Бомбардировщик-ракетоносец средний дальности Ту-16К-10-26.
Разработчик: ОКБ Туполева
Страна: СССР
Первый полет: 1966 г.
В соответствии с Постановлением Совета Министров СССР № 552-229сс от 23 июня 1964 года, комплекс К-26 был адаптирован для установки на Ту-16К-10Д. Модифицированная система получила обозначение К-10-26. Она предназначалась для поражения наземных и морских целей ракетами КСР-5 или КСР-2 различных модификаций и только морских целей — ракетами К-10СД или К-10С. Самолет стал называться Ту-16К-10-26, хотя иногда встречалось обозначение Ту-16К-10-26Д (индекс «Д» в данном случае «по инерции» перешел от Ту-16К-10Д). Чтобы установить балочные держатели для ракет КСР-5, на этих машинах пришлось усилить крыло, а угол выпуска закрылков ограничить 25°.
Наземные и летные заводские испытания комплекса проводились с ноября 1966 года по март 1967 года на казанском авиазаводе. В них участвовали два Ту-16К-10-26, переоборудованных из серийных Ту-16К-10Д № 1793014 и № 2743054. В апреле они были представлены на Госиспытания, однако в связи с необходимостью доработок самого К-26 полеты комплекса К-10-26 начались в ГК НИИ ВВС только в конце 1968 года и закончились весной 1969 года. На вооружение Авиации ВМФ К-10-26 приняли Постановлением Совмина СССР № 882-315 от 12 ноября 1969 года. Переоборудование Ту-16К-10Д в Ту-16К-10-26 производилось на ремонтных заводах Авиации ВМФ в 1970-е годы. Всего доработали 85 машин, при этом часть из них эксплуатировалась с унифицированными хвостовыми отсеками со станциями РЭП из комплекта «Сирень», а другая часть — с кормовыми пушечными установками. Летно-тактические характеристики Ту-16К-10-26 практически полностью соответствовали характеристикам Ту-16К-10 последних выпусков. Внешне от предшественника он отличался наличием балочных держателей под крылом.
Обозначение Ту-16К-10-26Н получили носители Ту-16К-10Н, доработанные под комплекс К-26. Совместное применение двух скоростных и высотных ракет КСР-5 и маловысотной ракеты семейства К-10С существенно усложняло задачи, стоявшие перед оборонявшейся стороной.
Согласно Решению Военно-промышленной комиссии (ВПК) № 14 от 21 января 1976 года небольшое количество Ту- 16К-10-26 с установленными в хвостовой части системами РЭП переоборудовали в носители противорадио-локационных ракет КСР-5П. Самолет получил обозначение Ту-16К-10-26П, а весь комплекс К-10-26П. Кроме КСР-5П, в нем могли использоваться КСР-5, а также К-10С ил и КСР-2 различных модификаций.
В ходе эксплуатации Ту-16К-10 военные неоднократно поднимали вопрос о расширении их тактических возможностей за счет оснащения бомбардировочным и минно-торпедным вооружением. Еще в 1958 г. в Постановлении Совмина № 709-337 от 2 июля ОКБ-156 предлагалось проработать вопрос об использовании этого ракетоносца в качестве носителя свободнопадающих атомных и термоядерных бомб, однако сделано это не было. Бомбардировочное вооружение на Ту-16К-10-26 установили только в 1970-е годы, после чего они превратились в Ту-16К-10-26Б. Эти единственные из всех представителей семейства К-10 машины двойного назначения могли нести до 8 т бомб, морские мины, а также 8 торпед — по 4 на внешней подвеске и в грузовом отсеке. Бомбы подвешивались на держатели БДЗ-16К, которые крепились к штатным держателям БД-352, а также на двух держателях БД4-16-52, расположенных под фюзеляжем в районе воздухозаборников.
На рубеже 1970-х годов для расширения тактических возможностей парка Ту-16 было принято решение об оснащении части других ракетоносцев бомбардировочным вооружением. Сначала, в соответствии с требованиями инженерно-авиационной службы ВМФ, на носителе Ту-16КСР-2-5 № 6203130 восстановили бомбардировочное вооружение, предусмотренное для обычных бомбардировщиков Ту-16 и заправщиков Ту-16З, за исключением мостового балочного держателя МБД-16 и автоматов сброса дипольных отражателей АСО-16. Кроме того, для размещения дополнительных бомб на самолете предусмотрели установку двух подкрыльевых балочных держателей БДЗ-16К, каждый из которых обеспечивал подвеску 8 авиабомб калибром 100 и 250 кг, а также 4 — калибром 500 кг. Переоборудованный ракетоносец также получил возможность применения бомб калибром до 3000 кг и 500-1500-кг мин. В июне-июле 1970 года он прошел с положительными результатами испытания в ГК НИИ ВВС, после чего были выданы рекомендации по восстановлению бомбардировочного вооружения на Ту-16КСР-2-5, ранее переоборудованных из Ту-16КС.
