Долгов Александр Кузьмич (1908-1979).
Лётчик-испытатель, полковник.
Родился в 1908 году в городе Москва.
С 1927 года в Красной Армии.
В 1928 году окончил Военную теоретическую школу лётчиков в Ленинграде.
В 1929 году окончил 2-ю Военную школу лётчиков в Борисоглебске. Служил в частях ВВС (в Липецке).
Летом 1931 года Долгова, как лучшего летчика 38-й эскадрильи, переводят на испытательную работу в НИИ ВВС Красной Армии, в отряд Т.П.Сузи. По воспоминаниям П.М.Стефановского: «…коренастый, хорошо сложенный блондин с добрым веселым характером вскоре стал нашим общим любимцем. А.К.Долгов — участник освоения групповых высотных полетов на максимальную дальность, один из первых испытателей отечественных самолетов-штурмовиков».
Принимал участие в государственных испытаниях УТ-1 (АИР-14), ХАИ-5 (Р-10) (1936 г.), ЦКБ-30 (ДБ-3), Р-9 (СР), Валти V-11G (1937 г.), ХАИ-52 (1939 г.), ЦКБ-55 (БШ-2), Су-2 (1940 г.), Ил-2 (1941 г.), А-7.
С началом Великой Отечественной войны был назначен командиром эскадрильи, заместителем командира 430-го штурмового авиаполка особого назначения, сформированного в Воронеже на аэродроме авиационного завода № 18 из лётчиков-испытателей НИИ ВВС РККА, имевших опыт боевых действий. Задача поставленная перед ним была связана с повышением эффективного использования штурмовика Ил-2 в бою.
3 июля 1941 года полк вошёл в состав 23 САД, действовавшей на Западном фронте. В составе располагавшегося на аэродроме Зубово под Оршей полка насчитывалось 22 самолета Ил-2. Впервые для выполнения боевой задачи лётчики поднялись в воздух 5 июля 1941 года и нанесли удар по технике противника на лётном поле аэродрома в Бешенковичах — там обнаружилось скопление немецких танков и бронетранспортеров. На полевой аэродром близ деревни Яковлевичи полк перебазировался в тот же день. Из-за тяжёлых потерь полк потерял 7 машин за первые пять дней пребывания на фронте и утром 10 июля 1941 года имел только 9 из первоначальных 22 готовых к вылетам Ил-2. В итоге полк был расформирован в начале августа 1941 года. Остатки своих Ил-2 были переданы на пополнение 4-му ШАП. За этот период Долгов выполнил на Ил-2 12 боевых вылетов, включая три ночных и не был ни разу сбит.
В начале августа 1941 года Долгов был отозван с фронта и направлен в НИИ ВВС, где испытывал одноместный Су-6 с двигателем М-71, а с июня 1943 года провел испытания двухместного Су-6 с двигателем М-71Ф, в ходе испытаний сумел успешно посадить Су-6 с неработающим двигателем. С августа 1943 года проводил государственные испытания Ще-2, Ил-2 (двухместный), Ил-2И , Су-6 с двигателем М-42, Ил-10, Ил-8, УИл-2 и другие.
В августе 1946 году под руководством летчика-испытателя К.И.Пономарева осваивает вертолет Г-3 и с октября проводит его госиспытания.
В одном из полетов после положенного контрольного висения вертолет перешел в набор высоты и сразу резко завалился вправо. Долгов выключил двигатели и машина рухнула на взлетную полосу. Причиной летного происшествия стала поломка нижней пластинчатой муфта, соединявшей редуктор двигателя и левый несущий винт. После ремонта вертолета испытания были продолжены.
7 января 1947 года выполнялся полет на определение скорости по высотам. Выполнив горизонтальные площадки на максимальных скорости и высоте, Александр Кузьмич стал постепенно снижаться. Последняя площадка — на трехстах метрах, скорость тоже предельная. Но случилось непредвиденное. Аппарат резко затрясся и начал крениться вправо. Долгов с невероятным трудом вывел его из этого положения, но он сразу завалился влево. А затем машина перешла в беспорядочное падение…
В момент возникновения тряски вертолет Г-3 находилась над центром аэродрома, но упала почему-то в стороне, на поле. Очевидцы говорили, что она сначала кувыркалась, потом зависла в воздухе и с двадцати метров упала на землю. Причиной аварии послужила поломка вала нижнего редуктора правого несущего винта.
Из-под обломков извлекли раненых летчика Долгова и штурмана Ковынева. В безнадежном состоянии их увезли в Центральный авиационный госпиталь… Но Александр Кузьмич выжил. Даже не стал инвалидом. Шесть долгих месяцев длилось лечение. Много тяжелых дней и ночей провел Долгов, скованный толстой гипсовой оболочкой, а потом неподвижно лежа на деревянном щите.
Медицинская комиссия признала полковника Долгова не годным к военной службе даже в военное время, и в 1948 году он был уволен в отставку.
Всего за время летной и испытательской работы освоил 105 типов самолётов и вертолётов.
Жил и работал в Москве. Умер в 1979 году, похоронен на Ваганьковском кладбище.
Награды:
-два ордена Боевого Красного Знамени (25.03.1944 г., 1947 г.);
-орден Отечественной войны 2-й степени (01.07.1944 г.);
-орден Красной Звезды (03.11.1944 г.);
-орден «Знак Почёта» (1936 г.)
-медали.
.
.
Список источников:
И.И.Родионов. Хронология авиации.
П.М.Стефановский. Триста неизвестных.
Ю.Э.Савинский. Мир вертолета.