Пассажирский самолет КАИ-1.

Разработчик: Ицкович
Страна: СССР
Первый полет: 1934 г.0.каи-1

Инженер Зельман Исаакович Ицкович окончил ХАИ в 1930 году. С 1927 года работал с К.А.Калининым. В 1934-1937 годах построил в Казанском авиационном институте (КАИ) несколько своих самолетов, представляющих интерес.

Первенцем Ицковича стал КАИ-1 — двухмоторный низкоплан, пятиместный (летчик и четыре пассажира) с неубираемыми шасси. Назначение — обслуживание местных линий. Ввиду предполагавшегося военного варианта в этом самолете была передняя одноместная кабина (место четвертого пассажира).

Конструкция — деревянная. Фюзеляж — монокок, сделанный из фанеры толщиной от 2,5 до 1,5 мм. Сечение фюзеляжа — эллипс 1,2 х 0,94 м, форма — сигарообразная. Крыло — неразъемное, двухлонжеронное, крепление его к фюзеляжу — в четырех узлах. Особенность крыла в первом экземпляре — плавающие симметричного профиля элероны, расположенные над задней кромкой крыла, и посадочные щитки типа ЦАП с тросовым управлением, осуществленные одними из первых в нашей стране. Профиль крыла P-II 14 % — 6 %. Обшивка — везде фанерная. Оперение — деревянное, стабилизатор — с изменяемым в полете углом установки. Двигатели М-11 закапотированные с кольцами Тауненда на первом экземпляре и с индивидуальными обтекателями цилиндров на втором 1.

Второй опытный экземпляр отличался от первого тем, что был построен с учетом требований ВВС как тренировочный для перехода летчиков на бомбардировщик. Самолет был трех-четырехместный, плавающие элероны были заменены обычными.

Оба самолета успешно прошли в Казани испытания (летчик Б.Н.Кудрин). Была рекомендована постройка серии.

Эще один экземпляр КАИ-1 № 3 (УПБ) — вариант КАИ-1 с теми же обводами, размерами и конструкцией, но оборудованный как трехместный учебно-тренировочный для перехода на бомбардировщик (учебно-переходной бомбардировщик УПБ). На самолете было установлено два двигателя М-11. Вооружение — пулемет ДА (сзади) и до 160 кг небольших бомб в разных вариантах, частично с внутренней подвеской.

Первый самолет УПБ был испытан 11-18 мая 1935 года (летчик Б.Н.Кудрин). Второй самолет проходил испытания с 23 июля по 26 сентября 1935 года (летчик А.А.Ивановский).

Оценка была такая:
а) самолет по своим данным дает возможность выполнять почти все задачи курса огневой подготовки 1935 года;
б) по технике пилотирования и условиям работы очень напоминает СБ;
в) обладает хорошими летными данными, не уступающими иностранным самолетам;
г) дешев в эксплуатации.

Отмечались и недостатки: кабина штурмана тесна и неудобна, обзор из нее после устранения недостатков плох, вооружение с дефектами. Предполагалось использовать самолет для учебно-боевой подготовки экипажей тяжелых и скоростных бомбардировщиков. Была заказана серия в 25 самолетов, но построена она не была.

Третий самолет был выпущен с убираемым в полете шасси. Летал, но полные испытания его не проводились.

ЛТХ:

Модификация: КАИ-1
Размах крыла, м: 12,60
Длина самолета, м: 7,90
Высота самолета, м: —
Площадь крыла, м2: 22,30
Масса, кг
-пустого самолета: 780
-максимальная взлетная: 1310
Тип двигателя: 2 х ПД М-11
-мощность, л.с.: 2 х 100
Максимальная скорость, км/ч: 218
Крейсерская скорость, км/ч: 178
Практическая дальность, км: 1000
Скороподъемность, м/мин: 286
Практический потолок, м: 4800
Экипаж, чел: 1
Полезная нагрузка: 4 пассажира.

1.Первый опытный КАИ-1 на испытаниях.

Первый опытный КАИ-1 на испытаниях.

1а.Первый КАИ-1. Вид сзади.

Первый КАИ-1. Вид сзади.

2.Второй экземпляр КАИ-1 на испытаниях.

Второй экземпляр КАИ-1 на испытаниях.

4а.Всесоюзн. авиаперелет. лмс. 1935 г.

Второй экземпляр КАИ-1 на испытаниях.

3.Второй КАИ-1 на Всесоюзн. авиаперелет. лмс. 1935 г.

Второй КАИ-1 на Всесоюзном авиаперелете легкомоторных самолетов 1935 года.

4.Всесоюзн. авиаперелет. лмс. 1935 г

Второй КАИ-1 на Всесоюзном авиаперелете легкомоторных самолетов 1935 года.

6.КАИ-1. Схема 1.

КАИ-1. Схема 1.

8.КАИ-1. Схема 2.

КАИ-1. Схема 2.

.

.

Список источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Б.Л.Симаков. Самолеты страны Советов. 1917-1970.
Журнал Самолёт № 3 за 1935 г.
Авиационный форум Prop&Jet. Архивные фото.