Учебно-боевой истребитель Су-27УБМ2.

Разработчик: ОКБ Сухого
Страна: Белорусь, Россия
Первый полет: 2010 г.

Су-27УБМ2 — модернизированный в Белорусии Су-27УБ (РУПП «558-й авиаремонтный завод» в Барановичах при участии российских специалистов из ОКБ «Русская авионика»).

В отличие от России, Украины, Беларуси и Узбекистана, на аэродромах Казахстана к 1992 году не базировалось ни одного истребителя Су-27. В то же время здесь имелось достаточно большое количество самолетов фронтовой ударной и разведывательной авиации, а под Семипалатинском дислоцировалась тяжело-бомбардировочная дивизия, вооруженная 40 стратегическими бомбардировщиками-ракетоносцами Ту-95МС. Последние являлись «тяжелой обузой» для вооруженных сил нового суверенного государства, провозгласившего безъядерный статус, но представляли интерес для России. Поэтому руководство Казахстана пошло навстречу Правительству РФ, выразившему желание «обменять» семипалатинские Ту-95МС на необходимые независимой республике российские истребители.

Согласно Реестру ООН об экспорте и импорте вооружений и военной техники, межправительственное соглашение между Россией и Казахстаном по этому вопросу было подписано 24 мая 1995 года. По данным журнала «Экспорт вооружений» (№ 1 за 2002 г.), Россия должна была поставить Казахстану в 1995-1997 годы 73 боевых самолета, в т.ч. 38 истребителей Су-27, 21 — МиГ-29 и 14 штурмовиков Су-25.

1 июня 1998 года на основе ВВС и Войск ПВО был создан единый вид вооруженных сил РК — Силы воздушной обороны Республики Казахстан. При этом основой организационной структуры СВО РК стали авиабазы. Истребители Су-27 вошли в состав 604-й авиабазы СВО РК в Талды-Кургане, на вооружении которой находились также унаследованные от дислоцировавшегося здесь еще во времена Советского Союза 129-го АПИБ истребители-бомбардировщики МиГ-27Д. С конца 90-х годов эксплуатация обоих типов самолетов в Талды-Кургане осуществляется одновременно.

Надо признать, что некоторые доставшиеся Казахстану Су-27 были самолетами отнюдь не «первой свежести», выпущенными еще в середине 80-х годов. Со временем их состояние лучше не становилось, что, впрочем, касалось и большей части другой авиационной техники СВО РК. Ситуация стала меняться в лучшую сторону только в последние несколько лет, когда Минобороны Казахстана смогло договориться с руководством авиаремонтных предприятий из России, Белоруссии и Украины о ремонте и частичной модернизации казахстанских боевых самолетов. Работы по восстановлению летной годности истребителей МиГ-29 были поручены Львовскому авиаремонтному заводу на Украине, по перехватчикам МиГ-31 было налажено сотрудничество с российскими предприятиями, а ремонт Су-27 решили делать в Белоруссии, на 558-м авиаремонтном заводе в Барановичах.

Это предприятие не только имело к тому времени большой опыт капитально-восстановительного ремонта большинства типов самолетов фронтовой авиации и вертолетов советского производства для собственных ВВС и зарубежных заказчиков, но и освоило ряд программ модернизации авиационной техники. В сотрудничестве с российскими специалистами (в частности, из ЗАО «Русская авионика») были разработаны программы модернизации белорусских самолетов МиГ-29 и Су-27УБ, а также вертолетов Ми-8МТ. В результате, еще в середине текущего десятилетия на вооружение ВВС Республики Беларусь поступили модернизированные многоцелевые истребители МиГ-29БМ и Су-27УБМ1, получившие широкую номенклатуру управляемого вооружение и современную авионику. Подобное решение проблемы повышения боевых возможностей — наряду с капитальным ремонтом и продлением сроков службы — было предложено и заказчику из Казахстана.

Ремонт и модернизация первой пары казахстанских самолетов занял около 9 месяцев, и 24 декабря 2009 года первые две машины — одноместный Су-27 и двухместный Су-27УБМ2 с бортовыми №№ 05 и 50 вернулись в Казахстан. В начале апреля 2010 года за ними последовала вторая пара (№№ 03 и 53). Оговоримся сразу, объем работ, проводимых на одноместном и двухместном самолетах различны. Степень модернизации «спарки» гораздо глубже — она превращается в полноценный многоцелевой боевой самолет и поэтому даже меняет свое название.

