Летающая лодка М-9.

Разработчик: Григорович
Страна: Российская Империя
Первый полет: 1916 г.

В том же 1915 году Морское ведомство заказало Григоровичу летающую лодку более крупных размеров с двигателем мощностью 150 л.с. для воздушной разведки на море. И вот в декабре 1916 года Дмитрий Павлович создал летающую лодку М-9, приспособленную для спуска и подъема на корабль. В качестве промежуточных, вспомогательных вариантов, изготовлялись прототипы М-6, М-7 и М-8. Летные испытания М-9 проводились в Баку с 25 декабря по 9 января следующего года и оказались более чем успешными. М-9 получилась очень удачной по своим мореходным и летным качествам. Она стала самой известной конструкцией Григоровича не только за предыдущие, но и за последующие годы его работы в области авиации. По ходатайству Морского генерального штаба Российской Империи авиаконструктор был награжден орденом Святого Владимира 4-й степени. В отличие от М-5 в конструкции М-9 изменили шпангоуты лодки, обшивку сделали большей толщины. Крылья и хвостовое оперение не имели особенностей по сравнению с М-5. Исключение составлял лишь киль, выполненный в иной конфигурации.

На большинстве гидросамолетов М-9, а их построили около 500 экземпляров — устанавливались двигатели «Salmson» мощностью 150 л.с., на одном, в качестве эксперимента, поставили «Renault.WC» в 220 л.с. Масса нового пустого самолета была 1060 кг, но при эксплуатации из-за сырости дерево набухало и аппарат утяжелялся на десятки килограммов. Полная боевая нагрузка находилась в пределах 480 — 550 кг. Максимальная скорость полета составляла 110 км/ч, а посадочная — 85 км/ч. Практический потолок — 3000 м.

Относительно невысокие летные данные самолета, особенно по скорости, объясняются значительным лобовым сопротивлением девятицилиндрового звездообразного двигателя с двумя довольно громоздкими радиаторами и другими выступающими в поток агрегатами. На опытной машине для уменьшения лобового сопротивления на двигателе устанавливался кок-обтекатель, но при серийном производстве этот обтекатель не использовался. Со временем М-9 по возможности модернизировали: меняли радиаторы, проводку управления, а для создания избыточного давления в топливном баке установили ветрянку. Этот гидросамолет на флоте в полном смысле стал рабочей лошадкой, простой в управлении, надежный в эксплуатации. Во время Первой Мировой войны, с 1915 года М-9 базировались на российских авиатранспортных кораблях «Орлица», «Александр I», «Николай I». Гидросамолеты располагались в ангарах по 4-5 машин и спускались на воду и поднимались с нее с помощью лебедки.

Двухместная лодка М-9 с отличной мореходностью позволяла применять гидросамолет в боевых условиях и в открытом море. На взлете и посадке свободно преодолевалась волна высотой 0,5 м. М-9 в основном применялась для воздушной разведки, патрулирования в море, бомбометания по кораблям и береговым объектам. Вооружение — пулемет «Виккерс», установленный в передней кабине. Иногда самолет вооружался пушками «Гочкис» или «Эрликон». Следует заметить, что это было первое в мире пушечное вооружение на гидросамолете. На М-9 также устанавливалась радиостанция типа «Руза». 17 сентября 1916 года на гидросамолете М-9 впервые в мире с пассажиром на борту лейтенант Я.Нагурский выполнил петлю Нестерова и этот рекорд был зафиксирован как мировой.

Как боевой самолет М-9 вполне удовлетворял флот до начала 1917 года, когда у немцев появился поплавковый гидросамолет «Альбатрос», значительно превосходивший русские летающие лодки по скорости и вооружению (один пулемет на передней установке и один — на задней). Незащищенный М-9 вынуждал летчиков устанавливать на нижнем крыле второй пулемет для защиты с задней полусферы. Командованию флотом приходилось для прикрытия своих гидросамолетов привлекать для сопровождения сухопутные истребители.

К сожалению, в свое время специалисты не смогли использовать все возможности для модернизации М-9. Свидетельством тому можно привести пример частичной доработки, когда в 1919 году по совету летчика Кукуранова, установили крылья с более толстым профилем и по предложению инженера Холостова поставили двигатель «Renault» мощностью 220 л.с., что значительно повысило летные данные самолета. Максимальная скорость увеличилась до 130 км/ч. Но дело дальше эксперимента не пошло. К числу особых свойств М-9 с вогнутым реданом и со слабой килеватостью днища следует отнести его способность взлетать со снега и садиться на снег. Зимой 1920 года три М-9 сели на снежный покров Центрального аэродрома в Москве, немало удивив всех присутствующих.

Описание конструкции.

М-9 — расчалочный биплан с толкающим винтом н двигателем водяного охлаждения «Salmson» мощностью 150 л.с. Широкая вместительная «лодка-фюзеляж» имела трехместную кабину: спереди находился стрелок, в распоряжении которого на первых образцах самолета был пулемет на турели, а позднее, в 1916 году, он был вооружен полуавтоматической пушкой калибром 37-мм. Перед носком нижнего крыла в кабине рядом сидели пилот и летчик-наблюдатель. Под крылом гидросамолета были подвешены бомбы. По обеим сторонам двигателя располагались водяные радиаторы. Баки для горючего имелись в верхнем крыле и между третьей, внутренней парой межкрыльных стоек. Под концами нижних крыльев на стойках крепились небольшие опорные поплавки.

