Проект истребителя ИП-2 (ДГ-54, ПИ-2).

Разработчик: Д.П.Григорович
Страна: СССРИП-2 (ДГ-54)

Среди работ Д.П.Григоровича особо следует отметить эпизод создания пушечного истребителя ИП-2 (ДГ-54), который в ряде документов обозначался с другим порядком написания букв — ПИ-2 (пушечный истребитель — второй). Этот весьма гармоничный самолет с вытянутым фюзеляжем и изящным эллипсовидным крылом был спроектирован на переломе 1935-1936 годов как дальнейшее развитие более раннего ИП-1, вооруженного пушками ДРП. Учитывая то обстоятельство, что Григорович тяготел к освоению новых технологий и много сил потратил на освоение совершенной гладкой обшивки в ИП-1, можно предположить, что новый aппaрат стал бы действительно наиболее совершенным советским истребителем полностью металлической конструкции.

ИП-2 был оснащен двигателем М-100А с пушкой ШВАК, установленной в развале блока цилиндров. Стрелковое вооружение — 4 пулемета ШКАС в крыле. Максимальное количество крыльевых ШКАСов предполагалось довести до 10 стволов (штурмовой вариант), кроме того, планировалась и бомбовая подвеска — 40 кг бомб (в перегрузку).

В первой половине 1936 года на заводе № 1 был изготовлен и доработан полноразмерный макет ИП-2, закончилось рабочее проектирование и началось изготовление деталей первого опытного экземпляра. Однако затем произошла известная реорганизация, во многом изменившая положение в промышленности. 11 мая 1936 года последовало постановление Совета труда и обороны (СТО) о специализации авиазаводов и о прикреплении главных конструкторов к серийному производству спроектированных ими самолетов. Группу Григоровича в количестве 25-30 конструкторов перевели с завода № 1 на завод опытных конструкций (ЗОК) ЦАГИ. Строительство ИП-2 с завода № 1 сняли и передали на завод № 135 в Харьков.

А далее произошло то, что и должно было произойти, менее чем через полгода при уточнении производственной программы на 1936-1937 годы было признано, что ИП-2 уступает по своим характеристикам истребителю И-16 (эталон 1937 г.) и в результате изъяли из плана опытных работ.

ЛТХ (расчетные):

Самолет: ИП-2 (ДГ-54)
Длинна, м: 8,065
Высота, м: 3,27
Размах крыла,м: 11,0
Площадь крыла, м2: 20,6
Двигатель, марка: М-100А
Полетный вес, кг: 1951,5
Скорость макс., км/ч
-у земли: 442
-на высоте 3000 м: 519
-на высоте 5000 м: 515
Потолок практический, м: 9900
Макс. дальность, км: 1180
Вооружение: пушка ШВАК, установленная в развале блока цилиндров; 4 пулемета ШКАС в крыле. Планировался штурмовой вариант с установкой 10 пулеметов ШКАС в крыле.

1.Полноразмерный макет ИП-2 (ДГ-54).

Полноразмерный макет ИП-2 (ДГ-54).

2.Макет силовой установки с двигателем М-100А по тематике ИП-2 (ДГ-54).

Макет силовой установки с двигателем М-100А по тематике ИП-2 (ДГ-54).

3.ИП-2 (ДГ-54). Схема.

ИП-2 (ДГ-54). Схема.

.

.

Список источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Б.Л.Симаков. Самолеты страны Советов. 1917-1970.
Энциклопедия-справочник. Самолеты страны Советов.
Авиация и Космонавтика. М.А.Маслов. Самолеты Дмитрия Григоровича.