Торпедоносец Ту-16Т.
Разработчик: ОКБ Туполева
Страна: СССР
Первый полет: 1954 г.
С самого начала проектирования самолета Ту-16 предполагалось его использование в интересах ВМФ. 12 июля 1954 года вышло распоряжение Совета Министров СССР, а 15 июля 1954 года приказ МАП об оборудовании самолетов Ту-16 минно-торпедным вооружением. Согласно этому приказу, все бомбардировщики Ту-16 должны были выпускаться приспособленными для подвески и применения минно-торпедного вооружения.
Для исследований выделили серийный самолет-бомбардировщик Ту-16 завода № 22 с серийным номером 501, на котором провели заводские и государственные испытания системы минно-торпедного вооружения. Практически этот самолет стал опытным самолетом-торпедоносцем, в производстве получившим обозначение «заказ 210», а в эксплуатации — Ту-16Т или изделие «НТ». Приказом МАП и ПСМ проведение совместных летных испытаний этого самолета было намечено на август-сентябрь 1954 года. Минно-торпедное вооружение самолета определялось следующим: торпеды РАТ-52 — 4 или 45-54ВТ — 6; мины АМД-500М — 8, или АПМ — 8, или мины типов ИГДМ-500, АГДМ-2М, «Лира».
2 февраля 1955 года вышло постановление Совета Министров СССР, а вслед за ним приказ МАП от 01.03.1955 г., по которым на заводе № 64 организовывалось серийное производство специализированных самолетов-торпедоносцев Ту-16Т для Авиации ВМФ. Образцом для серии должен был стать самолет Ту-16 № 501, в переоборудованном виде успешно прошедший государственные испытания. Заводу № 64 поручалось в 1955 году выпустить 25 Ту-16Т и еще переоборудовать 20 Ту-16 в Ту-16Т, получив их из эксплуатации. Всего до момента прекращения серии в 1957 году завод № 64 выпустил 76 самолетов Ту-16Т. Одновременно для ВМФ на этом же заводе шла переделка серийных Ту-16, принадлежавших ВМФ. На самолеты ставилось необходимое минно-торпедное вооружение. Была доработана электросистема вооружения, у штурмана установили дополнительные пульты управления, ввели специальные блокирующие цепи, предотвращавшие нештатные сбросы торпед. Обнаружение целей производилось с помощью радиолокационного прицела РБП-4.
Серийные Ту-16Т могли нести следующие типы минно-торпедного вооружения: мины типов АМД-500, АМД-100, АМД-2М, ИГМД, ИГДМ-500, «Серпей», «Десна», «Лира»; торпеды РАТ-52, 45-54ВТ и т.д. Основные летно-технические данные Ту-16Т в основном соответствовали данным серийных самолетов-бомбардировщиков: -максимальная скорость при полетной массе 55000 кг была на высоте 6250 м — 992 км/ч, 10000 м — 938 км/ч;
-техническая дальность полета «по потолкам» при взлетной массе 72000 кг, с 3000 кг мин, торпед или бомб — 5760 км;
-длина разбега при взлетной массе 71560 кг — 1900 м;
-длина пробега при посадочной массе 44000 кг — 1655 м;
-практический потолок на номинальном режиме работы двигателей — 12800 м;
-время подъема на высоту практического потолка — 31 мин.
С 1962 года часть самолетов Ту-16Т начали переоборудовать в противолодочные, получившие обозначение Ту-16ПЛ (заказ 649). Для этого их перевооружали под самонаводящиеся противолодочные торпеды типа АТ-1 (ПЛАТ-1) с системой акустического самонаведения. Торпеды АТ-1 с Ту-16ПЛ сбрасывались с парашюта в район нахождения подводной лодки с высоты 2000 м. После приводнения торпеда начинала описывать круги радиусом 60-70 м до момента обнаружения акустического сигнала от подводной лодки противника, далее торпеда шла на лодку со скоростью 48-52 км/ч.
Часть самолетов Ту-16Т в 1960-е годы модифицировали в самолеты-спасатели Ту-16С (заказ 454). Как и другие модификации самолета, некоторые Ту-16Т оснащались различными средствами РЭП, переходя в разряд самолетов Ту-16П.
В свою очередь, самолеты Ту-16П (СПС), Ту-16Е «Елка«, Ту-16Р принадлежности Авиации ВМФ переоборудовались в самолеты-постановщики мин. При этом кабина офицера-оператора в грузоотсеке не снималась (оставалась возможность обратного переоборудования). Несколько машин в такую конфигурацию были переделаны в начале 1970-х годов (самолеты принадлежали авиации КЧФ). С самолетов при переоснащении в минопостановщик снималась аппаратура СПС, СРС, АСО-16, фотооборудование. В грузоотсек устанавливались кассетные держатели типа КД3-416 и КД4-316, за исключением участка между шпангоутами 45-48, где размещалась сохраненная кабина оператора. Эти самолеты допускали подвеску и применение следующих комбинаций мин:
(Тип мины — Кол):
АМД-500М — 6
ИГДМ-500 — 12
УДМ-500 — 12
ИГМД — 4
АМД-2М — 4
«Лира» — 4
«Серпей» — 4
АПМ — 4
РМ-1 — 4
УДМ-2 — 4
ЛТХ:
Модификация: Ту-16Т
Размах крыльев, м: 32,99
Длина, м: 34,80
Высота, м: 10,36
Площадь крыла, м2: 164,65
Масса, кг
-пустого самолета: 37730
-нормальная взлетная: 72000
-максимальная взлетная: 79000
Топливо, кг: 36000
Тип двигателя: 2 х ТРД РД-3М
Тяга, кгс: 2 х 9500
Скорость, км/ч
-максимальная: 992
-крейсерская: 842
Перегоночная дальность, км: 7200
Боевой радиус действия, км: 3050
Практический потолок, м: 15000
Экипаж, чел: 7
Вооружение: 7 х 23-мм пушки АМ-23 ( три спаренные башенные установки с дистанционным управлением и одна неподвижная пушка в носовой части).
Бомбовая нагрузка: морское — 8700 кг или бомбовое — 9000 кг; 2 реактивные авиационные торпеды РАТ-52, шесть высотных торпед 45-54ВТ (или низковысотных 45-56НТ), две глубинные бомбы ВБ-2Ф, 12 авиационных донных мин АМД-4-500 или четыре мины АМД-4-1000.
Реактивно-всплывающие мины РМ-1 и РМ-2, универсальные донные мины УДМ, донные мины МДМ-3, МДМ-4, МДМ-5, «Серпей», якорные мины «Лира», мины типа АМД-2М, ИГМД, ИГДМ, «Десна», учебные мины-бомбы УПАМБ-100/80.
Ту-16Т авиации ВМФ СССР.
Подготовка к полету Ту-16Т авиации Северного Флота.
Торпедоносец Ту-16Т.
Ту-16Т. Схема.
.
.
Список источников:
Владимир Ригмант. Под знаками «АНТ» и «ТУ».
АКО. Владимир Ригмант. Реактивный долгожитель
Авиация и Родина. Ефим Гордон, Владимир Ригмант, Виктор Кудрявцев, Андрей Совенко. Легендарный Ту-16.
Крылья Родины. Владимир Ригмант. Ту-16 — самолет-эпоха.
Николай Якубович, Анатолий Артемьев. Туполев Ту-16. Дальний бомбардировщик и ракетоносец.
Сайт «Уголок неба». 2009 страница: «Туполев Ту-16Т».
Сайт «Немного о Ту-16».