Фюзеляж, крыло с оперением, а также межкрыльные стойки летающей лодки были изготовлены из дерева и обшиты фанерой и сверху полотном, крылья и хвостовое оперение было обшито только полотном.

Все тросы управления рулей высоты и руля направления располагались снаружи. Элероны были только на верхнем крыле, ширина их к концу крыла увеличивалась. Эффективность поперечного управления от этого возрастала. Руль направления имел компенсацию в виде загнутой верхней его части, что заметно уменьшало усилия на ногу летчика от педалей.

ЛТХ:

Модификация: М-9
Размах крыла, м: 16,00
Длина, м: 9,00
Высота, м: 3,40
Площадь крыла, м2: 54,80
Масса, кг
-пустого самолета: 1160
-нормальная взлетная: 1540
Тип двигателя: 1 х ПД «Salmson»
-мощность, л.с.: 1 х 150
Максимальная скорость, км/ч: 110
Крейсерская скорость, км/ч: 98
Продолжительность полета, ч.мин: 3,45
Макс. скороподъемность, м/мин: 67
Практический потолок, м: 3000
Экипаж, чел: 2
Полезная нагрузка, кг: 320
Вооружение: 1 х 7,62-мм пулемет
Боевая нагрузка: легкие бомбы до 160 кг на бомбодержателях под нижним крылом.

 

1.М-9 Летающая лодка-разведчик. 1916 г.

Летающая лодка М-9.

Летающая лодка М-9.

2.М-9 Бакинской оф.школы мор.авиации (БОШМА)

Летающая лодка М-9 Бакинской офицерской школы морской авиации.

Буксировка летающих лодок М-9.

3.М-9 Бакинской оф.школы мор.авиации (БОШМА). 3

Летающая лодка М-9 Бакинской офицерской школы морской авиации.

4.М-9 Бакинской оф.школы мор.авиации (БОШМА).

Летающая лодка М-9 Бакинской офицерской школы морской авиации.

5.М-9 Бакинской оф.школы мор.авиации (БОШМА). 2

Летающая лодка М-9 Бакинской офицерской школы морской авиации.

5а.Гидроплан М-9 заруливает к пирсу после полета.

Гидроплан М-9 заруливает к пирсу после полета.

6.М-9 после аварии. 2

Летающая лодка М-9 после аварийной посадки.

7.М-9 после аварии.

Летающая лодка М-9 после аварийной посадки.

Летающие лодки М-9.

8.М-9 из состава Балтфлота

Летающая лодка М-9 из состава Балтийского флота.

Летающая лодка М-9 из состава Балтийского флота.

9.М-9 у причала.

Летающая лодка М-9 у причала.

Летающая лодка М-9 из состава авиации армии Колчака. г. Омск, 1918 г.

11.Летающие лодки М-9. Одесса 1918 г.

Летающие лодки М-9. Одесса 1918 г.

12.М-9. Зимний вариантЛетающая лодка М-9 на лыжном шасси.

13.Обслуживание М-9 на пирсе.Обслуживание М-9 на пирсе.

14.Летающая лодка М-9 с 37-мм пушкой Гочкис.

 Летающая лодка М-9 с 37-мм пушкой «Гочкис».

Летающие лодки М-9 на борту авиатранспорта «Румыния».

17.База отряда летающих лодок М-9.

База отряда летающих лодок М-9.

18.Осмотр М-9 в ангаре.

Осмотр М-9 в ангаре.

18а...

Винто-моторная группа летающей лодки М-9. Двигатель «Salmson» R9 с радиаторами типа «Хазет».

18б...

Винто-моторная группа летающей лодки М-9бис с двигателем «Renault» мощностью 220 л.с. и секционными радиаторами охлаждения.

18в.Установка двигателя Salmson на самолет М-9.

Установка двигателя «Salmson» R9 на летающую лодку М-9.

18г.Летающая лодка М-9 РККВФ

Летающая лодка М-9бис авиации Красного флота.

19.М-9 (серийный №1551) РККВФ. Ораниенбаум 1920 г.

Летающая лодка М-9бис авиации Красного флота.

20.Проекции М-9. Рисунок.

Проекции М-9. Рисунок.

М-9 авиации Черноморского флота. Рисунок.

21.М-9. Рисунок.

М-9 авиации Балтийского флота. Рисунок.

24.М-9. Схема 1

М-9бис. Схема.

25.М-9. Схема 2.

М-9. Схема.

26.М-9. Схема 3.

М-9. Схема.

М-9. Схема.

.

.

Список источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Арон Шепс. Самолеты Первой мировой войны: Страны Антанты.
Г.Ф.Петров. Гидросамолеты и экранопланы России 1910-1999.
А.О.Александров. Аппараты Щетинина и Григоровича.
П.В.Левшов, Д.Е.Болтенков. Век в строю ВМФ: Авиация Военно-Морского Флота России (1910-2010).
Журнал «Моделист-Конструктор» №2 за 1969 г. И.Костенко. «Девятка».
Журнал «Крылья Родины» № 12 за 2000 г. Александр Белобородько. Первенцы российских летающих лодок.
Журнал «Авиация и Космонавтика» № 6 за 2012 г. Михаил Маслов. Самолеты Дмитрия Григоровича.
Специальный выпуск альманаха «Тайфун», 2012 г.
Сайт «Уголок неба». 2018 г. страница: «Григорович М-9».