Практически параллельно в ГК НИИ ВВС проводились испытания Ту-16КСР-2А № 5201604 (в документации он обозначался как Ту-16А-КСР-2), дооборудованного на заводе № 22 в Казани под увеличенную бомбовую нагрузку. На самолет установили два крыльевых балочных держателя БДЗ-16К, а в грузоотсеке — два кассетных держателя КДЗ-416. По сравнению с базовой машиной, вооруженной только двумя КСР-2, дальность полета с бомбовой нагрузкой 13000 кг при нормальной взлетной массе 75800 кг снизилась на 1430 км. В течение 1970-х годов на ремонтных заводах бомбовым вооружением оснастили часть парка самолетов Ту-16КСР-2, Ту-16К-11-16, Ту-16К-26 и Ту-16КСР-2-5 и увеличили бомбовую нагрузку Ту-16А, Ту-16КСР-2А и Ту-16КСР-2-11. В обозначениях некоторых из них появилась буква «Б» (например, Ту-16К-26Б).
ЛТХ:
Модификация: Ту-16К-10-26
Размах крыльев, м: 32,99
Длина, м: 34,80
Высота, м: 10,36
Площадь крыла, м2: 164,65
Масса, кг
— пустого: 37730
— норм. взлетная: 72000
— макс. взлетная: 79000
Топливо, кг: 36000
Двигатель: 2 х ТРД РД-3М
Тяга, кгс: 2 х 9500
Скорость, км/ч
— максимальная: 992
— крейсерская: 842
Перегоночная дальность, км: 7200
Дальность полета, км: 4800
Боевой радиус действия, км: 3050
Практический потолок, м: 15000
Экипаж, чел: 7
Вооружение: 4 х 23-мм пушки АМ-23
Боевая нагрузка
— 9000 кг в отсеке оружия
— 2 х КР — КСР-5 или КСР-2 или К-10СД или К-10С.
Опытный Ту-16К-10-26.
Опытный Ту-16К-10-26.
Ту-16К-10-26 c 2-мя крылатыми ракетами КСР-5 и одной К-10С.
Ту-16К-10-26 на стоянке, во время подвески ракеты К-10С.
Последние флотские Ту-16К-10-26. Пушкин, 20-й АРЗ, весна 1993 г.
Последние флотские Ту-16К-10-26. Пушкин, 20-й АРЗ, весна 1993 г.
Последние флотские Ту-16К-10-26. Пушкин, 20-й АРЗ, весна 1993 г.
Ту-16К-10-26 с ракетой К-10С в полете.
Ракета К-10С под Ту-16К-10-26.
Ту-16К-10-26 c 2-мя крылатыми ракетами КСР-5 и одной К-10С в полете.
Ту-16К-10-26Б с подвесками морских мин под крылом и фюзеляжем.
Ту-16к-10-26БТ в полете.
Компоновочная схема Ту-16К-10-26.
Ту-16К-10-26. Схема.
Список источников:
Владимир Ригмант. Под знаками «АНТ» и «ТУ».
Журнал «Крылья Родины» №№ 6; 7 за 1995 г. Владимир Ригмант. Ту-16 — самолет-эпоха.
Журнал «Мир Авиации» № 01 за 1999 г. Петр Батуев. Летающие классы в авиации ВМФ СССР 1963-1991 гг.
Журнал «Авиация и время». №№01/02 за 2001 г. Ефим Гордон, Владимир Ригмант, Виктор Кудрявцев, Андрей Совенко. Легендарный Ту-16.
Журнал «Крылья Родины» № 5 за 2002 г. Владимир Ригмант. О предшественниках великого самолета.
М.: Яуза, 2015 г. В.Марковский, И.Приходченко. Ракетоносец Ту-16. Триумф советского авиапрома.
Журнал «Авиация и Космонавтика» № 08 за 2016 г. Геннадий Амирьянц. Авиация и люди 100 лет Герою.
АКО. Владимир Ригмант. Реактивный долгожитель.
Крылья Родины. Владимир Ригмант. Ту-16 — самолет-эпоха.
Николай Якубович, Анатолий Артемьев. Туполев Ту-16. Дальний бомбардировщик и ракетоносец.
Крылья Родины. В.Сидоров. Дальний реактивный «Ту».
Роман Астахов. Русская Сила. Дальний бомбардировщик и ракетоносец Ту-16.
С.Мороз, С.Попсуевич. Управляемые ракеты дальней и морской авиации СССР.
Сайт «Уголок неба». 2018 г. страница: «Туполев Ту-16К-10-26».