Бомбардировщик-ракетоносец средний дальности Ту-16К (КС).

Разработчик: ОКБ Туполева
Страна: СССР
Первый полет: 1954 г.

Начало работ по первой отечественной авиационно-ракетной системе дальнего действия (комплексу) на базе самолета-снаряда КС-1 «Комета» начались еще в 1947 году. В работах принимали участие:
— ОКБ-155 (под руководством А.И.Микояна, за тему отвечал М.И.Гуревич, а непосредственным руководителем работ был А.Я.Березняк. Работы велись сначала в ОКБ-155, затем в филиале ОКБ-155, в настоящее время — МКБ «Радуга», основной разработчик самолетов-снарядов для АРК на базе самолетов разработки ОКБ А.Н.Туполева), создававшее самолет-снаряд;
— ОКБ-156 А.Н.Туполева, отвечавшее за самолет-носитель (в ОКБ-156 темой руководил начальник отдела «В» (вооружение) А.В.Надашкевич);
— СКБ-1, которое проектировало систему управления и наведения, а также отвечало за всю систему (в СКБ-1 темой руководил С.Л.Берия).

Самолет-снаряд проектировался сразу в трех вариантах: класса «воздух-земля» — КС-1; класса «корабль-корабль» — КСС; класса «земля-земля» — КС-7. Конструктивно все три варианта были близки и отличались некоторыми элементами, учитывающими специфику применения.

Постановление Совета Министров СССР от 02.06.1948 г. по авиационно-ракетной системе «Комета» предусматривало переделку серийных самолетов-бомбардировщиков Ту-4 в самолеты-носители. Основным назначением системы являлась борьба с надводными кораблями, причем рубеж поражения оговаривался до 2000 км от места базирования.

Первый эскизный проект КС был закончен 30 ноября 1948 года. Согласно этому проекту, самолет-снаряд имел длину 7,5 м, размах крыла стреловидностью 35° — 6,23 м. Крыло было смещено к носовой части КС, а под фюзеляжем располагался ТРД типа РД-20. КС предполагалось оснастить автопилотом АП-23, система наведения — радиокомандная. Стартовая масса доходила до 2600 кг, запас топлива — 210 л. Дальность горизонтального полета при высоте пуска 4000 м составляла 195 км.

Из-за большого количества недостатков первый эскизный проект «Кометы» был отклонен. 3 ноября 1949 года был предъявлен новый вариант: теперь КС имел большое сходство с серийным истребителем МиГ-15, но был значительно меньше и легче его. В 1950 году первые прототипы самолета-снаряда КС-1 были построены и подготовлены к испытаниям. Первые четыре КС-1 с целью ускорения доводочных работ были пилотируемыми. На месте боевой части располагалась кабина пилота с ручным управлением. После большого числа пилотируемых полетов, которые для отработки комплекса осуществлялись с переоборудованного Ту-4, с 1952 года начались пуски беспилотных КС-1. В том же 1952 году «Комета» была запущена в серию.

Серийный самолет-снаряд был оснащен двигателем типа РД-500К и имел следующие данные:
— размах крыла: 4,722 м;
— угол стреловидности крыла по 1/4 хорд: 55°;
— длина самолета-снаряда: 8,29 м;
— полетная масса: 2735 кг;
— запас топлива: 330 л;
— масса боевой части: 1000 кг;
— масса ВВ: 500 кг;
— максимальная скорость: 1050-1100 км/ч;
— дальность полета: 70-90 км.

Система управления и наведения, разработанная СКБ-1, включала в себя бортовую часть, установленную на самолете-снаряде КС-1 и бортовую часть, размещенную на самолете-носителе. На КС-1 использовалась радиоаппаратура управления К-2, приемная антенна которой находилась на киле, и аппаратура самонаведения К-1, антенна которой располагалась в носовой части фюзеляжа над воздухозаборником. На самолете-носителе монтировалась радиолокационная аппаратура поиска, обнаружения, захвата и автосопровождения цели, а также аппаратура радиоуправления самолетом-снарядом. Эта часть самолетной бортовой аппаратуры носила обозначения К-3. Основным элементом аппаратуры К-3 был радиолокатор К-1 «Кобальт», модернизированный в соответствии с задачами радиоуправления и получивший обозначение К-1М (К-П).

