Планер АВФ-21 «Москва».

Разработчик: С.В.Ильюшин
Страна: СССР
Первый полет: 1925 г.

Учебу на четвертом курсе Академии С.В.Ильюшин сочетал с работой над рекордным планером-парителем АВФ-21. Одновременно с выполнением курсовых проектов, он все свободное время посвящал разработке нового планера. До весны 1925 года были выполнены основные расчеты и чертежи. Постройка планера велась в мастерских Академии Воздушного Флота при участии слушателей академии Л.С.Курина и Н.Н.Леонтьева.

АВФ-21 выполнялся по схеме свободнонесущего моноплана с относительно толстым крылом большого удлинения, приподнятым над фюзеляжем на небольшом пилоне. Конструкция планера — цельнодеревянная, с обшивкой фюзеляжа, крыла и оперения полотном. Планер назвали «Москва».

Постройку АВФ-21 предполагалось закончить к очередным, третьим по счету Всесоюзным планерным испытаниям в Крыму. Однако весной 1925 года советские планеристы получили приглашение принять участие в международных Ренских планерных состязаниях в Германии. Они должны были проводиться в районе горы Вассеркуппе, где в конце XIX в. начинал свои исторические полеты известный германский пионер авиации Отто Лилиенталь. Среди пяти советских планеров, отобранных для участия в этих состязаниях, был и АВФ-21 «Москва». 20 августа 1925 года планеры доставили в Вассер-купе. Только что построенные, они были совершенно неиспытанными и не облетанными. Тем не менее, на этих состязаниях советские планеристы Л.А.Юнгмейстер и К.Н.Яковчук сумели получить 1-й и 2-й призы за продолжительность полета на одноместных планерах. АВФ-21 в состязаниях практически не участвовал. Его окончательная сборка и регулировка производилась уже в ходе соревнований, и планер мог совершать лишь небольшие планирующие полеты в долину, которые выполнял К.К.Арцеулов. Подлетывал на планере АВФ-21 и С.В.Ильюшин.

Пребывание в Германии позволило С.В.Ильюшину изучить особенности конструкции германских планеров, которые отличались хорошими аэродинамическими формами с предельно обжатым миделем фюзеляжа, гибкими свободнонесущими крыльями, малым весом при высокой прочности. В испытаниях на пологое планирование в безветренную погоду германские планеры показали максимальное аэродинамическое качество в 19 единиц, в то время как лучшие советские планеры — лишь 14,5. Особое внимание немецкие конструкторы уделяли эксплуатационным характеристикам своих летательных аппаратов. На сборку и разборку их планеров требовалось не более пяти минут, причем каждый планер имел свою транспортировочную тележку, в которой он компактно и надежно размещался в разобранном виде. Много полезного удалось почерпнуть и при ознакомлении с немецким опытом организации подготовки планеристов, проведения испытаний планеров.

После завершения Ренских состязаний планер АВФ-21 «Москва» принял участие в III Всесоюзных планерных состязаниях осенью 1925 года, на которые были приглашены и немецкие планеристы. 5 октября советских планеристов постигла крупная неудача: ночью внезапно налетевшим шквалом были снесены три палатки, а находившиеся в них планеры, в том числе и АВФ-21 «Москва», разбиты. Уцелела только палатка, в которой находились планеры немецких гостей.

АВФ-21 «Москва» стал последним планером Ильюшина. Приближалась к завершению учеба в академии и в конце 1925 года слушатели выпускного курса получили темы дипломных проектов. С.В.Ильюшину предстояло сделать проект одноместного самолета-истребителя. Задание предусматривало разработку компоновочных и агрегатных чертежей, проведение аэродинамических и прочностных расчетов. Работать над проектом приходилось с утра до позднего вечера, и Ильюшину пришлось приостановить свою общественную работу в ОДВФ, которое к тому времени было преобразовано в Общество друзей авиахимической обороны и промышленности СССР — АВИАХИМ. Но, даже будучи до предела загруженным работой над дипломным проектом, он помогал молодым конструкторам И.П.Толстых и С.Н.Люшину в 1926 году организовать постройку их планера «Мастяжарт-3» в планерном кружке мастерских тяжелой артиллерии, до этого строившем планеры С.В.Ильюшина.

10 апреля 1926 года С.В.Ильюшин защитил проект своего первого самолета. Приказом Реввоенсовета СССР № 750 за 1926 год С.В.Ильюшину, окончившему Военную Воздушную Академию РККА имени профессора Н.Е.Жуковского по инженерному факультету, присвоили звание военного инженера-механика Воздушного Флота. Вместе с С.В.Ильюшиным окончили академию В.Ф.Болховитинов, Н.М.Харламов, С.А.Кочеригин, Б.П.Лисунов, В.А.Чижевский, оставившие заметный след в истории отечественной авиации.

