Дирижабль «СССР-В1».
Разработчик: ЦАГИ
Страна: СССР
Первый полет: 9 апреля 1931 г.
Тип: мягкий.
Осенью 1930 года группа энтузиастов ЦАГИ из отделов АГОС и ЭАО — В.Г.Гараканидзе, А.А.Бородин, И.С.Лебедев, Г.М.Наумов, В.П.Назарьянц, Д.А.Ромейко-Гурко, К.А.Федяевский, — учитывая опыт постройки и эксплуатации дирижаблей «Московский химик-резинщик» («МХР») и С-101 «Комсомольская правда», приступила к разработке небольшого дирижабля мягкой конструкции для учебных и тренировочных целей. Его постройка предусматривалась планами ЦАГИ по развитию дирижаблестроения. Работы велись в нерабочее время.
Каркас гондолы дирижабля был сделан из дюралевых профилей. Длина гондолы — 10 метров. Передний фонарь из целлулоида, окна по бортам. Стабилизаторы и рули состояли из дюралевого каркаса, обшитого тканью.
Дирижабль собирали в марте 1931 года в эллинге на Волковом поле в Ленинграде. Первый полёт дирижабля состоялся 9 апреля 1931 года. Командиром корабля был В.Л.Нижевский. Испытания показали, что летные характеристики дирижабля соответствовали расчетным. Дирижабль получил название УК-1 (учебный корабль, первый), встречалось обозначение «УК-1 им. Первого мая» или просто «Первое мая». В 1932 году УК-1 переименовали в «СССР-В1».
29 апреля 1932 года СССР В-1 вылетел из Ленинграда и 1 мая прибыл в Долгопрудный. В Долгопрудном был создан «Дирижаблестрой», построены эллинг и завод по производству водорода. В мае 1932 года Дирижаблестрой кроме СССР-В1 создал СССР-В2 «Смольный» и СССР-В3 «Красная звезда». Эти дирижабли мягкого типа предназначались для агитационных полетов и обучения экипажей дирижаблей.
7 ноября 1932 года над Красной площадью пролетели четыре советских дирижабля — СССР-В1, СССР-В2, СССР-В3 и СССР-В4.
7 апреля 1937 года СССР-В1 впервые управлялся женским экипажем. Командиром экипажа была В.Ф.Демина — жена помощника командира дирижабля СССР-В6 С.В.Демина, Евгения Ховрина (бортмеханик), Людмила Васильевна Иванова (Энхейвальд) (пилот).
К 1938 году дирижабль сильно износился и был разобран. В 1939 году дирижабль восстановили, заменив оболочку. Первый полёт восстановленного дирижабля состоялся 1 мая 1939 года. Всего СССР-В1 модернизировали несколько раз. На основе версии 1939 года был создан дирижабль СССР-В12.
После принятия правительством СССР решения о консервации дирижаблестроения, СССР-В1 был разобран в марте 1940 года. Дирижабль восстановили в апреле 1942 года под названием СССР-В12.
ЛТХ:
Модель: СССР-В1
Год постройки: 1931
Объем, м3: 2250
Длина, м: —
Двигатель: —
мощность,л.с.: —
Макс. скорость,км/ч: 70
Макс. диаметр, м: —
Винты число/диаметр, м: —
Полезная нагрузка, кг: —
Макс. скорость, км/ч: —
Дирижабль УК-1.
Дирижабль «СССР-В1».
Дирижабль «СССР-В1».
Вывод дирижабля «СССР-В1» из эллинга.
Дирижабль «СССР-В1» на посадке (сброшен гайдроп). Осень 1933 г.
Дирижабль «СССР-В1» на посадке. 1933 г.
Дирижабль «СССР-В1» над Красной площадью.
Дирижабль «СССР-В1» после полета.
Штурманский столик на борту «СССР-В1».
Продувка оболочки дирижабля «СССР-В1».
Гондола дирижабля «СССР-В1» при постройке.
Женский экипаж дирижабля «СССР-В1» (слева-направо): В.Ф.Демина, Евгения Ховрина, Людмила Иванова (Энхейвальд).
Дирижабль «СССР-В1». Рисунок.
.
.
Список источников:
Е.Д.Карамышев. Фотоальбом «Управляемые аэростаты России и Советского Союза». 1925 г.
Н.П.Полозов, М.А.Сорокин. Воздухоплавание. 1940 г.
В.А.Обухович, С.П.Кульбака. Дирижабли на войне.
М.Я.Арие. В небе — дирижабли.
М.Б.Саукке. Дирижабли спроектированные в КБ А.Н.Туполева.