Истребитель Як-9С.
Разработчик: ОКБ Яковлева
Страна: СССР
Первый полет: 1945 г.
Як-9С с двигателем ВК-105ПФ2 и винтом ВИШ-105СВ-01 являлся модификацией серийного Як-9М и отличался от него вооружением, а также винтом, обладавшим более высоким КПД благодаря профилированию комлевых частей лопастей.
Буква «С» в наименовании самолета — это заводской индекс, не несущий какой-либо смысловой нагрузки. Вместо установленных на Як-9М мотор-пушки ШВАК с боезапасом 120 снарядов и пулемета УБС с боезапасом 200 патронов на Як-9С были установлены мотор-пушка НС-23 калибра 23 мм с боезапасом 60 снарядов и две синхронные пушки Б-20С калибра 20 мм с боезапасом по 120 снарядов.
Такой вариант вооружения предъявлялся на госиспытания на самолете Як-9У ВК-107А — эталоне 1945 года, но испытания не были закончены вследствие крупных дефектов: перегрева масла при наборе высоты, перегрева воды в горизонтальном полете, разрушения коренных подшипников двигателя ВК-107А и др.
Hа Як-9С удовлетворялись требования ВВС к вооружению одноместных истребителей на 1945 год. Вооружение работало надежно на всех режимах полета и эволюциях самолета. Схема вооружения Як-9С в тактическом отношении являлась весьма эффективной. Попадание 23-мм снаряда в самолет противника приводило к его полному разрушению. Бронебойные снаряды пушки HС-23 легко пробивали броню немецких танков толщиной до 20 мм с дистанции 500 м под углом 45°.
Як-9С был построен ОКБ в двух экземплярах (№№ 01-01 и 01-02) в мае 1945 года, проходили заводские испытания с 10 по 28 мая (летчик П.Я.Федрови) и государственные испытания с 28 августа по 14 сентября 1945 года (летчики В.Г.Иванов и А.А.Манучаров, инженер по самолету И.А.Колосов, по вооружению — А.Г.Аронов).
В отчете по госиспытаниям отмечалось, что данная система вооружения является наиболее желательной для самолетов Як с двигателями ВК-105ПФ2.
Однако по максимальным скоростям и скороподъемности Як-9С значительно уступал находившимся в то время на вооружении Як-3 ВК-105ПФ2 и Як-9У ВК-107А. Скорость его была меньше у земли на 59-62 км/ч и на 2-й границе высотности — на 67-89 км/ч, время набора высоты 5000 м было больше, чем у Як-3 и Як-9У соответственно на 1.9 и 1.6 мин.
Как неудовлетворяющий требованиям в отношении летных данных, а также вследствие того, что примерно в это время данный вариант вооружения предъявлялся на Як-9У ВК-107А, самолет Як-9С в серийное производство не запускался.
ЛТХ:
Модификация: Як-9С
Размах крыла, м: 9.74
Длина, м: 8.50
Высота, м: 3.00
Площадь крыла, м2: 17.15
Масса, кг
-пустого самолета: 2347
-нормальная взлетная: 3130
Тип двигателя: 1 х ПД ВК-105ПФ2
-мощность, л.с.: 1 х 1240
Максимальная скорость, км/ч
-у земли: 513
-на высоте: 583
Практическая дальность, км: 930
Скороподъемность, м/мин: 781
Практический потолок, м: 9750
Экипаж: 1
Вооружение: 1 х 23-мм мотор-пушка HС-23 с боезапасом 60 снарядов и 2 х 20-мм, синхронные пушки Б-20С с боезапасом по 120 снарядов.
Истребитель Як-9С.
.
.
Источник:
Сайт «Уголок неба». 2004 г. страница: «Яковлев Як-9С».