Тактическая противорадиолокационная ракета Х-58 («изделие 112», Д-7).

Разработчик: МКБ «Радуга»
Страна: СССР
Начало разработки: 1967 г.
Испытания: 1974-1982 гг.
Принятие на вооружение: 1980 г.

Опыт практического применения противолокационных управляемых ракет обогатил тактику противоборств с РЛС новыми приемами. Ракетная атака с предельных дистанций может быть сорвана постановкой противником активных помех, препятствующих наведению, и наиболее эффективным способом уничтожения средств ПВО, помимо пусков с безопасных рубежей, сегодня считаются действия ударных самолетов непосредственно в их зонах поражения. Такая тактика обеспечивает наибольшую точность удара, но требует при его нанесении энергичного противозенитного маневрирования. Очевидно, что применяемые в таких условиях авиационные противорадиолокационные ракеты должны обладать высокой автономностью и помехозащищенностью, при том, что в числе основных остаются условия возможности пуска с дальних рубежей вне зоны ПВО. Эти требования реализованы были при разработке новой противорадиолокационной ракеты Х-58, сочетающей большую дальность полета с автономностью и надежностью бортовых систем.

Разработка противолокационной ракеты Х-58 началась в МКБ «Радуга» в 1967 году под руководством главного конструктора И.И.Селезнёва. К новой ракете заказчиком были предъявлены требования обеспечения высокой автономности и помехозащищённости, обеспечения пуска с дальних рубежей вне зоны ПВО противника. Ракета предназначалась для перспективных самолётов фронтовой авиации и на испытания её следовало представить к лету 1969 года.

Первоначально конструкторы за основу предполагали взять ракету Х-28, заменив двигатель на твердотопливный и сделав ракету более компактной. При проектировании использовался опыт, полученный при разработке проекта ракеты Х-24П. Однако попытка создать систему, обеспечивающую поражение различных средств противника на значительном расстоянии и пригодную для применения с малых высот, тогда не удалась.

К 1971 году, после рассмотрения различных вариантов компоновки конструкторы остановились на варианте Д-7 («изделие 112») — ракете с твердотопливным двигателем и широкополосной пассивной ГСН. Согласно Постановления ЦК КПСС и СМ СССР, вышедшего в том же году, ракета Х-58 должна была войти в специализированный комплекс подавления систем ПВО с носителем МиГ-25БМ. Ставилась задача поражения перестраивающихся, кратковременно выключающихся для маскировки РЛС, обладающих широким спектром излучения. Кроме того, требовалась способность выбирать наиболее опасные оъекты и перенацеливаться. Разработка ГСН и самолётной системы «Ягуар», обеспечивающей обнаружение радиолокационных целей, была поручена Омскому ЦКБ автоматики.

Для испытаний ракеты на полигоне под Ахтубинском были смонтированы излучающие мишени «Блесна», имитирующие работу РЛС ЗРК «Хок» (самой массовой в то время в НАТО). Позже появились мишени, имитирующие РЛС «Найк Геркулес» и «Улучшенный Хок». В 1974 году начались лётные испытания ГСН ПРГС-58 на летающей лаборатории на базе Ан-12. В 1977 году приступили к лётным испытаниям комплекса «Ягуар». В 1980 году ракета Х-58 была принята на вооружение, но совместные испытания комплекса вооружения продолжались до 1982 года. Впервые продемонстрирована публике в 1989 году.

Ракета Х-58 выполнена по нормальной аэродинамической схеме с Х-образным расположением крыла и оперения. Консоли крыла и оперения трапециевидной формы в плане выполнены съемными для уменьшения габаритов ракеты при хранении и транспортировании. Конструкция цельнометаллическая (нержавеющая сталь 30ХГСА, крылья и оперение из титана ОТ4-1). Крыло трапецевидное в плане. Рули размещены в хостовой части. Боевая часть фугасная с лазерным неконтактным взрывателем РОВ-20 и электромеханическим взрывателем с инерционными датчиками.

1.Проекции Х-58Э. Схема 1.

Проекции Х-58Э. Схема 1.

Проекции Х-58Э. Схема 2.

Проекции Х-58Э. Схема 2.

Ракета Х-58У под крылом МиГ-25БМ.

Ракета Х-58У под крылом МиГ-25БМ.

В результате неоднократной модернизации эта ракета стала применяться на разных типах самолетов фронтовой авиации. Ракета получила обозначение крылатая ракета Х-58У. На Х-58У предусмотрено применение ядерной БЧ ТК-57-08. Силовая установка состоит из ракетного двухрежимного твердотопливного двигателя с центральным соплом. Система управления САУ-58 инерциальная многоканальная с пассивной радиолокационной ГСН типа ПРГС-58 (ПРГС-58М). В систему управления включён пролонгатор, запоминающий положение цели при её выключении до 15 с. Питание аппаратуры осуществляется от никель-кадмиевой аккумуляторной батареи повышенной ёмкости (обеспечивает время работы не менее 200 с) со статическим преобразователем тока. Ракета применяется с авиационных катапультных устройств АКУ-58, АКУ-58-1. Для транспортировки и хранения используется герметизированный контейнер.

Ракета Х-58У на транспортной тележке.

Ракета Х-58У на транспортной тележке.

Ракета Х-58У на транспортной тележке. 2

Ракета Х-58У на транспортной тележке.