Система управления работала следующим образом:
— бортовая РЛС самолета-носителя в полете работала в режиме кругового обзора, осуществляя поиск корабля противника;
— после обнаружения цели РЛС переводилась в режим захвата и сопровождения цели.
После пуска КС-1 оператор осуществлял радиоуправление КС-1 до момента захвата цели ее радиолокационной пассивной головкой самонаведения, работавшей по отраженному лучу РЛС К-1М. Все приходящие на самолет-снаряд управляющие радиосигналы (как активные, так и пассивные) обрабатывались и корректировались по показаниям бортового высотомера, после чего поступали на управление рулями КС-1.

Задача ОКБ А.Н.Туполева состояла в размещении аппаратуры К-3 на самолете Ту-4, а также в обеспечении системы подвески и пуска двух КС-1. Были разработаны специальные подкрыльевые балочные держатели, а также произведена перекомпоновка оборудования самолета под размещение дополнительного оборудования. Модернизированный вариант получил обозначение Ту-4КС (Ту-4К) и поступил на испытания по программе создания комплекса. С июля 1952 года по январь 1953 года осуществлялись пуски КС-1 с Ту-4КС. 21 ноября 1952 года состоялся первый практический удачный пуск по кораблю-мишени: корабль был поражен мощным фугасным зарядом.

19 сентября 1953 года систему «Комета» приняли на вооружение. Самолеты-снаряды строились серийно на заводе в Дубне с 1952 года, под носители Ту-4КС на заводе № 23 в Москве, было переоборудовано порядка полусотни Ту-4. Самолеты Ту-4КС после поступления на вооружение в течение нескольких лет были единственными дальними авиационными носителями ракетного оружия. В период Корейской войны в руководстве СССР рассматривался вопрос о применении этих машин против американского флота, что было чревато началом глобального конфликта между СССР и США. В середине 1950-х годов самолеты Ту-4КС были заменены в строю комплексом Ту-16КС с аналогичной ракетной системой.

Успешные испытания и начало серийного производства самолета Ту-16 в бомбардировочном варианте побудил военное руководство страны внедрить отработанный ракетный комплекс на новый скоростной самолет, летные данные которого значительно превосходили соответствующие данные Ту-4. Поэтому одним из пунктов постановления Совета Министров СССР о принятии системы «Комета» на вооружение предписывалось переоборудовать под эту систему один из серийных самолетов Ту-16.

Самолет Ту-16 как ракетоносец обеспечивал для системы «Комета» новые возможности благодаря своим прекрасным летным данным: околозвуковой скорости полета и потолком 12000-13000 м; а также радиусом действия, достаточным для выхода в районы предполагаемого развертывания авианосных ударных группировок вероятного противника. Эффективное оборонительное вооружение Ту-16 значительно повышало устойчивость авиационно-ракетной системы к атакам средств ПВО и увеличивало вероятность выхода самолета-носителя в точку пуска самолетов-снарядов.

Модернизированная противокорабельная авиационно-ракетная система дальнего действия получила обозначение Ту-16КС («НКС»), в производстве — «заказ 187», но использовалось иногда также обозначение «заказ Е».

В 1954 году в самолет-ракетоносец был переоборудован серийный Ту-16 № 4200305. При этом на него практически без изменений перенесли элементы бортовой части незначительно доработанного комплекса «Комета».

На самолете были проведены следующие основные доработки:
— в грузоотсек вместо бомбардировочного вооружения установили герметическую кабину оператора с частью блоков системы К-3, РЛС К-1М, высотным оборудованием, катапультируемым креслом (антенна К-1М совместно с приемопередающими блоками была закрыта радиопрозрачным обтекателем и имела два положения: походное — убранное в нижнюю часть фюзеляжа и боевое — выпущенное в воздушный поток);
— под правой и левой плоскостями на расстоянии 7,050 м от оси фюзеляжа на переднем и заднем лонжероне смонтировали узлы, на которых устанавливались балочные держатели типа БД-187 для подвески КС-1. Каждый держатель оснащался агрегатами для подъема, фиксации и питания самолета-снаряда во время совместного полета, а также для обеспечения их пуска;
— была доработана топливная система самолета: появилась дополнительная топливная система (баки №№ 17, 18 и 19), изолированная от основной топливной системы с оборудованием для обеспечения питанием топливом двигателей КС-1 при их опробовании, а также служащая для пополнения бортового запаса топлива самолетов-снарядов, если двигатель работал;
— в кабине штурмана располагался визир, индикатор радиотехнической системы управления и дополнительные щитки для контроля и управления сбрасыванием КС-1;
— у левого летчика устанавливались индикатор курса и щит-ки контроля и управления сбрасыванием КС-1;
— на средней доске летчиков размещались приборы контроля запуска двигателей КС-1, а у правого летчика — щиток управления запуском двигателей;
— в гондолах шасси и в средней части фюзеляжа устанавливалась дополнительная коммутационная электроаппаратура;
— штатные створки грузоотсека заменялись на новые, раздельно закрывающие отсек РЛС, отсек встроенной дополни тельной герметической кабины спецоператора и задний отсек;
— в верхней части фюзеляжа за кабиной спецоператора был сделан аварийный люк.

