Авиетка С-4 «Буревестник».
Разработчик: Невдачин
Страна: СССР
Первый полет: 1927 г.
Авиационный энтузиазм, охвативший молодую Советскую республику в двадцатые годы, наиболее ярко проявился в создании легкомоторной авиации. Известный лозунг: «Трудовой народ — строй воздушный флот!» нашел свое отражение прежде всего в постройке многочисленных легких самолетов или, как их тогда называли, авиеток. По всей стране собирались средства на строительство самолетов. Кружки, занимавшиеся постройкой самодельных летательных аппаратов, создавались в школах, институтах, на заводах и фабриках. Именно этот энтузиазм породил Общество друзей Воздушного Флота (ОДВФ), которое, позднее было преобразовано в Осоавиахим. При ОДВФ и Осоавиахиме в те годы работала специальная комиссия, в состав которой входили преподаватели Военно-воздушной академии, ученые ЦАГИ, летчики и инженеры. Она рассматривала многочисленные проекты легкомоторных самолетов, разработанные конструкторами-любителями, давала консультации и рекомендации.
Лучшие проекты, как правило, реализовались при активной поддержке Осоавиахима, выделявшего любителям материалы, двигатели и средства на постройку авиеток. Были созданы десятки удачных легких самолетов, при этом проявили свои способности многие талантливые авиационные инженеры, ставшие впоследствии известными всему миру конструкторами, такие, как С.П.Королев, С.В.Ильюшин, А.С.Яковлев, О.К.Антонов, А.И.Микоян, В.Б.Шавров, В.К.Грибовский и многие другие.
Плодотворно вел поиски в создании летательных аппаратов небольшой коллектив рабочих Московского трамвайного парка — кружковцев ОДВФ. Ими руководил бывший военный летчик — инженер Вячеслав Павлович Невдачин. В кружке Невдачина был построен планер и четыре авиетки. Планер «Буревестник» П-5 принимал участие в соревнованиях 1923 года. Затем конструктор, не удовлетворенный ограниченностью применения безмоторного аппарата, решил переделать планер в самолет. Авиетка «Буревестник» С-2 была рассчитана на мотоциклетный двигатель «Harley-Davidson» в 7-9 л.с. «Буревестник» представлял собой свободнонесущий моноплан с низким расположением крыла. Оперение состояло из руля направления и цельно-поворотного стабилизатора без руля высоты, что в те годы было необычной новинкой. Ныне она нашла широкое применение на спортивных планерах.
Конструкция «Буревестника» была выполнена из многочисленных сосновых стрингеров, фанерных нервюр и шпангоутов. Фюзеляж был ферменным, крыло двухлонжеронным. Для изготовления внутренних расчалок вместо проволоки использовались фанерные полоски. Самолет обшивался полотном, которое перед окраской пропитывалось эмалитом. Применение металла ограничивалось, даже шасси было изготовлено из ясеневой рессоры, а колеса из фанеры с кожаной обивкой ободов. Мощность мотора в 9 л.с., оказалась недостаточной для полета, аппарату с маломощным двигателем нужно было высокое аэродинамическое качество, как у планера.
Поэтому следующая машина Невдачина «Буревестник» С-3 по конфигурации и конструкции полностью повторяла планер «Буревестник», отличаясь от него лишь меньшими размерами. Этот самолет с форсированным двигателем до 12 л.с. представлял собой по сути мотопланер. Он мог совершать устойчивые полеты. Однако мощность двигателя и на этот раз оказалась недостаточной, чтобы подняться на высоту. Потолок не превышал 300 метров.
Наиболее удачной стала следующая модель — «Буревестник» С-4. По размеру он был меньше С-3, а двигатель Blackburn «Tomtit» мощнее — 18 л.с. Самолет в воздухе вел себя хорошо, его многочисленные полеты всегда вызывали восхищение присутствовавших. Прочность самолета позволяла выполнять многие фигуры высшего пилотажа. На «Буревестнике» был выполнен перелет по маршруту Москва — Одесса, а 29 июля 1027 года известный летчик-испытатель А.И.Жуков на С-4 установил один из первых советских мировых рекордов, поднявшись на высоту 4950 метров.
Старт рекордного полета был дан в 8 часов вечера. Предполагалось, что за 40 минут пилот успеет набрать высоту 4000 метров и вернуться на аэродром. Однако прошло полтора часа, стемнело, все уже разуверились в благополучном возвращении «Буревестника», когда послышался звук мотора. Жуков в темноте посадил авиетку. Рекорд высоты, однако, не был официально зарегистрирован, так как Советский Союз еще не входил в Международную авиационную федерацию (ФАИ). Неофициальным остался и другой мировой рекорд «Буревестника» — скорость 140 км/ч, достигнутая в августе 1927 года.
В настоящее время «Буревестник» С-4 бережно хранится в музее Военно-воздушных сил в Монино. После С-4 В.П.Невдачин построил еще более совершенную авиетку «Буревестник» С-5 с авиационным мотором Bristol «Cherub» в 30 л.с. Это был последний самолет талантливого конструктора, впоследствии много лет успешно работавшего технологом.
ЛТХ:
Модификация: С-4
Размах крыла, м: 9,00
Длина самолета, м: 5,80
Высота самолета, м: —
Площадь крыла, м2: 9,60
Масса, кг
-пустого самолета: 130
-максимальная взлетная: 230
Тип двигателя: 1 х ПД Blackburn «Tomtit»
-мощность, л.с.: 1 х 18
Максимальная скорость, км/ч: 140
Крейсерская скорость, км/ч: 120
Практическая дальность, км: —
Практический потолок, м: 5000
Экипаж, чел: 1.
Рабочие Московского трамвайного парка — кружковцы ОДВФ у авиетки С-2 «Буревестник».
Рабочие Московского трамвайного парка — кружковцы ОДВФ у авиетки С-2 «Буревестник».
Авиетка С-4 «Буревестник».
Авиетка С-4 «Буревестник» с раскапотированным двигателем.
Авиетка С-4 «Буревестник» на авиавыставке в Берлине. 1929 г.
Авиетка С-4 «Буревестник». Музей ВВС Монино.
Авиетка С-4 «Буревестник». Музей ВВС Монино. 30 августа 2008 г.
Авиетка С-4 «Буревестник». Музей ВВС Монино. 9 декабря 2011 г.
Проекции С-4 «Буревестник». Рисунок.
С-3 «Буревестник». Схема.
С-4 «Буревестник». Схема.
С-4 «Буревестник». Схема.
.
.
Список источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Б.Л.Симаков. Самолеты страны Советов. 1917-1970.
Крылья Родины. Вячеслав Кондратьев. «Буревестник» С-4.