Пышнов Владимир Сергеевич (1901-1984).
Пышнов Владимир Сергеевич — выдающийся советский ученый в области аэродинамики и один из основоположников теории штопора. Он внес большой вклад в исследование вопросов динамики полета и развитие методов расчета летных свойств самолета. Из-под его пера вышел ряд фундаментальных трудов по теории штопора, управляемости, маневренности, такие как «Штопор самолета» (1929 г.), «Аэродинамика самолета» (1939 г.), «Динамические свойства самолета» (1951 г.), «Основные этапы развития самолета» (1984 г.). Он также является автором большого числа других научных работ, учебных пособий, популярных статей, опубликованных отдельными изданиями или в авиационных журналах. В период с 1927-го по 1984 год B.C.Пышнов преподавал в Военно-воздушной инженерной академии имени профессора Н.Е.Жуковского.
Родился Владимир Сергеевич 6 марта (21 февраля) 1901 года в Москве.
В 1918 году он окончил 3-ю Московскую гимназию, а в октябре 1919 года начал учебу в Московском авиатехникуме, которым руководил старейший деятель отечественной авиационной науки профессор Н.Е.Жуковский.
В июне 1920 году B.C.Пышнов добровольно вступил в ряды РККА, так как основной задачей авиатехникума была подготовка инженерных кадров для Красного Воздушного Флота. А вскоре на основании приказа Реввоенсовета Республики (РВСР) № 1423 от 29 июля авиатехникум перешел из наркомата просвещения в ведение Главного управления Красного Воздушного Флота. Но на этом перемены не закончились. Приказом РВСР № 1946 от 26 сентября 1920 года авиатехникум реорганизовали в Институт инженеров Красного Воздушного Флота имени Н.Е.Жуковского, а 23 ноября Реввоенсовет утвердил положение об институте.
Через год учебы в институте B.C.Пышнов прошел практику у авиаконструктора А.А.Пороховщикова в числе группы слушателей, которые были направлены на его авиационную фабрику в качестве слесарей и сборщиков. Кроме этого буквально с первого года учебы Владимир Сергеевич начал пробовать силы в разработке планеров. Уже в 1921 году он в инициативном порядке сконструировал и с помощью товарищей построил свой первый планер. В ноябре того же года на этом планере сам B.C.Пышнов, а также Б.И.Черановский, В.Н.Беляев, В.В.Уткин-Егоров и другие помогавшие ему товарищи совершили на Анненгорфском плацу около двух десятков полетов. Но из-за аварии планер был разбит и больше не восстанавливался.
Как раз в это время в СССР стал активно развиваться планеризм. По просьбе инициативной группы руководство Главвоздухфлота решило создать кружок планеристов при Научной редакции Воздушного Флота. По предложению профессора В.П.Ветчинкина на организационном собрании 10 ноября 1921 года он получил название «Парящий полет». Первым председателем кружка был избран летчик A.А.Жабров, а вскоре его сменил К.К.Арцеулов. В состав членов-учредителей кружка планеристов входил и B.C.Пышнов.
В мае 1923 года благодаря совместной инициативе представителей командования Академии Воздушного Флота и Военной Академии РККА было организовано Военно-научное общество (ВНО). Среди организованных при ВНО академии секций наиболее активными были авиационная и планерная, которые возглавлял председатель Научно-технического комитета Главвоздухфлота П.С.Дубенский. Командование Академии Воздушного Флота разрешило своим слушателям строить планеры и авиетки на базе учебных мастерских.
Уже в ноябре 1923 года планерная секция в составе 11 человек приняла участие в 1-х Всесоюзных планерных испытаниях, которые проходили в Крыму. Причем три слушателя академии М.К.Тихонравов, B.C.Пышнов и С.В.Ильюшин представили на испытания свои планеры — соответственно «Арап», «Стриж» и «Мастяжарт».
Владимир Пышнов у своего планера «Стриж». Коктебель, 1923 г.
«Стриж» строился в мастерских Академии Воздушного Флота, а его обтяжка производилась на заводе «Авиаработник». Однако к началу соревнований достроить его не успели, и в Коктебель планер отправили в незаконченном виде. Все металлические крепления доделывались уже в лагере планеристов. К сожалению, это обстоятельство сыграло отрицательную роль в судьбе планера, который на 1-е Всесоюзные планерные испытания прибыл не только недостроенным, на нем не были своевременно выявлены и устранены конструктивные недостатки. Неприятности не заставили себя долго ждать. При пробежках 15 ноября «Стриж» несколько раз разворачивало при попытке взлета. В связи с этим конструктору пришлось увеличить площадь руля направления, но и после этого планер так и не смог оторваться от земли. Справедливости ради стоит отметить что неудача, на Первых планерных испытаниях, постигла не только Пышнова.
Тем не менее, 17 февраля 1924 года во время чествования участников 1-х Всесоюзных планерных испытаний B.C.Пышнову в числе других конструкторов планеров также был вручен специальный приз.
На планерных испытаниях 1924 года слушатели 4-го курса академии B.C.Пышнов и М.К.Тихонравов были членами Технического комитета, который возглавлял профессор В.П.Ветчинкин. В задачи комитета входили осмотр планеров, их испытания на прочность, выдача разрешения на допуск планеров к полетам, а также обработка материалов, полученных во время испытаний.
