Пассажирский самолет особого назначения Ер-2ОН.

Разработчик: Ермолаев
Страна: СССР
Первый полет: 1945 г.

К концу войны международные встречи на уровне глав правительств становились все чаще. Ф.Рузвельт и У.Черчиль прибывали на встречи воздушным путем. Сталин же добирался в Ялту и Потсдам наземным путем. Это было безопаснее, однако роняло престиж главы государства, к тому же затягивало путешествие.

Самолет Ли-2 не отвечал требованиям времени по скорости, дальности и комфортабельности полета. Даже переделки не могли устранить его недостатки. И тогда было принято решение о создании специального самолета для полетов высшего руководства страны. По приказу НКАП № 351 от 23 мая 1944 года разработка самолета «особого назначения» была поручена конструкторскому бюро, возглавляемому В.Г.Ермолаевым. Было решено — для быстрейшего выполнения задания — самолет делать на базе бомбардировщика Ер-2. Машина получила обозначение — Ер-2ОН. Кроме отличных полетных характеристик было еще одно важное условие — двигатели самолета работали на тяжелом дизельном топливе, намного более безопасном в пожарном отношении. Особое внимание было уделено комфортабельности пассажирского салона, его интерьеру, удобству собеседования важных персон в полете, проходу для разминок и т.д. Все это отрабатывалось на специальных натурных макетах и тщательно принималось комиссией.

Одновременно аналогичные заказы были выданы на переделку Пе-8 (Пе-8ОН) и В-25С. Все эти самолеты предназначались для высшего руководства страны и поэтому изготавливались с особой тщательностью. Несмотря на «чрезвычайность» указаний, постройка машин затянулась, поскольку в августе 1944 года пришлось пройти макетную комиссию, к этому же выявились и опасные дефекты серийных дизелей АЧ-30Б производства завода № 500, требовавшие безусловного устранения.

Ведущим инженером по Ер-2ОН был назначен Н.В.Синельников. С самолета сняли все вооружение, а на месте бомбоотсека и фюзеляжных баков оборудовали пассажирский салон повышенной комфортабельности на девять кресел плюс место для стюарда. Экипаж самолета для полетов особого назначения был увеличен: он состоял из командира, второго пилота, штурмана, радиста и двух стюардесс.

Заводские испытания машины были начаты в феврале, а 16 апреля 1945 года первый Ер-2ОН под управлением Алексеева совершил успешный беспосадочный перелет из Иркутска в Москву, затратив 15 ч. 30 мин. Вторая такая машина в конце апреля проходила летные испытания.

Летными испытаниями было установлено, что самолет мог лететь со скоростью 435 километров в час, покрывая без посадки расстояние в 5200 километров. Высота полета составляла 6000 метров. Самолет малой серией должен был строиться в Иркутске. Однако вскоре произошли события, которые не могли не повлиять на дальнейшую его судьбу.

Накануне нового 1945 года Ермолаев отправился в командировку — проверить как идут дела по самолету для Сталина. но по прибытию в Иркутск, сойдя с поезда, он почувствовал сильный жар и недомогание. Местные врачи не сразу установили правильный диагноз. Совет жены — лететь в Москву для экстренного лечения Владимир Григорьевич не принял. Бурно развивающаяся болезнь оказалась тяжелой формой сыпного тифа. За считанные часы до наступления нового года Ермолаева не стало.

После кончины Ермолаева его КБ было слито с конструкторским бюро П.О.Сухого, где и велись дальнейшие работы по самолету особого назначения. Несколько машин было построено и успешно испытано. Требовалось только довести до расчетного ресурса его высокоэкономичные дизельные двигатели. Однако ОКБ П.О.Сухого, занятое разработкой истребителей, не было заинтересовано в тематике, доставшейся «по наследству». Постепенно работы были свернуты.

ЛТХ:

Модификация: Ер-2ОН
Размах крыла, м: 23,01
Длина, м: 16,65
Площадь крыла, м2: 79,10
Масса, кг
-пустого самолета: 8940
-нормальная взлетная: 12670
Тип двигателя: 2 х ПД АЧ-30Б
-мощность, л.с.: 2 х 1500
Максимальная скорость, км/ч: 455
Крейсерская скорость, км/ч: 390
Практическая дальность, км: 5500
Практический потолок, м: 7500
Экипаж: 3
Полезная нагрузка: 9 пассажиров.

Пассажирский самолет особого назначения Ер-2ОН.

Пассажирский самолет особого назначения Ер-2ОН.

Пассажирский самолет особого назначения Ер-2ОН.

Модель самолета Ер-2ОН.

Ер-2ОН. Рисунок.

Компоновочная схема Ер-2ОН.

Ер-2ОН. Схема.

.

.
Список источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг.
Б.Л.Симаков. Самолеты страны Советов. 1917-1970.
Авиамастер. Александр Медведь, Дмитрий Хазанов. Дальний бомбардировщик Ер-2.
Владимир Казаневский. Самолет для вождя.
ИРКИПЕДИЯ. Г.И.Хвощевский. Страницы истории авиационного завода № 39 им. Менжинского: от Москвы до Иркутска.