска от 4-х до 6-ти месяцев, до полного восстановления работоспособности.»

Между тем, болезнь прогрессировала. В.Б.Шавров в своей книге «История конструкций самолетов в СССР» записал: «Летом 1936 г. Д.П.Григорович работал в аппарате ГУАП в качестве начальника морского отдела, а в конце года был назначен главным конструктором нового завода. Практически он там не работал из-за болезни (белокровие), которая быстро развивалась, и 26 июля 1938 г. на 56 году жизни он скончался».

ЛТХ (проектные):

Длина, м: 8,76
Размах крыла, м: 12,5
Площадь крыла, м2: 24,0
Высота, м: 3,46
Вес, кг
— пустого:1507
— взлетный: 2439
Максимальная скорость, км/ч: 400-450
Дальность, км: 800

Модель самолета ПБ-1 (ДГ-58) для исследования в аэродинамической трубе.

Полноразмерный макет самолета ПБ-1 (ДГ-58).

Макет оборонительной турели ПБ-1 (ДГ-58).

Макет кабины самолета ПБ-1 (ДГ-58).

Основная стойка шасси на макете самолета ПБ-1 (ДГ-58).

Основная стойка шасси на макете самолета ПБ-1 (ДГ-58).

Проект ПБ-1 (ДГ-58). Рисунок.

ПБ-1 (ДГ-58). Схема.

.

.
Список источников:
Журнал «Авиация и космонавтика» № 10 за 2014 г. Михаил Маслов. Самолеты Дмитрия Григоровича.