Первый блок работ по модернизации казахстанских Су-27УБ связан с комплексом вооружения. В состав авиационных средств поражения класса «воздух-воздух» самолета Су-27УБМ2 входят ракеты Р-27ЭР (Р), Р-27ЭТ (Т), Р-73 (Л) и РВВ-АЕ. На выставке KADEX-2010 перед демонстрировавшимся самолетом (Су-27УБМ2 № 53) был разложен богатый арсенал вооружения всех классов, однако ракет РВВ-АЕ там не было, что может свидетельствовать о том, что поставки их в Казахстан еще не начаты. В состав управляемого оружия класса «воздух-поверхность» в процессе модернизации истребителя включаются ракеты Х-25МЛ, Х-29Т, Х-31А и Х-31П, а также корректируемые бомбы КАБ-500Л и КАБ-1500Л с полуактивной лазерной системой наведения, КАБ-500Кр и КАБ-1500Кр с телевизионным самонаведением. Разумеется, могут применять Су-27УБМ2 и неуправляемое вооружение — свободнопадающие авиабомбы калибра до 500 кг, контейнеры КМГУ, а также неуправляемые ракеты С-8, С-13 и С-25. При этом за счет установки двух дополнительных пилонов под крылом общее число точек подвески вооружения увеличивается до 12.

Другое направление модернизации связано с доработками бортового радиолокационного прицельного комплекса Н001, который получает автономный канал для работы по наземным (морским) целям. Доработанный РЛПК самолета Су-27УБМ2 может теперь обнаруживать цель типа «пусковая установка оперативно-тактических ракет» с ЭОП 30 м2 на дальности до 40 км, типа железнодорожный мост» (1000 м2) — до 150 км, а крупные надводные цели «видит» на расстоянии до 350 км. Кроме того, модернизируется навигационная система, в которую интегрируется аппаратура спутниковой навигации. В память навигационной системы может записываться до 99 промежуточных пунктов маршрута, аэродромов и радиомаяков, при этом она может формировать и хранить до 8 различных маршрутов полета. Для отображения прицельной и навигационной информации вместо монохромного индикатора прямого видения на электронно-лучевой трубке в кабине устанавливается многофункциональный цветной жидкокристаллический индикатор.

Следующий блок доработок включает адаптацию Су-27УБМ2 для применения станции активных радиоэлектронных помех «Сателлит-М» белорусской разработки и навигационно-прицельного оптико-электронного контейнера «Лайтнинг» III (Litening III) израильской фирмы «Рафаэль». Контейнер «Лайтнинг» подвешивается на точку подвески под правым каналом воздухозаборника. А контейнеры станции помех «Сателлит» (на каждом самолете применяется пара таких контейнеров) имеют оригинальное конструктивное исполнение: они устанавливаются на точки подвески пусковых устройств ракет Р-73, при этом возможность установки самого пускового устройства с ракетой сохраняется — оно крепится уже непосредственно к «Сателлиту». Таким образом, в отличие от применявшихся ранее на самолетах Су-27 контейнерных систем РЭП «Сорбция» или «Гардения», размещавшихся вместо пусковых устройств ракет Р-73 на торцах крыла, теперь применение станции помех не ограничивает количество подвешиваемых на самолет ракет.

Наконец, как на Су-27УБМ2, так и на одноместном Су-27, существенно совершенствуется комплексная система контроля силовой установки и самолетных систем и вводится система видеорегистрации. Информация записывается на современных носителях (флэш-память), что упрощает ее считывание и обработку на земле.

Основные задачи модернизации Су-27УБМ2:

