Пушечный истребитель ИП-201.
Разработчик: ОКБ Микояна, Гуревича
Страна: СССР
Первый полет: 1940 г.
ИП-201 — модификация скоростного истребителя И-200 с двумя 23-мм пушками. Самолет ИП-201 представлял собой дальнейшее развитие истребителя И-200 в сторону увеличения огневой мощи без существенных изменений в конструкции прототипа. Его вооружение должно было состоять из двух пушек МП-3 калибра 23-мм (магазины по 60 снарядов) и двух пулеметов ШКАС калибpa 7,62-мм (боезапас по 750 патронов). Пулеметом БС пришлось пожертвовать в пользу установки фюзеляжного бака увеличенной емкости (195 л.) с целью увеличения дальности полета. Пушки МП-3 конструкции Я.Г.Таубина и М.Н.Бабурина (ОКБ-16 НКВ) устанавливали в обтекателях под каждой консолью крыла (в зоне, не ометаемой винтом) на специальных металлических лафетах в районе 1-й и 4-й нервюр между главным лонжероном и передним стрингером. В перегрузочном варианте ИП-201 мог брать две 100-кг бомбы. По предварительным расчетам его максимальная скорость по отношению к И-200 должна была уменьшиться на 10-15 км/ч и составить 635 км/ч. Однако двигатель АМ-37 позволял сохранить ее на уровне 650 км/ч.
Для проверки крепления пушки и ее работы под крылом И-200 был сделан действующий макет и 16 июня 1940 года произведен отстрел в тире завода (выпущено 108 снарядов). 27 июля 1940 года постоянная комиссия НКАП по рассмотрению инициативных проектов и предложений по самолетам, которую возглавлял Б.Н.Юрьев, одобрила эскизный проект пушечного истребителя ИП-201 и сочла его постройку целесообразной. При этом было отмечено, что максимальная скорость самолета несколько завышена и реально следовало ожидать 615 км/ч. Однако НИИ ВВС в своем заключении по эскизному проекту ИП-201, утвержденном 14 августа, отметил, что предъявленная схема вооружения является неприемлемой из-за недостаточной скорострельности пушек МП-3 (300 выстр./мин.). В связи с чем было предложено на основании принятой Начальником ВВС КА системы вооружения существующих самолетов вместо пушек МП-3 разработать установку на самолете И-200 двух пулеметов БС с боезапасом по 300 патронов.
Тем не менее, постройка самолета ИП-201 началась в конце сентября 1940 года на базе опытного экземпляра истребителя И-200 № 03, который после госиспытаний прибыл из НИИ ВВС на завод № 1 для доводки и устранения выявленных дефектов.
12 октября 1940 года НКАП выдал заказ НКВ на проведение опытных работ по изучению возможности установки 23-мм пушки МП-6 на И-200 вместо пулеметов ШКАС. Для этого ОКБ-16 был подан полноразмерный макет истребителя, ввиду неготовности опытного образца самолета.
Проведенными исследованиями было установлено, что новую пушку можно было установить взамен двух пулеметов ШКАС только с условием значительных изменений в ее конструкции, что в свою очередь могло сказаться на ее работоспособности. Для этого необходимо было изменить компенсационный механизм, механизм подачи патронов и механизм перезарядки. Кроме того, предоставленный в распоряжение ОКБ-16 синхронизатор не позволял надеяться на его надежную работу с новой пушкой.
Однако Я.Г.Таубин был готов разработать специальную конструкцию пушки для установки ее в надмоторной части истребителя ИП-201, но расчеты показали, что для ее нормальной работы необходимо значительно усилить конструкцию самолета. Установка пушки в крыле не представляла особых трудностей и могла быть осуществлена без изменений ее конструкции. Требовалось только усилить набор крыла, не рассчитанного на большие силы отдачи. 28 октября 1940 года макет самолета с установленной в его левом крыле пушкой передали НКАП вместе с отчетом о проведенных исследованиях.
Вскоре ОКБ-16 довело скорострельность пушки до 600 выстр./мин. (пушка получила название МП-6) и военные проявили к ней интерес. После испытаний Постановлением КО при СНК СССР № 423 от 16 ноября 1940 г. пушку приняли на вооружение. В связи с этим 23 ноября 1940 года НКАП и ВВС совместным приказом № 657/0293 обязали Главных конструкторов Микояна, Лавочкина, Ильюшина и Сухого обеспечить в двухмесячный срок разработку и изготовление стандартных установок под пушку МП-6 и пулемет АП-12,7 конструкции Таубина и Бабурина. Коллективу, возглавляемому А.И.Микояном, надлежало разработать фюзеляжную и крыльевые установки для пушки и пулемета, а также установку пушки в моторе.
Тем временем работы на И-200 № 03 подходили к завершению. На нем установили новые консоли крыла, доработанные под размещение пушек МП-6, а ШКАСы заменили пулеметами АП-12,7. Однако передать самолет на испытания вооружения в НИПАВ своевременно не удалось по причине выявившейся после установки пушек деформации консолей, изменившей поперечное V крыла. Кроме того, задержку в переоборудовании вызвало участие самолета вместе с И-200 № 01 и И-200 № 02 в воздушном параде 7 ноября над Красной площадью, по завершении которого работы по переоборудованию И-200 № 03 возобновились, завершившись к концу ноября.
1 декабря 1940 года летчик В.Н.Гурский выполнил первый пробный полет, во время которого произошла остановка двигателя вследствие выработки горючего из фюзеляжного бака. Летчик совершил вынужденную посадку, во время которой самолет потерпел аварию и был отправлен в ремонт. Ремонт И-200 № 03 продолжался до февраля 1941 года. В марте были проведены предварительные заводские испытания, однако работы вскоре прекратились. Пушка МП-6 и пулемет АП-12,7 так и не поступили на вооружение ВВС в связи с тем, что Я.Г.Таубин и М.Н.Бабурин завалили их разработку и после их ареста работы свернули.
ЛТХ:
Модификация: ИП-201
Размах крыла, м: 10,20
Длина, м: 8,15
Высота, м: 3,30
Площадь крыла, м2: 17,44
Масса, кг
-пустого самолета: 2460
-максимальная взлетная: 3420
Тип двигателя: 1 х ПД АМ-37
-мощность, л.с.: 1 х 1400
Максимальная скорость, км/ч: 650
Крейсерская скорость, км/ч: 461
Практическая дальность, км: 720
Максимальная скороподъемность, м/мин: 879
Практический потолок, м: 12000
Экипаж: 1
Вооружение: 2 х 23-мм пушки МП-6 и 1 х 12,7-мм пулемет АП-12,7; возможна подвеска двух 100-кг бомб.
Опытный пушечный истребитель ИП-201.
Авиационная пушка МП-6 (ПТБ-23).
.
.
Список источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг.
Б.Л.Симаков. Самолеты страны Советов. 1917-1970.
Энциклопедия-справочник. Самолеты страны Советов.
Крылья России. История и самолеты ОКБ «МиГ».
Авиация и Космонавтика. Евгений Арсеньев. Самолеты ОКБ им. А.И.Микояна.