2 апреля 1925 года состоялся первый выпуск инженеров, окончивших полный курс Академии Воздушного Флота, среди выпускников был и B.C.Пышнов. Следует отметить, что его дипломным проектом на тему «Ночной бомбовоз» руководил известный авиаконструктор Д.П.Григорович. Приказом РВСР СССР всем выпускникам было присвоено звание «военный инженер-механик Воздушного Флота». А 17 апреля академия на основании приказа РВСР № 417 получила новое наименование — Военная Воздушная Академия РККА имени профессора Н.Е.Жуковского.
По окончании академии B.C.Пышнов был направлен для дальнейшего прохождения службы в 8-ю эскадрилью отдельного авиаотряда «Красная Москва» на должность инженера.
В мае 1926 года B.C.Пышнова вывели в резерв и откомандировали в авиационную промышленность.
Владимир Сергеевич решил продолжить свое образование, и в октябре 1926 года он поступает в адъюнктуру Военной Воздушной Академии, а через год успешно защищает диссертацию, после чего ему было присуждено ученое звание преподавателя высших военных учебных заведений. Его квалификационная работа «Штопор самолета», опубликованная в апреле 1929 года в первом сборнике трудов академии, положила начало организации широких теоретических, лабораторных исследований и летных испытаний самолета на штопор, выработки практических рекомендаций по борьбе с ним.
С октября 1927 года B.C.Пышнов на преподавательской работе в родной академии. Не забывал он и о планеристах. Так, в плане планерной секции ВНО академии в конце 1928 года значился его доклад «Расчет устойчивости планера».
В январе 1932 года Владимира Сергеевича назначили старшим руководителем кафедры «Аэродинамика самолета», а после организации в академии кафедры «Динамика полета» приказом НКО СССР № 0536 от 16 апреля 1935 года его назначили ее начальником.
В 1935 году B.C.Пышнов разработал и построил легкий самолет, который получил название ВВА-1 (Военно-Воздушная Академия — первый). ВВА-1 разрабатывался в соответствии с требованиями конкурса легких безопасных самолетов ОСОАВИАХИМа 1934 года. В своем заключении специалисты НИИ ВВС РККА отметили, что «… по своим летно-эксплуатационным данным самолет ВВА-1 интереса не представляет». Дальнейшая модификация предъявленного на испытания экземпляра считалась нецелесообразной, так как основные недостатки машины (перетяжеление конструкции и неудачная схема коробки крыльев) были неустранимы.
В.С.Пышнов демонстрирует складывание консолей крыла самолета ВВА-1.
Конечно, если результаты испытаний оказались невысокими, то вполне можно отнести конструкторскую работу военинженера 2-го ранга B.C.Пышнова к разряду неудачных. Однако это не совсем так. Промахи при разработке машины можно отнести лишь на счет малого опыта в конструкторской деятельности. В тоже время на самолете ВВА-1 Владимир Сергеевич опробовал множество новых конструктивных решений, многие из которых оказались вполне удачными. Поэтому в своем заключении военные также отметили, что: «… ввиду интересных элементов положенных в основу проектирования и постройки самолета ВВА-1 считать желательным постройку нового экземпляра самолета по тем же техническим требованиям, но с учетом устранения дефектов отмеченных при испытании опытного образца».
В дальнейшем Владимир Сергеевич Пышнов полностью посвятил себя научной и преподавательской работе. Протоколом Высшей аттестационной комиссии ВКВШ при СНК СССР № 9/14 от 23 февраля 1937 года он был утвержден исполняющим обязанности профессора по кафедре «Динамика полета» с обязательством защитить диссертацию на ученую степень доктора до 1 января 1939 года. Через год на основании постановления СНК СССР № 325 от 14 марта 1938 года бригинженера B.C.Пышнова ввели в состав Совета по Авиации при Комитете Обороны.
После начала Великой Отечественной войны приказом НКО № 02201 от 13 августа 1941 года Владимир Сергеевич был назначен консультантом начальника НИИ ВВС КА по самолетам. Находясь на этой должности, он проводил большую работу по созданию и усовершенствованию методик летных испытаний, а также участвовал в рассмотрении эскизных проектов новых боевых самолетов. В июне 1942 года B.C.Пышнову было присвоено воинское звание генерал-майор ИАС. Кроме того, в этом же году за плодотворную научную деятельность он был удостоен почетного звания заслуженного деятеля науки и техники РСФСР.
В 1946 году в жизни Владимира Сергеевича вновь произошли перемены. В марте ему присвоили воинское звание генерал-лейтенанта ИАС (с июня 1951 года генерал-лейтенант ИТС), а приказом ВВС ВС № 0763 от 12 августа он был назначен на должность научного консультанта и постоянного члена Авиационно-Технического Комитета (АТК) ВВС ВС. Через три года на основании приказа МВС № 01240 от 5 августа 1949 года B.C. Пышнов стал председателем 1-й (самолетной) секции АТК ВВС (с июня 1956 года Научно-Технический Комитет ВВС), которую он возглавлял до 1964 года. В 1958 году решением Высшей аттестационной комиссии B.C.Пышнову присвоили ученую степень доктора технических наук.
В ноябре 1968 года Владимир Сергеевич Пышнов вышел в отставку.
Владимир Сергеевич Пышнов скончался в январе 1984 года. Похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.
Награды:
— два ордена Ленина;
— два ордена Боевого Красного Знамени;
— орден Отечественной войны 1-й степени;
— орден Трудового Красного Знамени.
.
.
Список источников:
Журнал «Авиация и Космонавтика» 08-2011. Евгений Арсеньев. Владимир Пышнов — ученый и конструктор.