Десантно-транспортный планер «Орел».
Разработчик: И.И.Афанасьев, Б.В.Кучеренко, Л.М.Роднянский
Страна: СССР
Первый полет: 1941 г.
По условиям конкурса 1940 года, кроме планера грузоподъемностью 5 человек, предусматривалось создание планера вместимостью до 11 бойцов. Конструкторы Н.И.Афанасьев, Б.В.Кучеренко и Л.М.Роднянский получили поощрительную премию за 11-местный планер «Орел». Прототип этой конструкций был построен к середине 1941 года.
Планер «Орел» предназначался для транспортирования одного пилота и 10-11 десантников. Это был свободнонесущий моноплан с нижним расположением крыла. Это обещало некоторые трудности при эксплуатации на земле. Крыло планера имело фанерную обшивку, элероны и простые щитки. Оперение — классическое, с одним килем. Фюзеляж полумонококовой конструкции, с фанерной обшивкой. В носу располагалась кабина пилота, фонарь которой не выступал за контур фюзеляжа. За пилотом располагалась грузовая кабина, в которой вдоль бортов, лицом друг к другу, сидели десантники. На каждом борту имелось по 4 иллюминатора, в которых были отверстия для стрельбы из личного оружия.
Загрузка выполнялась через большой люк, выполненный на крыше кабины, сразу за фонарем пилота. Такая компоновка была неудобна, кроме того, при погрузочных операциях была опасность повреждения обшивки планера. В полу кабины, за центропланом, был прорезан люк для выброски парашютистов в воздухе. Шасси «Орла» имели две разные схемы, соответственно для первого и второго построенного образца. На первом образце сделали трехколесное шасси с носовой опорой. Для основных стоек применили стойки с истребителя И-16. Они имели масляно-воздушную амортизацию и тормозные колеса размером 600 х 250 мм. Носовая стойка имела колесо размером 400 х 150 мм. На хвосте устанавливалась предохранительная пята. На втором экземпляре шасси сделали сбрасываемым. Носовую стойку сняли. Основные стойки сделали пирамидальной конструкции, из трех стержней.
Передние два стержня крепились к переднему лонжерону, а задний подкос — к заднему. После взлета стойки сбрасывались. В этом случае посадка выполнялась на лыжу, которую установили снизу фюзеляжа. «Орел», как и «Сокол», строили на вновь созданном Казанском авиационном заводе. В июне 1941 года начались испытания планера «Орел», которые проводили И.И.Шелест и В.Л.Расторгуев. Тогда же было принято решение развернуть серийное строительство планера «Орел» в Казани и в г. Шумерля. Но вовремя испытаний выявилось множество дефектов и недостатков, которые было невозможно быстро устранить. По-видимому, сказался малый опыт у конструкторов. Кроме того, к тому времени появился планер Г-29 — будущий Г-11, такой же грузоподъемности, но лучше отработанный. Поэтому «Орел» в серийное производство не передавался.
ЛТХ:
Длинна, м: 11,2
Высота, м: —
Размах крыла, м: 22
Площадь крыла, м2: 50,6
Вес, кг
-пустого: 1380*, по другим данным — 1620*
-взлетный: 3000*
Нагрузка на крыло, кг/м2: 59,3*
Экипаж, пилоты + десантники: 1+11
Макс. скорость буксировки, км/ч: 300
* Данные ориентировочные.
Планер Орел. Схема.
.
.
Список источников:
К.А.Кузнецов. Десантные планеры Сталина 1930-1955 гг. «С неба — в бой!»