После окончания академии С.В.Ильюшин получил назначение в Научно-технический комитет Управления Военно-воздушных сил. Одновременно он продолжал вести активную общественную работу в ОСОАВИАХИМе, возникшем в январе 1927 года после объединения АВИАХИМа с Обществом Содействия Обороне СССР (ОСО). ОСОАВИАХИМ в то время являлся подлинно массовой организацией, центром подготовки советской молодежи к освоению военных специальностей. Проводилась большая работа по организации сети аэроклубов и планерных кружков, в парках культуры и отдыха различных городов строились парашютные вышки, стрелковые тиры.

Деятельность в ОСОАВИАХИМе С.В.Ильюшин рассматривал как продолжение своей основной работы в Научно-техническом комитете УВВС. Он видел, как от слета к слету угловатые планеры, способные совершать лишь кратковременные подлеты, приобретали все более совершенные, эстетически законченные формы, аэродинамическое совершенство которых позволяло выполнять многочасовые парящие полеты. Простота постройки планеров позволяла быстро оценивать новые схемные решения, совершенствовать методику аэродинамических и прочностных расчетов, характеристик устойчивости и управляемости. Все это могло быть использовано и при создании новых самолетов. Способствовала профессиональному совершенствованию и сама атмосфера творческих дискуссий, царившая на заседаниях Техкомов планерных слетов, участниками которых были будущие выдающиеся ученые, конструкторы авиационной и космической техники, летчики-испытатели. В 1929 году С.В.Ильюшин являлся членом оргкомитета по проведению VI Всесоюзных планерных состязаний, а в 1930 году руководил VII Всесоюзными планерными состязаниями.

Свои взгляды на развитие отечественного планеризма, на подготовку планеристов Ильюшин изложил в статьях, опубликованных в журнале «Самолет» за 1930 год. Главная мысль автора статей — путь к самолету должен проходить через планер, а для этого нужно научиться строить хорошие и дешевые планеры. При этом упрощение конструкции и удешевление строительства планеров должны идти не за счет ухудшения их летных качеств и прочности.

Много сил и настойчивости вложил С.В.Ильюшин и в подготовку планеристов. Проводившиеся под его руководством VII Всесоюзные планерные состязания были первыми, на которых удалось развернуть в сравнительно большом масштабе учебную работу. За короткий срок на слете был подготовлен 61 пилот-планерист, а 19 пилотов сдали экзамены на звание пилота-парителя. Участвовал Ильюшин и в создании Высшей летно-планерной школы в Коктебеле, предназначавшейся для подготовки инструкторов-планеристов. В этой школе совершенствовали свое летное мастерство будущие выдающиеся советские летчики-испытатели С.Н.Анохин, В.Л.Расторгуев, И.И.Шелест, В.Ф.Хапов и другие.

Такое внимание к планеризму со стороны С.В.Ильюшина, как одного из руководителей Научно-технического комитета УВВС, не было случайным. В то время оно обосновывалось необходимостью скорейшей первоначальной подготовки летных кадров для создававшегося в СССР мощного воздушного флота в условиях, когда отечественная авиапромышленность еще не могла предоставить Военно-воздушным силам страны необходимое количество учебных и тренировочных самолетов.

18 августа 1933 года, в день Воздушного флота СССР, который в том году отмечался впервые, постановлением Президиума ЦИК СССР «…за выдающиеся заслуги по организации учебно-массового планеризма, конструкции учебных планеров и организацию высшей планерной школы и планерного завода…» С.В.Ильюшин был награжден орденом «Красная Звезда».

О годах своей «планерной» молодости С.В.Ильюшин всегда вспоминал с удовольствием: «Для авиаконструктора планеризм это та люлька, в которой обязательно должен качаться ребенок, прежде чем он научится самостоятельно ходить… Мне, как человеку, прошедшему школу планеризма, понятно, сколько ценнейших сведений может дать самостоятельное конструирование и постройка планеров».

ЛТХ:

Модификация: АВФ-21
Размах крыла, м: 11,00
Длина , м: 6,50
Относительное удлинение: 10,90
Высота, м: 2,50
Площадь крыла, м2: 21,50
Масса, кг: 117.

Взлет планера АВФ-21.

Взлет планера АВФ-21.

3.С.В.Ильюшин у АВФ-21 (в кабине К.К.Арцеулов).

Конструктор С.В.Ильюшин у АВФ-21 (в кабине К.К.Арцеулов).

АВФ-21 «Москва». Схема.

.

.

Список источников:
А.П.Красильщиков. Планера СССР.
Сайт «Уголок неба». 2014 страница: «Ильюшин АВФ-21 Москва».
Журнал «Самолет» № 9 (23) 1925 г. Воздушный спорт. С.Ильюшин. На Ренских состязаниях.