Турбореактивный авиационный двигатель РД-500.
Разработчик: ОКБ-500
Страна: СССР
Начало разработки: 1947 г.
Принятие на вооружение: 1948 г.
РД-500 — авиационный турбореактивный двигатель, копия английского Rolls-Royce «Derwent V», который был продан в СССР с условием не использовать на боевых самолётах. В 1946 году, перед началом Холодной войны, британское лейбористское правительство во главе с Клементом Эттли, в стремлении поддержать дипломатические отношения с Советским Союзом, дало разрешение компании «Rolls Royce» на продажу и вывоз двигателей. Непосредственное руководство работами по двигателю РД-500 возлагалось на Главного конструктора завода № 500 В.М.Яковлева, общее руководство осуществлял В.Я.Климов.
По конструкции двигатель РД-500 — одновальный с одноступенчатым центробежным двухсторонним компрессором, девятью индивидуальными трубчатыми камерами сгорания, одноступенчатой турбиной и выхлопной трубой с реактивным насадком.
ТРД РД-500 с центробежным компрессором и тягой 1590 кгс был предназначен для установки на истребители Ла-15 и Як-23. РД-500 устанавливался на серийных и опытных самолётах — Су-13, Як-1000, Як-25 (первый), Як-30 (первый) (1948 г.), Ту-12, Ла-174ТК, Ла-15УТИ («180»), КСК. На Як-25 с РД-500 был достигнута рекордная скорость полёта у земли — 875 км/ч, а на Ла-174ТК — 1040 км/ч на высоте 3000 м.
РД-500К — короткоресурсный двигатель предназначен для ракеты КС-1 «Комета». Этот вариант двигателя кроме КМПО производился с конца 1950-х годов в Китае.
Серийное производство осуществлялось на заводе им. В.В.Чернышева (ныне — ОАО ММП) и Казанском моторном заводе № 16 (ныне — КМПО) с 1948 года и на Запорожском моторном заводе № 29 с 1956 года. Было изготовлено около 1300 двигателей.
ТТХ:
Максимальная тяга, кгс: 1570
Количество ступеней компрессора/турбины: 1/1
Расход воздуха, кг/с: 28,5
Степень повышения давления в компрессоре: 4,17
Температура газа перед турбиной: 1130
Удельный расход топлива: 1,04
Масса двигателя, кг: 584
Диаметр, мм: 1090
Длина, мм: 2110.
Двигатель Rolls-Royce «Derwent V».
Двигатель РД-500 в разрезе.
РД-500. Схема 1.
РД-500. Схема 2.
.
.
Список источников:
Л.П.Берне, Д.А.Боев, Н.С.Ганшин. Отечественные авиадвигатели — ХХ век.
Журнал «Двигатель» № 5 за 2000 г. П.Изотов, Д.Изотов. Двигатели ВК: от ВК-1 до ВК-10.
К.А.Гильзин Воздушно-реактивные двигатели.