Проект истребителя И-14а.

Разработчик: Н.Н.Поликарпов
Страна: СССР
Проект 1932 г.

В феврале 1931 года, находясь в заключении, Н.Н.Поликарпов был назначен начальником конструкторской бригады № 3 входящей в ЦКБ-39. 6 июня 1931 года на Центральном аэродроме прошел закрытый смотр авиационной техники, на котором присутствовали И.В.Сталин, К.Е.Ворошилов, Г.К.Орджоникидзе. Поликарпов от ЦКБ представил истребитель И-5, пилотировали: В.П.Чкалов и А.Ф.Анисимов, показ прошел успешно. 28 июня коллегия ОГПУ постановила приговор в отношении Поликарпова считать условным, а 7 июля 1931 года Президиум ЦИК СССР принял решение об амнистии и освобождении части арестованных специалистов, в том числе и Поликарпова.

27 августа 1931 года ЦКБ-39 было введено в состав ЦАГИ. Пока не назначили начальника ЦКБ, общим руководством деятельности организации занимался главный инженер ЦАГИ А.Н.Туполев. Он придерживался мнения, что конструкция опытных самолетов бригады № 3 должна быть цельнометаллической. Николай Николаевич же считал необходимым вести разработку самолетов смешанной конструкции. Кроме того, он протестовал против мелочной опеки со стороны Туполева в вопросах проектирования. Сказывался и груз их прошлых взаимоотношений. Назревал конфликт.

В ноябре 1931 года на совещании в кабинете Туполева начавшийся было спокойным разговор по работам бригады № 3 дошел до высшей точки кипения. Туполев выразил свое мнение, что задание на истребитель И-13 бригада № 3 смогла бы быстро выполнить, взяв за основу И-8 (АНТ-13), который проходил в то время испытания, соответственно, усилив его конструкцию и улучшив аэродинамику самолета, и дал указания о немедленном проведении этой работы. Николай Николаевич сослался на различие требований к машинам, сказал, что только его проект может наиболее полно удовлетворить их и что брать за основу И-8 он не собирается.

Самолюбивый Андрей Николаевич был буквально взбешен отказом Н.Н.Поликарпова. По воспоминаниям инженера Тарасова, Туполев вскочил, опрокинув стулья. «Я этого (мат) сукина сына навек в рядовых инженерах сгною, он у меня забудет, как самолеты проектируются», — в ярости кричал Андрей Николаевич. Поликарпов был смещен с должности начальника бригады № 3 и переведен из ЦКБ в ЦАГИ рядовым инженером. Туполев пытался уничтожить Поликарпова как конструктора. Казалось, что карьер Поликарпова подошла к концу.

В конце ноября 1931 года начальником ЦКБ и одновременно заместителем начальника ЦАГИ был назначен С.В.Ильюшин, знавший Поликарпова еще с Гражданской войны. 4 мая 1932 года, когда в ходе реорганизации бывшая бригада Поликарпова № 3 и конструкторская бригада № 4 П.О.Сухого сливались в единую бригаду № 3 под руководством П.О.Сухого, Н.Н.Поликарпов и Г.И.Бертош по рекомендации С.В.Ильюшина были назначены заместителями П.О.Сухого.

Объединенная бригада должна была к середине 1933 года выпустить на испытания истребитель-моноплан И-14 (АНТ-31) с двигателем воздушного охлаждения М-38 и истребитель-полутороплан И-13 с двигателем жидкостного охлаждения М-32. П.О.Сухой в этот период сосредоточил свои усилия на разработке пушечного истребителя-моноплана И-14 (АНТ-31) с убирающимся шасси и максимальной скоростью до 380 км/час, а Г.И.Бертош — на разработке И-13, на базе туполевского истребителя И-8. Поликарпов в этих работах, как указывалось выше, не участвовал.

В июле 1932 года Н.Н.Поликарпов получил от С.В.Ильюшина задание разработать истребитель-полутороплан И-14а с двигателем воздушного охлаждения. И-14а проектировался на основе И-13, над которым Поликарпов работал еще до снятия с должности, и продолжал линейку истребителей-бипланов И-5 и И-6. Высокоманевренный биплан И-14а должен был тактически дополнить скоростной моноплан И-14 (АНТ-31) П.О.Сухого. Кроме того, при возможной задержке в разработке И-14, обусловленной наличием значительного количества новшеств, И-14а Поликарпова мог послужить определенной страховкой получения нового истребителя. Параллельно с бипланом И-14а Поликарпов в инициативном порядке делает первые наброски своего варианта скоростного истребителя-моноплана, планируя сделать значительный скачек в скорости, достигнув рубежа 400 км/час (будущего И-16).

При выборе силовой установки ориентировались на английские двигатели Bristol «Mercury» или американские Wright «Cyclone». Поликарпов наиболее приемлемыми считал американские двигатели.

Взяв за основу схему истребителя И-13, Николай Николаевич существенно ее переработал. Так как двигатель М-32 так и не был доведен, его заменили двигателем воздушного охлаждения Wright «Cyclone» с кольцом Тауненда, в связи с чем серьезному изменению подверглась носовая часть фюзеляжа. Первоначально спроектированный нормальный центроплан крыла был затем выполнен по типу «чайка». Это уменьшало лобовое сопротивление и улучшало обзор. Вводя схему «чайки», Поликарпов хотел, наряду с улучшением аэродинамики, обеспечить истребителю наилучшую маневренность, особенно на глубоком вираже.

Разрабатывались и другие модификации машины: — с мотором «Mercury»; — с убирающимся рычажным механизмом в борт фюзеляжа шасси и закрытым фонарем кабины. От варианта с двигателем Bristol «Mercury» отказались видимо ввиду выбора, советской промышленностью, для лицензионного производства американского Wright «Cyclone» (М-25).

При рассмотрении вариантов перспективных самолетов новый проект истребителя Н.Н.Поликарпова, обещавший высокую маневренность и скороподъемность, заинтересовал руководство УВВС и НКАП, поэтому его разработку решили продолжить. 8 декабря 1932 года на специальном совещании деревянный макет поликарповского биплана И-14а рассматривался одновременно с макетом моноплана И-14 конструкции П.О.Сухого. Руководил совещанием заместитель начальника ВВС Яков Алкснис, который предложил строить обе машины.

Одновременно на И-14а отказались от убираемого шасси и закрытого фонаря по причине вероятных технических затруднений. Дальнейшую разработку самолета было решено продолжать под наименованием И-15 и строить как тип высокоманевренного истребителя, у которого все подчинялось основному летно-тактическому требованию — высокой маневренности и скороподъемности.

Проект И-14а. Рисунок.

Проект И-14а. Чертеж.

.

.
Список источников:
Владимир Иванов. Неизвестный Поликарпов.
Михаил Маслов. «Король истребителей». Боевые самолеты Поликарпова.
Сергей Сыч. Проект истребителя И-14а, Поликарпов. 1932 г.