Переоборудованный самолет поступил на заводские испытания в ЖЛИ и ДБ, где выполнил 18 полетов с общим налетом 9 ч. 14 мин. Испытания начались в августе и завершились к ноябрю 1954 года. Их проводил летный экипаж во главе с летчиком-испытателем Ю.Т.Алашеевым.

По результатам заводских испытаний были сделаны следующие основные выводы и заключения:
— все штатное и дополнительное оборудование работало нормально;
— размещение специального дополнительного оборудования выполнено хорошо и в эксплуатации удобно;
— работа РЛС К-1М на высотах 4000 м, 6000 м и 8000 м происходила нормально, обнаружение цели осуществлялось примерно за 160 км, захват цели и автосопровождение были устойчивы, без срывов;
— взлет и посадка с двумя КС-1 ничем не отличались по техники пилотирования от взлета и посадки серийных Ту-16;
— посадочные скорости с двумя КС-1 увеличились на 10-15 км/ч при посадочной массе 47000 кг;
— при полетах самолета с одним КС-1 рекомендовалось производить компенсацию перекачкой топлива в плоскость, противоположную подвески КС-1, самолет-снаряд в этом случае рекомендовалось подвешивать под левую плоскость;
— максимальная скорость полета самолета с выпущенной антенной К-1М рекомендовалось держать в пределах не более 520-550 км/ч по прибору из-за условий возникающей вибрации обтекателя антенны;
— боевой сброс КС-1 производился на высотах 3500-4000 м при полетной массе 5800059000 кг на скоростях до 370 км/ч по прибору и не влиял на поведение самолета;
— максимальная приборная скорость с двумя КС-1 достигала 575 км/ч, при этом вибраций на подвесках не наблюдалось;
— разбег с двумя КС-1 при полетной массе 54000 кг был равен 1240 м, что соответствовало Ту-16; все полеты производились с тех же самых аэродромов, что и для серийных Ту-16;
— самолет Ту-16КС № 4200305 рекомендовалось передать для дальнейших испытаний на спецполигон в Багерово (предполагалось оснащать КС-1 специальной боевой частью).

В начале 1955 года первый Ту-16КС успешно прошел испытания в Багерово, после чего был рекомендован в серию и к принятию на вооружение. Испытания подтвердили решение 1953 года о принятии на вооружение системы «Комета», в результате Авиация ВМФ получили два варианта комплекса: исходный на базе Ту-4КС и модернизированный на базе Ту-16КС. Оба комплекса стали первыми отечественными противокорабельными АРК.

За период 1954-1958 гг. серийный завод № 22 выпустил 107 самолетов Ту-16КС, из них порядка 40 машин в начале и в середине 1960-х годов были переданы Индонезии и Египту. 65 самолетов впоследствии были переделаны в носители ракет типа КСР-2 и КСР-11 (Ту-16КСР-2 и Ту-16К-11-16 соответственно).

Серийная система дальнего действия Ту-16КС в составе самолета-носителя Ту-16КС (Ту-16К), аппаратуры поиска, наведения и двух самолетов-снарядов КС-1 предназначалась для поражения радиолокационно-контрастных морских и наземных целей и имела следующие данные:
— максимальный радиус действия системы: 1800 км;
— крейсерская скорость полета: 800-850 км/ч;
— масса самолета носителя с двумя КС-1: 72000 кг;
— высота пуска КС-1: 4000-5000 м;
— высота полета КС-1: 400 м;
— дальность обнаружения цели: 150-180 км;
— дальность пуска КС-1: 70-90 км;
— экипаж самолета носителя: 7 человек.