1. Расширение номенклатуры применяемых авиационных средств поражения.
2. Реализация новых режимов работы радиолокационного прицельного комплекса включает в себя наращивание боевых возможностей за счет модернизации РЛПК Н001 и введения автономного радиолокационного канала, в результате чего обеспечивается:
— применение управляемых ракет класса «воздух-воздух» с активной головкой самонаведения (АРГСН) РВВ-АЕ;
— применение управляемых ракет класса «воздух-поверхность» Х-31А с активной РГСН для поражения надводных целей;
— реализация режимов картографирования с низким, средним, высоким разрешением;
— выдачу координат обнаруженных целей для формирования целеуказания.
Обнаружение целей на удалении:
— типа «пусковая установка» с ЭПР 30м2 — 40 км;
— типа «ангар», «железнодорожный мост» с ЭПР 1000 м2 -150км;
— надводных целей в режиме обзора реальным лучом — 350км.
3. Повышение точностных характеристик и расширение функциональных возможностей навигационной системы:
— ввод и хранение данных о ППМ, аэродромах, радиомаяках, ПРС (до 99 точек каждого типа);
— формирование и хранение данных о восьми маршрутах полета;
— автоматическую и ручную смену навигационных точек в полете;
— определение текущих координат места самолета с точностью ± 20 м;
— определение путевой скорости с погрешностью 0,2 м/с.
4. Применение комплекса контроля двигателей и систем самолета Су-27:
— статический прогноз технического состояния силовых установок для перехода на их эксплуатацию по техническому состоянию;
— регистрацию и накопление на ТН и флэш-кассете полетной информации систем Экран, Тестер, СОК, КРД;
— контроль и диагностику параметров силовых установок в режиме реального времени при опробовании двигателей на земле;
— обработку и экспресс-анализ регистрируемой информации.
5. Установка бортовой системы сбора-передачи информации в масштабе реального времени. Бортовая система сбора-передачи информации (БССПИ) решает следующие задачи:
— передача на наземные пункты управления координат обнаруженных наземных целей;
— контроля положения самолета в воздушном пространстве;
— накопления информации о параметрах полета у наземного оператора;
— оперативного контроля работоспособности авиационной техники;
— оказания помощи летчику в особых случаях;
— обучения летного состава;
— наведения ЛА на наземные цели.
6. Модернизация информационного поля кабины.
7. Применение системы аудио и видеорегистрации полетной информации с экрана МФИ и закабинного пространства через ИЛС в ручном и автоматическом режимах в реальном масштабе времени.

Система видеорегистрации предназначена для регистрации видеоинформации, отображаемой на экране многофункционального индикатора (МФИ) и закабинного пространства через поле индикатора ИЛС-31 в автоматическом и ручном режимах, а также аудиосигнала от системы СПУ.

ЛТХ:

Модификация: Су-27УБМ2
Размах крыла, м: 14,70
Длина, м: 21,94
Высота, м: 6,35
Площадь крыла, м2: 62,04
Масса, кг
— пустого: 16900
— норм. взлетная: 24140
— топлива: 9400
Двигатель: 2 х ТРДДФ АЛ-31Ф
Тяга, кгс
— бесфорсажная: 2 х 74,53
— форсажная: 2 х 122,58
Максимальная скорость, км/ч
— на высоте: 2125
— у земли: 1350
Практическая дальность, км: 3000
Практический потолок, м: 17500
Макс. эксплуатационная перегрузка: 8,5
Экипаж, чел: 2
Вооружение: 1 х 30-мм одноствольная пушка ГШ-301 (150 патронов).
Боевая нагрузка: 8000 кг на 10 узлах подвески. Может устанавливаться:
УР «воздух-воздух»:
— до шести ракет Р-27Р1 или Р-27ЭР1, Р-27Т1, Р-27ЭТ1 или Р-77
— до четырех УР Р-73Э
УР «воздух-поверхность»:
— противорадиолокационная Х-31П, ПКР Х-31А, «Москит» или «Яхонт» или тактические Х-29Т
— управляемые бомбы КАБ-500, бомбы массой по 500 кг (до 8 единиц), 250 кг (16 единиц), или до шести блоков НАР С-13 и С-8 (30 122-мм или 120 80-мм ракет соответственно).

Су-27УБМ2 ВВС Казахстана. Фото / Александра Фролова.

Су-27УБМ2 ВВС Казахстана. Фото / Foxbat AVIa.

Су-27УБМ2 ВВС Казахстана. Фото / Вячеслав Фирсов. 

Су-27УБМ2 после посадки.

Су-27УБМ2 ВВС Казахстана. Фото / Александр Балыкин.

Су-27УБМ2 ВВС Казахстана на стоянке авиавыставки KADEX-2010.

Контейнер системы РЭП «Сателлит-М» с пусковым устройством ракеты Р-73.

.

.

Список источников:
Журнал «Взлёт» № 07-08 за 2010 г. Мирослав Дьюроши, Андрей Фомин (Фото Мирослава Дьюроши). Су-27УБМ2 новинка ВВС Казахстана.
Сайт «Уголок неба». 2018 г. страница: «Сухой Су-27УБМ2».
Фотоархив сайта russianplanes.net
Фотоархив сайта Foxbat AVIa.