Истребитель ЛаГГ-3 (1-3 серий).
Разработчик: Лавочкин, Горбунов, Гудков
Страна: СССР
Первый полет: 1940 г.
Правительство 10 октября 1940 года приняло решение запустить под обозначением ЛаГГ-3 истребитель И-301 в массовое производство на нескольких заводах (№ 21 в Горьком, № 31 в Таганроге, № 23 в Ленинграде и № 153 в Новосибирске, приказ НКАП о запуске в серию улучшенного И-301 с увеличенным запасом топлива на заводе № 21 вышел 23 ноября 1940 г.). Головным был определен завод в Горьком, куда предстояло переехать большей части сотрудников КБ во главе с Лавочкиным, в Таганрог направлялся Горбунов, Гудков оставался в Химках в должности главного конструктора ОКБ. Триумвират распался.
Планом на 1941 год предписывалось изготовить 2960 истребителей ЛаГГ-3. До 22 июня удалось выпустить 322 самолета, темп выпуска отставал от запланированного, контрольная цифра плана на 1 июля 1941 года — 805 ЛаГГов. Сказывалась недоведенность конструкции из-за крайней спешки с запуском самолета в серию. Кроме того, у Лавочкина возникли проблемы с Горьковским заводом. Из 100 человек недавно образованного КБ из Химок в Горький согласилось переехать не более тридцати, остальные работники, причем далеко не самые худшие, остались с Гудковым.
Лавочкина на Волге приняли далеко не с распростертыми объятиями — завод давно и успешно выпускал И-16 и не горел желанием осваивать совершенно новую конструкцию, тем более, что в Горьком М.М.Пашинин спроектировал истребитель И-21, на 60% унифицированный с И-16. Его-то и хотели делать заводчане. Но все же, в январе 1941 года главный конвейер сборки ЛаГГ-3 уже занимал половину сборочного цеха завода № 21, на второй половине все еще шел выпуск И-16 тип 29. Первый ЛаГГ, изготовленный в Горьком, поднялся в воздух с заводского аэродрома 23 января 1941 года, однако военной приемкой он был принят только 24 февраля.
С началом серийного производства появились проблемы качества — штучное производство всегда «ювелирнее» массового. Из частей, куда отправляли новые истребители стали приходить рекламации — самолеты недодавали скорости (окраска самолета, а не полировка «рояля»), подламывались стойки шасси (дополнительные два топливных бака), происходили отказы вооружения и механизмов уборки-выпуска шасси. В результате проведения доработок по результатам испытаний опытных машин и установки по требованиям заказчика дополнительного оборудования, масса серийных ЛаГГов выросла на 70 кг, максимальная скорость полета упала до 550-555 км/ч, снизилась дальность полета. При эксплуатации на полевых аэродромах выявились некоторые серьезные недостатки машины: отсос потоком посадочных щитков, очень ограниченный обзор в задней полусфере, тенденция к срыву в штопор на малых скоростях.
Вооружение самолетов первых трех серий состояло из пяти пулеметов — одного БК (вместо пушки), двух БС и двух ШКАС. Интриги и технические трудности, связанные с разработкой пушки МП-6, привели к аресту Л.Г.Таубина и прекращению работ по новой авиационной скорострельной пушке. Контрольные испытания (КИ) ЛаГГ-3 первой серии закончились в НИИ ВВС 20 июня 1941 года, фактически это были государственные испытания, поскольку первый раз госиспытания И-301 не прошел. В ходе КИ удалось выявить массу конструктивно-производственных и эксплуатационных дефектов, устранять которые пришлось уже во время войны. На ЛаГГ-3 первых серий устанавливали радиопередатчик РСИ-3 «Орел».
ЛаГГ-3 по весовой отдаче и компактности конструкции значительно уступал Як-1. Конструкция ЛаГГ-3 при том же двигателе и почти аналогичном вооружении была на 300 кг тяжелее. Это в первую очередь объясняется деревянной конструкцией фюзеляжа по сравнению с ферменной у Як-1. Есть весовая разница и в крыльях: у «ЛаГГа» узлы крепления консолей оказались тяжелее по сравнению с «Яком», не имевшего разъемов. Но зато живучесть «ЛаГГа» и тем более его преемника «лавочкина», была невероятной.
Одним из первых ЛаГГи получил 164-й ИАП, базировавшийся на Кавказе. В этом полку начал свою карьеру военного летчика маршал авиации Н.М.Скоморохов, войну он закончил майором, сбил 46 самолетов лично, восемь — в группе. Три звена ЛаГГов 160-го полка обеспечивали перелет в осажденный Ленинград Г.К.Жукова. На другом фланге огромного фронта ЛаГГ-3 1-й серии имелись на вооружении 44-го ИАП Ленинградского фронта, 7 марта 1942 года преобразованного в 11-й Гвардейский. В августе 1941 года на ЛаГГ-3 летчики 17-го ИАП прикрывали днепровские переправы в районе Кременчуга. Полк сменил «ишаки» на ЛаГГи в конце июля в Ростове-на-Дону. В июле ЛаГГи получил также 170-й ИАП. Осенью 1941 года с И-16 на ЛаГГ-3 был перевооружен 69-й ИАП, в котором служил один из самых результативных летчиков-истребителей Великой Отечественной войны — А.В.Алелюхин (40 побед, одержанных лично и 17 — в группе).
ЛТХ:
Модификация: ЛаГГ-3 1 серия
Размах крыла, м: 9,80
Длина, м: 8,81
Высота, м: 4,40
Площадь крыла, м2: 17,62
Масса, кг
-пустого: 2680
-взлетная: 3346
Тип двигателя: 1 х ПД М-105П
-мощность, л.с.: 1 х 1050
Максимальная скорость, км/ч
-у земли: 498
-на высоте: 575
Практическая дальность, км: 1100
Макс. скороподъемность, м/мин: 735
Практический потолок, м: 9500
Экипаж: 1
Вооружение: 1 х 12,7-мм пулемета БК, 2 х 12,7-мм пулемета БС и 2 х 7,62-мм ШКАС.
Ещё не окрашенный ЛаГГ-3 1-й серии в сборочном цехе завода № 31.
Истребитель ЛаГГ-3 1-й серии на полевом аэродроме. 1940 г.
Истребитель ЛаГГ-3 1-й серии.
Истребитель ЛаГГ-3 1-й серии. Вид спереди.
Истребитель ЛаГГ-3 1-й серии.
Истребитель ЛаГГ-3 1-й серии.
Истребитель ЛаГГ-3 1-й серии выруливает на взлет. Лето 1941 г.
Кабина ЛаГГ-3 1-й серии.
Кабина ЛаГГ-3 1-й серии.
Кабина ЛаГГ-3 1-й серии.
ЛаГГ-3 1-й серии. Рисунок.
ЛаГГ-3 2-й серии. Рисунок.
ЛаГГ-3 2-й серии авиации Северного флота. Рисунок.
ЛаГГ-3 3-й серии. Рисунок.
Компоновочная схема ЛаГГ-3 3-й серии.
ЛаГГ-3 1-й серии. Схема.
ЛаГГ-3 3-й серии. Схема.
.
.
Список источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг.
Б.Л.Симаков. Самолеты страны Советов. 1917-1970.
Энциклопедия-справочник. Самолеты страны Советов.
В.Алексеенко, М.Никольский. Истребители Лавочкина в Великой Отечественной войне.
«Война в воздухе» № 68. ЛаГГ-3.