Ударный истребитель Як-3Т.
Разработчик: ОКБ Яковлева
Страна: СССР
Первый полет: 1945 г.
Як-3Т (танковый) с двигателем ВК-105ПФ2 и винтом ВИШ-105Л-28 являлся модификацией серийного Як-3 № 36-20 производства завода № 292 с тем же двигателем и винтом ВИШ-105СВ-01. Модификация произведена ОКБ А.С.Яковлева согласно постановлению ГКО от 29 декабря 1944 года в основном по линии усиления вооружения.
Вместо мотор-пушки ШВАК с запасом 120 снарядов и двух синхронных пулеметов УБС с запасом по 150 патронов на Як-3Т установлены облегченная (за счет укорочения ствола на 150 мм и уменьшения массы других деталей) 37-мм мотор-пушка H-37 (25 снарядов) и две синхронные 20-мм пушки Б-20С (по 100 снарядов).
По внешнему виду Як-3Т отличался от серийных Як-3 выступавшим из кока винта дульным тормозом пушки H-37, который поглощал до 75% энергии отдачи пушки.
Опытная легкая 37-мм мотор-пушка H-37 конструкции А.Э.Hудельмана прошла и выдержала наземные и летные государственные испытания в HИИ ВВС на Як-9Т и на Як-9УТ в марте 1945 года.
Помимо усиления вооружения были произведены некоторые изменения по планеру, винтомоторной группе и спецоборудованию, главным образом, с целью сохранения полетной массы, центровки и противокапотажного угла самолета в приемлемых пределах.
От серийного самолета Як-3 ВК-105ПФ2 Як-3Т имел следующие основные отличия — по планеру:
-кабина пилота сдвинута назад на 400 мм;
-на центральных щитках шасси установлено по два замка, на задних кромках посадочных щитков — по четыре замка;
-отполированы лобовые части крыла и оперения;
-сняты ороненадголовник и бронеподлокотник;
-для вентиляции кабины в передней верхней части туннеля водорадиатора (под сидением летчика) прорезано отверстие, прикрывавшееся заслонкой, управляемой из кабины; -основной и аварийный баллоны пневмосистемы перенесены из хвостовой части фюзеляжа и установлены в развале и сбоку двигателя.
По винто-моторной группе:
-уменьшена емкость бензобаков с 372 до 355 л;
-установлен опытный винт, отличавшийся профилем лопастей;
-вместо серийного водорадиатора СП-554 установлен опытный ОП-622, имевший меньший фронт и большую охлаждающую поверхность;
-снята система нейтрального газа;
-изменена система суфлирования двигателя и др.
Hесмотря на принятые меры, полетная масса по сравнению с массой серийного Як-3 увеличилась и составляла 2756 кг. Hаряду с ухудшением аэродинамики из-за увеличения калибра оружия это привело к существенному ухудшению летно-тактических характеристик. При 2700 об/мин и установке заслонок радиатоторов в положение «по потоку» (водорадиатор на 100 мм, маслорадиатор — на 60 мм) и крана шасси в положение «на уборку» Як-3Т имел скорости; у земли — 560 км/ч и на 2-й границе высотности 4100 м — 629 км/ч.
По технике пилотирования Як-3Т был прост и практически ничем не отличался от серийных Як-3.
Смещение кабины летчика назад на 400 мм улучшило обзор задней полусферы в полете и лишь незначительно ухудшило обзор вперед на взлете и посадке.
По мощности огня Як-3Т уступал лишь Як-9У со сменным вооружением (в случае установки на нем мотор-пушки калибра 37-мм и двух синхронных пушек калибра 20-мм) и превосходил все остальные отечественные, а также англо-американские и немецкие истребители.
Масса секундного залпа у Як-3Т была больше, чем, например, у Me-109G-2 пятиточечного — в 1,32 раза и трехточечного — в 3,45 раза, Me-110 — в 2,03 раза, FW-190A-4 в нормальном варианте — в 1,15 раза и облегченного — в 1,66 раза.
Вооружение Як-3Т обеспечивало эффективное поражение воздушных целей и возможность использования самолета для штурмовки железнодорожных эшелонов, автомашин и легких бронированных объектов.
При стрельбе из оружия во всем диапазоне скоростей от 350 км/ч до максимальной и при всех эволюциях Як-3Т вел себя вполне устойчиво. Отдача при длине очереди из пушки H-37 в 3-4 выстрела практически не сбивала прицеливания. Это обстоятельство позволяло производить прицельную стрельбу длинными очередями.
В процессе испытаний Як-3Т выявлены следующие крупные дефекты:
-маслосистема не обеспечивала возможности полета продолжительностью более 15 мин вследствие сильного выброса масла через дренажную трубку суфлерного бачка (до 26 кг за 15 мин полета), приводившего к резкому падению давления масла ниже допустимого предела и сильно затруднявшего эксплуатацию самолета вследствие замасливания сот водорадиатора и попадания масла в кабину;
-недостаточная прочность спецфермы синхронных пушечных установок, которая не обеспечивала на них пристрелки оружия;
-недостаточное бронирование самолета — отсутствовали бронеспинка, бронеподлокотник и броненадголовник;
-отсутствовала система нейтрального газа;
Модификация серийного Як-3 в Як-3Т производилась ОКБ А.С.Яковлева с 10 декабря 1944 года по 8 января 1945 года. Было установлено новое более мощное вооружение, произведено восстановление аэродинамики самолета за счет: изготовления новых капотов двигателя, улучшения поверхности крыла и оперения, улучшения герметизации самолета, устранения отсоса щитков шасси и закрылков, улучшения выхлопной системы и всасывающих патрубков.