ЛТХ:

Модификация: Ту-16КС
Размах крыльев, м: 32,99
Длина, м: 34,80
Высота, м: 10,36
Площадь крыла, м2: 164,65
Масса, кг
— пустого: 37730
— норм. взлетная: 72000
— макс. взлетная: 79000
— топлива: 36000
Двигатель: 2 х ТРД РД-3М
Тяга, кгс: 2 х 9500
Скорость, км/ч
— максимальная: 990
— крейсерская: 800-850
Перегоночная дальность, км: 4800
Боевой радиус действия, км: 1800
Практический потолок, м: 15000
Экипаж, чел: 7
Вооружение: 7 х 23-мм пушек АМ-23 ( три спаренные башенные установки с дистанционным управлением и одна неподвижная пушка в носовой части).
Боевая нагрузка: 9000 кг в отсеке оружия — бомбы калибром до ФАБ-9000, две противокорабельные УР класса «воздух — поверхность» КС-1.

1.Ту-4КС в полете.

Ту-4КС в полете.

Прототип Ту-16КС.

Прототип Ту-16КС.

Прототип Ту-16КС.

2.Ту-16К (КС) в полете.

Ту-16КС в полете.

Ту-16КС в полете.

Ту-16КС ВВС Египта.

3.Ту-16КС ВВС Египта в сопровождении пары МиГ-21.

Ту-16КС ВВС Египта в сопровождении пары МиГ-21.

4.Индонезийский Ту-16КС с двумя крылатыми ракетами КС-1.

Индонезийский Ту-16КС с двумя крылатыми ракетами КС-1.

Пилон для подвески крылатой ракеты КС-1.

5.Подвеска КС-1 под Ту-16КС. 1

Подвеска КС-1 под Ту-16КС.

6.Подвеска КС-1 под Ту-16КС. 2

Подвеска КС-1 под Ту-16КС.

КС-1 на транспортной тележке перед подвеской.

КС-1 «Комета» под крылом Ту-16КС.

7.КС-1 Комета под крылом Ту-16КС в музее ВВС Монино.

Крылатая ракета КС-1 «Комета» под крылом Ту-16КС в музее ВВС Монино.

8.Самолет-аналог K (КС-1).

Самолет-аналог K (КС-1).

9.Ту-16КС ВВС Индонезии. Рисунок.

Ту-16КС ВВС Индонезии. Рисунок.

10.Ту-16КС ВВС Египта. Рисунок.

Ту-16КС ВВС Египта. Рисунок.

11.Самолет-снаряд Комета. Схема.

Самолет-снаряд «Комета». Схема.

12.Самолет-аналог К (К-1). Схема.

Самолет-аналог К (К-1). Схема.

13.Самолет-снаряд КС-1 Комета. Схема 1.

Самолет-снаряд КС-1 «Комета». Схема.

14.Самолет-снаряд КС-1 Комета. Схема 2.

Самолет-снаряд КС-1 «Комета». Схема.

Ту-16КС. Схема.

.

.

Список источников:
Владимир Ригмант. Под знаками «АНТ» и «Ту».
Владимир Ригмант. Самолеты ОКБ А.Н.Туполева.
АКО. Владимир Ригмант. Реактивный долгожитель.
Журнал «Авиация и время». №№01/02 за 2001 г. Ефим Гордон, Владимир Ригмант, Виктор Кудрявцев, Андрей Совенко. Легендарный Ту-16.
Журнал «Крылья Родины» № 5 за 2002 г. Владимир Ригмант. О предшественниках великого самолета.
М.: Яуза, 2015 г. В.Марковский, И.Приходченко. Ракетоносец Ту-16. Триумф советского авиапрома.
Журнал «Крылья Родины» №№ 6; 7 за 1995 г. Владимир Ригмант. Ту-16 — самолет-эпоха.
Николай Якубович, Анатолий Артемьев. Туполев Ту-16. Дальний бомбардировщик и ракетоносец.
Крылья Родины. В.Сидоров. Дальний реактивный «Ту».
С.Мороз, С.Попсуевич. Управляемые ракеты дальней и морской авиации СССР.
Сайт «Уголок неба». 2018 г. страница: «Туполев Ту-16К(КС)».