Ракета Х-58У в составе комплексов вооружения фронтовых самолетов предназначена для поражения работающих наземных радиолокационных станций в тактической и ближней оперативной глубине фронта.

При разработке этой ракеты был заложен ряд новых технических решений, обеспечивающих ее превосходство как над отечественными, так и над зарубежными аналогами в части:
— расширения диапазона высот и скоростей пуска;
— расширенного диапазона дальностей пуска от минимально возможной до максимальной;
— всеракурсности пуска;
— расширения типов поражаемых РЛС;
— повышенной помехозащищенности;
— многократного перенацеливания во время полета самолета-носителя;
— возможности выбора приоритетной цели в автономном полете.

При создании этой ракеты был решен ряд сложных научно-технических проблем:
— разработана аэродинамическая схема, обеспечивающая высокое аэродинамическое совершенство, а также перспективная компоновка ракеты, позволяющая производить ее сборку из функционально законченных отсеков-модулей, что обеспечило создание ракеты в минимально возможных весах и габаритах;
— разработана самонастраивающаяся система автоматического управления, обеспечивающая качественную стабилизацию и необходимые условия для наведения ракеты на цель.

Ракета предназначена для оснащения самолётов фронтовой авиации и борьбы с РЛС ЗРК противника типа «Найк Геркулес», «Хок», «Улучшенный Хок», «Пэтриот». Кроме МиГ-25БМ может применяться на Су-17М3Су-17М4, Су-22, Су-22М4, Су-24М, Су-25, Су-27, Су-35. МиГ-25БМ может нести до 4 ракет, остальные — до двух.
При пуске пневматический толкатель катапультного устройства выводит ракету на безопасное расстояние от самолёта-носителя. После пуска двигатель ракеты в течении 3,6 с работает в режиме максимальной тяги (6000 кгс), осуществляя разгон. Затем за счёт профилирования твердотопливной шашки с меньшей площадью горения тяга снижается до 1000 кгс и двигатель в течении 15 с работает в маршевом режиме. Ракета табилизируется по крену, тангажу и рысканью, после чего автопилот начинает набор высоты до тех пор, пока заданный угол пеленга цели не станет равным текущему. Затем производится разворот на цель с заданной перегрузкой, после чего система переходит на пассивный режим самонаведения по методу пропорционального сближения. Перед целью ракета выполняет «горку». Подрыв БЧ происходит при пролёте над целью на расстоянии около 5 м либо при прямом попадании.

Ракета Х-58У под крылом Су-24М.

Ракета Х-58У под крылом Су-24М.

7.Ракета Х-58У под крылом Су-24М.

Ракета Х-58У под крылом Су-24М.

Ракета Х-58Э под крылом Су-25ТМ.

Ракета Х-58Э под крылом Су-25ТМ.

Создание и принятие на вооружение ракеты Х-58 стало этапным для отечественной военной авиации. В 1982 году группа разработчиков ракеты удостоена Государственной премии СССР.

Ремонт ракеты осуществляется на заводе № 711 в Борисоглебске.

Модификации:
Х-58 («изделие 112», Д-7) — базовая. Принята на вооружение в 1980 году.
Х-58А — противокорабельная (проект). Отличается активной радиолокационной ГСН. Разрабатывалась в начале 90-х годов.
Х-58У — модернизированная (У — унифицированная). Отличается новым двигателем, доработанной системой управления. Дальность пуска увеличена. Принята на вооружение в начале 90-х годов.
Х-58Э — экспортная. Может применяться на самолётах «Мираж-IIIE», F-15, F-16.
Х-58ЭМ — экспортный вариант Х-58У.
Х-58УШКЭ — противорадиолокационная (оптимизирована для внутрифюзеляжного размещения для ПАК ФА). Имеет широкополосную пассивную ГСН, аналогичную Х-31ПД. Проходит испытания.

Х-58. Рисунок 1.

Х-58. Рисунок 2.

ТТХ:

Модификация: Х-58; Х-58У
Длина, мм: 4800; 4813
Диаметр, мм: 380
Стартовая масса, кг: 640; 650
Размах крыла, мм: 1170
Скорость, М: 3,6; 3,0
Дальность пуска, км:
-макс. с высоты 100 м: 36; 60
-макс. с высоты 10000 м: 120; 250
-минимальная: 10
Круговое вероятное отклонение, м: 20; 5-10
Диапазон скоростей самолёта-носителя, км/ч: 550-1800; 550-2800
Диапазон высот применения, м: 100-20000 ; 100-22000
Боевая часть: фугасная, 150 кг
Диапазон несущих частот: 1,2-11 ГГц
Наведение: пассивное радиолокационное
Взрыватель: лазерный неконтактный
Носитель: МиГ-25БМ, Су-17М3/М4 (с использованием контейнера «Вьюга»), Су-24М (2 ракеты на АКУ-58-1 с применением оборудования «Фантасмагория»), Су-25, Су-30МК, Су-33КУБ, Су-34.

.

.

Список источников:
А.Б.Широкорад. История авиационного вооружения.
В.Ю.Марковский, К.Перов. Советские авиационные ракеты «воздух-земля».
А.В.Карпенко, С.И.Ганин. Отечественные авиационные тактические ракеты.
Е.А.Федосов. Авиация ВВС России и научно технический прогресс. Боевые комплексы и системы вчера, сегодня завтра.