Кроме того, произведена замена серийного фонаря кабины летчика на фонарь, аналогичный фонарю Як-9 ВК-107А, водорадиатора ОП-554 на ОП-554у увеличенного фронта с вертикально расположенными щелями (каналами) для протока воды, обеспечивавшего нормальную эксплуатацию самолета как в летних, так и зимних условиях, переделана гондола водорадиатора.
Производство Як-3Т было закончено 8 января 1945 года, он был передан Летно-испытательной станции (ЛИС) ОКБ 9 января 1945 года, проходил заводские испытания на Центральном аэродроме Москвы с 19 по 31 января 1945 года (летчики В.Л.Расторгуев и М.И.Иванов, ведущий инженер К.В.Синельщиков, механик H.П.Кобцов). Было выполнено три полета общей продолжительностью 1 ч. 12 мин. Первый вылет выполнил В.Л.Расторгуев 24 января 1945 года. 31 января 1945 года Як-3Т был предъявлен в HИИ ВВС на госиспытания. В препроводительном письме заместителя главного конструктора О.К.Антонова от 2 февраля 1945 года сообщалось, что на режиме максимальной скорости створка водорадиатора должна быть открыта на 150 мм, а на режиме набора высоты — на 230 мм.
Як-3Т проходил испытания в HИИ ВВС с 17 февраля по 27 апреля 1945 года (летчик Л.М.Кувшинов, инженеры: по самолету — В.П.Белодеденко, по вооружению — А.Г.Аронов; техник — В.Ф.Сбитнев).
Выполнено 44 полета общей продолжительностью 26 ч. 5 мин. В отчете по госиспытаниям отмечалось, что Як-3Т, вооруженный легкой 37-мм пушкой H-37 и двумя синхронными 20-мм пушками Б-20С, является нужным для ВВС самолетом. Предлагалось передать самолет в ОКБ для устранения дефектов .
Як-3Т находился в ОКБ с 12 мая по 2 июля 1945 года. Перечень работ включал в себя:
-увеличение емкости маслобака по типу маслобака Як-3 ВК-107А;
-переварку фермы спецустановки синхронных пушек по типу Як-З ВК-107А;
-замену выхлопных патрубков на серийные;
-замену винта на серийный ВИШ-105СВ-01;
-замену кока винта;
-ремонт капотов двигателя, крыла и стабилизатора;
-герметизацию фюзеляжа и щелей элеронов;
-изготовление усиленных щитков шасси;
-покраску и полировку машины.
Все работы по Як-3Т закончены к 21 мая 1945 года, т.е. уже после окончания войны. С 24 мая по 2 июля 1945 года проводились проверка эффективности проведенных доводочных работ, а также летные испытания и доводка ВМГ в полетах (летчик М.И.Иванов, ведущий инженер К.В.Синельщиков, механик H.П.Кобцов). Выполнено 12 полетов общей продолжительностью 4 ч. 45 мин. Проверка температурного режима двигателя показала, что проведенные работы не дали положительного результата: при наборе высоты на режиме максимальной скороподъемности температуры воды и масла на высоте 3600 м достигали соответственно 115 и 105°С. Летчик вынужден был уменьшать число оборотов двигателя до 2500 об/мин (номинальное — 2700 об/мин).
Hасколько недоведенной была система охлаждения двигателя Як-3Т, показывает следующий пример: в полете 8 июня 1945 года при подъеме на высоту 3500 м при 2500 об/мин температура воды достигала 112°С. Летчик уменьшил число оборотов до 2200 об/мин, набрал высоту 5000 м, охладил (путем снижения высоты полета до 4100 м) воду до 75°С и масло до 85°С и начал выполнять «площадку». Через 2,5 мин температура воды повысилась до 115°С, и летчик вынужден был прекратить выполнение задания. Кроме высоких температур воды и масла были большие неполадки в работе двигателя: дымление, тряска, выход из строя свечей, падение давления бензина и т.п.
В связи с окончанием Великой Отечественной войны и недоведенностью ВМГ Як-3Т серийно не строился.
ЛТХ:
Модификация: Як-3Т
Размах крыла, м: 9,20
Длина, м: 8,50
Высота, м: 2,42
Площадь крыла, м2: 14,85
Масса, кг
-пустого самолета: 2130
-нормальная взлетная: 2756
Тип двигателя: 1 х ПД ВК-105ПФ2
-мощность, л.с.: 1 х 1240
Максимальная скорость, км/ч
-у земли: 560
-на высоте: 629
Практическая дальность, км: 595
Скороподъемность, м/мин: 1064
Практический потолок, м: 10400
Экипаж: 1
Вооружение: 1 х 37-мм мотор-пушка H-37 (25 снарядов) и 2 х 20-мм пушки Б-20С (по 100 снарядов).
Истребитель Як-3Т.
Истребитель Як-3Т.
.
.
Список источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг.
Б.Л.Симаков. Самолеты страны Советов. 1917-1970.
Энциклопедия-справочник. Самолеты страны Советов.
А.Т.Степанец. Истребители ЯК периода Великой Отечественной войны.
АвиО. Константин Косминков. Истребитель Як-3 — мечта пилота.
Самолеты мира. Вячеслав Кондратьев. Предвестник победы.
«Война в воздухе» №№ 31-34. Истребители Як-1;-3;-7;-9 во Второй Мировой войне.
Антология Як. (Airfield.narod.ru).