Проект истребителя И-13 (АНТ-32).

Разработчик: Н.Н.Поликарпов
Страна: СССР
Проект 1931 г.

В августе 1931 года ЦКБ вместе с бригадой № 3, которой руководил Н.Н.Поликарпов, было введено в состав ЦАГИ. В проработке у Н.Н.Поликарпова находился одноместный истребитель-биплан смешанной конструкции с двигателем V-12. Руководитель ЦАГИ А.Н.Туполев был сторонником проектирования истребителя цельнометаллической конструкции. Между двумя мэтрами отечественного самолетостроения: А.Н.Туполевым и, только что вышедшим из тюрьмы (ОКБ при ОГПУ), Н.Н.Поликарповым возникает конфликтная ситуация. 4 мая 1932 года бригада № 3 Н.Н.Поликарпова и № 4 ЦАГИ П.О.Сухого объединяются. Начальником бригады назначается П.О.Сухой, а одним из его замов — Н.Н.Поликарпов.

Работы по самолету-истребителю И-13 были продолжены, проект получает по КБ обозначение АНТ-32 и развивается в сторону одноместного цельнометаллического полутороплана под двигатель жидкостного охлаждения М-32 мощностью 600/750 л.с.

Из-за загруженности КБ работы по И-13 с конца 1931 года практически не проводились. К этому следует добавить, что специально заложенный под И-13 новый двигатель М-32 проектировался достаточно долго. М-32 предназначался специально для истребителей, его параметры должны были обеспечить минимальные удельную массу и лобовую площадь. Успех проекта АНТ-32 во многом зависел от успеха нового двигателя.

Начало стендовых испытаний М-32 возобновили интерес к И-13. Был подготовлен эскизный проект, проведены расчеты. Согласно проекту И-13 представлял собою цельнометаллический полутороплан, сравнительно небольшой взлетной массы — 1450 кг. И-13 должен был вооружаться 4-мя пулеметами калибра 7,62 мм и оснащаться радиостанцией, что было для советских одноместных истребителей большой новацией.

В ноябре 1932 года было принято решение о подготовке предложений по замене М-32 на истребителе И-13 на другой тип двигателя, а чуть ранее, в июле 1932 года, начальник ЦКБ С.В.Ильюшин предложил Н.Н.Поликарпову подготовить проект истребителя-полутороплана И-14а, как подстраховочный вариант истребителя И-14 П.О.Сухого и замену проекта И-13 под двигатель воздушного охлаждения.

Взяв за основу схему И-13, Н.Н.Поликарпов существенно ее переработал: теперь самолет был смешанной поликарповской конструкции, двигатель М-32 был заменен на двигатель воздушного охлаждения Райт «Циклон» с кольцом Тауненда. В связи с этим существенно была переработана носовая часть фюзеляжа. Нормальный центроплан был переделан по типу «чайка», что уменьшило лобовое сопротивление и улучшило обзор. Кабина была закрытой, что также было необычно для истребителей того периода.

В ноябре 1932 года этот проект под новым шифром И-15 (ЦКБ-3) решено было строить в опытном экземпляре, ставшим прототипом самых массовых предвоенных истребителей-бипланов И-15 / И-152 (И-15бис) / И-153 «Чайка».

Основные проектные данные истребителя И-13 (АНТ-32):
Площадь крыла, м2: 21
Взлетная масса, кг: 1450
Макс. скорость на 5000 м, км/ч: 358
Время подъема на высоту 7000 м, мин: 10,7
Практический потолок, м: 9900
Вооружение: 4 х ШКАС или 1-2 х ШКАС + 2 х ПВ
Экипаж, чел: 1

.

.
Список источников:
Журнал «Авиация и космонавтика» № 01 за 1998 г. Владимир Ригмант. Под знаками «АНТ» и «Ту». АНТ-32 (И-13).