Поршневой авиационный двигатель АМ-37.
Разработчик: КБ Микулина
Страна: СССР
Год постройки: 1940 г.
АМ-37 является малосерийной модификацией двигателя АМ-35, отличаясь от него лишь наличием интеркулера (по терминологии того времени воздухо-водяной радиатор), а также увеличенным диаметром крыльчатки нагнетателя.
Работа над форсированной, путём повышения наддува, версией АМ-35 началась с размещения, говоря современным языком, интеркулера после нагнетателя по инициативе завода в декабре 1939 года. В своем письме Молотову от 24 декабря 1940 года Микулин отмечал, что разработка этого двигателя, получившего обозначение «АМ-37», велась конструкторами завода № 24 сверх плана.
В апреле-мае 1940 года прошли 50-часовые совместные (заводские и государственные) испытания на станке, по итогам которых была определены взлётная и номинальная мощности. 25 мая того же года вышло постановление Комитета обороны № 222сс «О постройке новых авиационных моторов на заводе № 24 НКАП»:
«Обязать НКАП (директора завода № 24 Дубова и гл. конструктора Микулина) в дополнение к постановлениям КО № 91сс от 26 апреля 1939 года и № 209сс от 20 мая 1940 года обеспечить доводку ресурса надежной работы мотора АМ-37 (модификация мотора АМ-35; взлетная мощность — 1400 л.с., номинальная мощность на расчетной высоте — 1400 л.с., расчетная высота — 6000 м, октановое число топлива не выше — 95) до 100 часов и провести его государственные 100-часовые испытания к 1 сентября 1940 года.»
В мае 1940 года мотор АМ-37 прошел совместные пятидесятичасовые испытания. По мотору дважды устанавливались сроки государственных испытаний (1 августа 1940 года и 1 февраля 1941 года), но ввиду наличия тех же дефектов, которые были вскрыты и на моторе АМ-38, мотор государственных испытаний в указанные сроки не прошел.
Поставлен мотор № 1080 на сточасовые заводские испытания. Мотор прошел пикирование и 10 часов режимной работы. Дефекты при испытании: во время приработки разрушилась опора нагнетателя и два случая течи водо-воздушных радиаторов. Указанные дефекты устранены, испытание мотора продолжается. В сборке находится три мотора, предназначенных для заводского и государственных испытаний. Срок предъявления на государственные испытания намечается на 25-30 сентября (по плану — 1 сентября 1940 года).
Моторы для заводов № 39 и № 156 собраны и подготовлены к контрольным испытаниям. Задержка происходит из-за радиаторов. Завод № 34 не обеспечивает подачи в срок надежных водовоздушных радиаторов.
Из сводки № 628с за подписью зам. нач. НКАП В.П.Кузнецова от 19 сентября 1940 года:
«5 октября полковник Илюхин, врио начальника Группы контроля ВВС, в своей «справке о ходе выполнения постановлений КО» констатировал, что «Мотор на госиспытания не сдан.» К концу 1940 года были изготовлены 10 прототипов, стендовые испытания которых начались 5 января 1941 г. В апреле моторы выдержали 100-часовые государственные испытания и были утверждены к производству. АМ-37 безуспешно выдвигался на соискание премии им. Чкаловa. Двигатель устанавливался и планировался к установке на многие перспективные самолёты, но оказался ненадёжным и склонным к перегреву. За 1941 год московский завод № 24 выпустил всего 29 моторов, а в октябре производство было прервано немецким наступлением и эвакуацией завода. Микулин не смог исправить недостатки АМ-37 и производство не возобновлялось.»
Модификации:
АМ-37А — версия, испытания которой планировались в феврале 1940. Однако нет информации не только о проведении испытаний, но даже о постройке. Предполагалась мощность около 1600 л.с. (1200 кВт) при массе 850 кг.
АМ-37ТК — планировавшаяся модификация с турбокомпрессором.
АМ-37П — проект мотора с возможностью размещения мотор-пушки между блоками цилиндров. Пушка должна была стрелять через полый вал редуктора.
АМ-37УВ — двигатель с удлинённым валом, предназначавшийся для оригинального истребителя М.И.Гудкова — Гу-1. Разработка начата в 1941 году, в 1942 году для первого опытного самолёта были приготовлены длинный вал с выносным редуктором, а 12 июня 1943 года единственный экземпляр разбился в первом же полёте. Лётчик-испытатель подполковник Никашин погиб. Комиссия под председательством заместителя начальника ЦАГИ Остославского и включавшая лётчиков-испытателей В.Коккинаки и Федрови установила непричастность мотора к катастрофе.
Технические характеристики двигателя АМ-37:
Тип: V-образный (60°) авиационный двигатель
Ширина: 866 мм
Высота: 1082 мм
Объём: 46,6 л
Сухой вес: 830 кг (по другим данным, 885 кг)
Мощность,
-взлётная: 1400 л.с.
-номинал: 1400 л.с. на 5,8 км
-эксплуат.: 1250 л.с. на 6 км, по другим данным — 1500 л.с.
Ход поршня: 190 мм
Количество цилиндров: 12
Диаметр цилиндров: 160 мм
Компрессор: 1-скоростной ПЦН
Турбонаддув: в зависимости от версии
Тип топлива: 4Б-78
Система охлаждения: водяная
Удельная мощность по весу: 0,59 кг/л.с.
Двигатель АМ-37 перед государственными испытаниями. Июнь 1941 г.
Двигатель AM-37.
.
.
Источник:
В.Р.Котельников. Российские поршневые авиационные двигатели.