Учебно-тренировочный самолет У-5 (НВ-5).

Разработчик: Никитин
Страна: СССР
Первый полет: 1937 г.

Центральный совет Осоавиахима и Авиационное научно-техническое общество (Авиавнито) совместно объявили в 1934 году конкурс на лучший учебно-спортивный самолет. Из многих представленных проектов лучшим был признан двухместный биплан, разработанный авиаконструктором В.В.Никитиным. По схеме самолет почти повторял широко известный в то время У-2. Однако меньшие общие размеры (площадь крыльев составляла 25,53 кв.м) и несколько лучшая аэродинамика обещали при том же серийном двигателе М-11 более широкий диапазон использования самолета. Он мог быть не только учебным, но также и тренировочным, переходным на боевые самолеты.

Первый образец самолета под названием НВ-5 — был выпущен в 1937 году с двигателем МГ-40 М.А.Коссова. Был установлен винт Кузнецова (очень удачный). Проект самолета НВ-5 получил первую премию. На первом экземпляре НВ-5 элероны были сделаны по образцу У-2, позднее — щелевые. Шасси было с костылем (потом — хвостовое колесо). Самолет успешно прошел испытания. На нем летали 15 летчиков, было выполнено до 250 полетов на колесах и лыжах. Было признано, что самолет отвечает требованиям безопасного полета при простоте конструкции.

Поскольку двигатель МГ-40 оставался лишь опытным, решено было установить двигатель МГ-11Ф, с которым самолет вел себя еще лучше. Этот самолет с обозначением НВ-5бис (1938 г.) был сразу же разобран и по нему изготовлены рабочие чертежи для головных экземпляров учебного самолета У-5, который решено было строить серийно по заказу Осоавиахима, а потом и УВВС.

Опытные экземпляры и четыре головных самолета под названием У-5, но уже с двигателями М-11 и М-11Г были построены в 1938-1939 годах. Конструкция была доработана для серии. Фюзеляж был несколько упрощен, в крыльях был принят профиль ЦАГИ-876 (плоский снизу), вместо Геттинген-436, каркас элеронов и рулей дуралюминовый, управление элеронами и рулями высоты жесткое, винт металлический.

Конкурсная комиссия рекомендовала построить по проекту опытный экземпляр самолета. В 1937 году первая машина, названная У-5, прошла испытания, которые подтвердили расчеты конструктора.

Самолет показал скорость 181 км/час, потолок — 3750 м и хорошую маневренность. Вариант У-5бис с двигателем МГ-11Ф показал скорость 205 км/час, потолок — 4500 м.

Всего самолетов У-5 с различными двигателями было построено 12 экземпляров, опытных и головных. Дальше дело не пошло из-за наличия самолетов У-2 и УТ-2.

На самолетах У-5, которые применялись как переходные, устанавливался неподвижный пулемет ШКАС для стрельбы вперед и подвешивались четыре реактивных снаряда РС-82. Это позволяло летчикам одновременно с отработкой техники пилотирования приобретать навыки воздушной стрельбы.

Последним вариантом самолет стал У-5 (ЛШ) с двигателем МГ-31Ф — вариант У-5, построенный по заказу командования обороной Москвы в 1942 году во фронтовых ремонтных мастерских МВО, где В.В.Никитин был главным конструктором и главным технологом.

На самолете был установлен двигатель МГ-31Ф мощностью 330 л.с., конструкция соответственно изменена и усилена. Верхнее крыло от истребителя И-153, обе половины его немного укорочены в основании, так что размах крыла остался прежний, как в других вариантах У-5. Фюзеляж ферменный, сварной из труб (сталь 30ХГСА) с фанерной обшивкой. Это был трехместный лимузин с прозрачным фонарем. Сиденье для двух пассажиров продольная доска, на которой сидели верхом. Масса пустого самолета 880 кг, полетная масса 1400 кг, скорость достигала 272 км/ч при крейсерской около 240 км/ч. Дальность полета при запасе топлива на 4,5 часа составляла 1000 км, разбег 40 м (6 с).

Самолет в полной мере соответствовал своему назначению легкого штабного (ЛШ) и был успешно использован в 1942-1944 годах. Было выполнено свыше 600 полетов на фронтах от Ленинграда до Сталинграда, часто в боевых условиях, много бывало пулевых пробоин, был ряд ремонтов. Но двигатель в общем не подводил. Самолет прошел славный путь.

ЛТХ:

Модификация: У-5
Размах крыла, м: 9,84
Длина, м: 7,75
Высота, м: 3,40
Площадь крыла, м2: 25,53
Масса, кг
-пустого самолета: 700
-нормальная взлетная: 974
-максимальная взлетная: 1400
Тип двигателя: 1 х ПД МГ-11Ф (МГ-31Ф).
-мощность, л.с.: 1 х 330
Максимальная скорость, км/ч: 272
Крейсерская скорость, км/ч: 205
Практическая дальность, км: 450
Макс. скороподъемность, м/мин: —
Практический потолок, м: 4500
Экипаж, чел: 2
Вооружение: возможна установка 7,62-мм пулемета ШКАС и 4 х РС-82.

1.НВ-5 с двигателем МГ-40.

Учебно-тренировочный самолет НВ-5 с двигателем МГ-40.

2.Самолет У-5 с двигателем МГ-11.

Учебно-тренировочный самолет У-5 с двигателем МГ-11.

3.Двигатель МГ-11 на самолете У-5. 1940 г.

Двигатель МГ-11 на самолете У-5. 1940 г.

4.У-5 МГ-31Ф (ЛШ)

Самолет У-5 МГ-31Ф (ЛШ).

Самолет У-5 МГ-31Ф (ЛШ).

У-5 с двигателем МГ-11. Схема.

7.У-5 МГ-31Ф (ЛШ). Схема

У-5 МГ-31Ф (ЛШ). Схема.

.

.

Список источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Б.Л.Симаков. Самолеты страны Советов. 1917-1970.
Энциклопедия-справочник. Самолеты страны Советов.
Авиационный форум Prop&Jet. Архивные фото.