Поршневой авиационный двигатель М-62 (АШ-62).

Разработчик: ОКБ А.Д.Швецова
Страна: СССР
Год постройки: 1937 г.

Поршневой двигатель воздушного охлаждения М-62 разработан в ОКБ А.Д.Швецова в 1933 году. За основу был взят американский двигатель Wright «Cyclone» R-1820 F3. В конструкции применён ряд оригинальных решений: двухдемпферный коленчатый вал, элестичная шестерня газораспределения, боковое уплотнение главного шатуна, фланкирование зуба неподвижной шестерни редуктора (на АШ-62ИР). Серийное производство организовано в 1937 году на заводе № 19 в Перми, позже — на Воронежском механическом заводе.

М-62 (АШ-62) представляет собой поршневой, 9-цилиндровый, однорядный, звездообразный двигатель. Охлаждение воздушное. Карбюратор типа АКМ-62ИРА оснащён автоматической регулировкой высотного газа. Запуск двигателя осуществляется от электростартера РИМ-У-24ИР или вручную путём раскрутки маховика стартера. Вал двигателя вращается по часовой стрелке, если смотреть со стороны задней крышки картера.

В качестве топлива используется авиационный бензин марки Б-70 (Б-91). Топливо подаётся топливным насосом типа БНК-12БК. Зажигание осуществляется от магнето типа БСМ-9. Для смазки применяется моторное масло марок МК-22, МС-20. Двигатель АШ-62ИР снабжён планетарным редуктором со степенью редукции 11:16.

Двигатель АШ-62ИР стал самой массовой модификацией М-62: всего было построено более 3500 моторов. Начиная с 1942 года, АШ-62ИР стал единственной модификацией М-62, находящейся к тому времени в производстве. Двигатель имел 12 серий и достиг ресурса в 600 часов. Модификация АШ-62ИР выпускалась по лицензии в Китае (HS5) — не менее 2600 экз. и в Польше (ASz-62) — 25106 экз.

До сих пор эксплуатируется на самолёте Ан-2. Мотор серийно производился в СССР и России более 50 лет.

Модификации двигателя:
М-62 (АШ-62) — базовый. Применялся на самолётах И-153, И-16 (типы 18 и 27), И-207, КОР-2 (Бе-4), Р-10 (ХАИ-5), ХАИ-52.
АШ-62ИР — редукторный. Разработан в 1938 году. Применялся на Ан-2, Ли-2, ГСТ, ПС-35БШ-1.
АШ-62М — доработанный. Применялся на Ан-2М.
М-62Р — высотный. Отличался 2 турбокомпрессорами ТК-19.
HS-5 — китайский вариант АШ-62ИР. Выпускается на авиаремонтном заводе в Сучжоу. Изготовлено не менее 2600 двигателей.
ASz-62 — польский вариант, выпущено 25106 двигателей.

Технические характеристики:

Длина, мм: 1328
Диаметр, мм: 1380
Количество цилиндров: 9
Рабочий объем цилиндров, л: 29,87
Степень сжатия: 6,4
Сухой вес, кг: 560
Мощность на взлетном режиме, л.с.: 1000
Мощность у земли, л.с.: 820
Мощность на высоте 1500 м, л.с.: 840
Удельный расход топлива, г/(л.с.? час),
-эксплуатационный: 260-290
-земной номинальный: 280-300
-высотный номинальный: 280-300
-взлетной мощности: не менее 300
Частота вращения, об/мин: 2200
Расход масла: 4% от расхода топлива
Турбонаддув: крыльчатый нагнетатель

1.Раскапотированный двигатель М-62 на л.бомб. Су-2.

Раскапотированный двигатель М-62 на легком бомбардировщике Су-2.

raskapotirovannyj-dvigatel-m-62ir-s-vintom-vish-2pa-na-bsh-1

Раскапотированный двигатель М-62ИР с винтом ВИШ-2ПА на БШ-1.

dvigatel-m-62ir-na-bsh-1

Двигатель М-62ИР на БШ-1.

2.Двигатель М-62 в музее..

Двигатель М-62 в музее.

3.АШ-62ИР (М-62), использовавшийся на Ли-2 и Ан-2.

Двигатель АШ-62ИР (М-62), использовавшийся на самолетах Ли-2 и Ан-2.

4.АШ-62ИР (М-62), использовавшийся на Ли-2 и Ан-2.

Двигатель АШ-62ИР (М-62), использовавшийся на самолетах Ли-2 и Ан-2.

.

.
Список источников:
П.С.Лабазин. Авиационный двигатель АШ-62ИР.
В.Е.Бочаров, Л.Д.Гутман. Авиационный мотор АШ-62ИР