Федоров Иван Евграфович (1914-2011).
Лётчик-испытатель, Герой Советского Союза (05.03.1948 г.), полковник.
Родился 23 февраля 1914 года в Харькове, в семье рабочего.
С 1918 года жил в Луганске.
В 1921-1927 годах беспризорничал.
Окончил 5 классов в 1928 году. Работал слесарем — инструментальщиком, машинистом маневрового паровоза на паровозостроительном заводе им. Октябрьской революции в Луганске.
С 1929 года без отрыва от производства занимался в Луганской школе ОСОАВИАХИМа, летал на планерах.
В 1930 году окончил вечерний рабфак при Донецком институте народного образования, а в 1931 году — школу ФЗУ. Поступил в Луганский педагогический институт, но 21 февраля 1932 года был призван в Красную Армию.
В 1932 году досрочно окончил Ворошиловградскую военную авиационную школу пилотов. Служил в строевых частях ВВС младшим лётчиком, командиром звена 35-й истребительной авиационной эскадрильи 56-й истребительной авиационной бригады Киевского военного округа.
С 31 мая 1937 года по 28 января 1938 года лейтенант И.Е.Фёдоров участвовал в боевых действиях в Испании. Летал на истребителе И-16. Имел псевдонимы «Хуан» и «Капитан Жан» ( или «Жуан» ). 17 июня 1937 года он сбил свой первый самолёт. По официальным данным, опубликованным в последних изданиях, в небе Испании И.Е.Фёдоров совершил более 150 боевых вылетов, лично сбил 2 самолёта «Савойя-79» в районе Картахены. Награждён двумя орденами Красного Знамени ( 28.10.1937 г. и 02.03.1938 г.), медалью «XX лет РККА» ( 23.02.1938 г.).
После возвращения в СССР в марте 1938 года капитан Фёдоров назначен командиром эскадрильи 17-го истребительного авиаполка в 59-ю истребительную авиабригаду ВВС КОВО. За короткое время вывел эскадрилью на 1-е место в части, после чего в июне того же года он был назначен помощником командира полка, а с 10 октября 1938 года вступил в командование этим полком.
С января по сентябрь 1939 года проходил обучение на Липецких авиационных курсах усовершенствования ВВС РККА, затем был направлен в город Великие Луки на формирование 42-го особого истребительного авиаполка в составе 17-й истребительной авиабригады ВВС Калининского ВО.
21 августа 1937 года был легко ранен в аварии на посадке, но вернулся в строй.
С лета 1940 года был лётчиком-испытателем завода № 21 в Горьком. Испытывал серийные истребители И-16.
С ноября 1940 года был в командировке в Китае. В это время при помощи советских специалистов в городе Урумчи был построен авиазавод № 600, на котором строились истребители И-16. Начальником лётно-испытательной станции этого авиазавода был назначен И.Е.Фёдоров. В мае 1941 года, после катастрофы лётчика-испытателя С.Н.Викторова, был снят с этой должности и остался работать на заводе рядовым лётчиком-испытателем.
В феврале 1942 года вернулся на авиазавод № 21, где испытывал серийные истребители ЛаГГ-3.
В июле 1942 года самовольно перелетел на фронт. Воевал на Калининском, Центральном, 2-м и 3-м Прибалтийских фронтах.
В июле-сентябре 1942 года был старшим инспектором по технике пилотирования Управления 3-й Воздушной армии, командиром группы штрафников на Калининском фронте.
В сентябре-декабре 1942 года — командир 157-го истребительного авиационного полка (Калининский фронт).
В 1943 году окончил Курсы начальствующего состава.
В январе-апреле 1943 года — командир 256-й истребительной авиационной дивизии (Калининский фронт).
В апреле 1943 года-июне 1944 года был командиром 273-й истребительной авиационной дивизии (Центральный и Белорусский фронты).
С июня 1944 года — заместитель командира 269-й истребительной авиационной дивизии (3-й Прибалтийский и 2-й Белорусский фронты).
За время Великой Отечественной войны совершил около 120 боевых вылетов, провёл около 20 воздушных боёв, в которых сбил 17 самолётов противника лично и 2 в группе.
С сентября 1945 года был старшим лётчиком-испытателем ОКБ С.А.Лавочкина. В числе первых начал испытывать отечественные реактивные истребители. Провёл испытания самолётов Ла-150, Ла-150М, Ла-150Ф, Ла-154, Ла-156, Ла-174ТК.
В 1947 году поднял в небо и провёл испытания первого отечественного самолёта со стреловидным крылом Ла-160.
В 1948 году при испытаниях самолёта Ла-168 первым в стране достиг скорости 1000 км/час. В том же году поднял в небо и провёл испытания реактивного истребителя Ла-15.
В декабре 1948 года во время испытаний самолёта Ла-176 одним из первых в стране достиг скорости звука в полёте со снижением. Всего испытал 284 самолёта.
За мужество и героизм, проявленные при испытании новой авиационной техники, полковнику Фёдорову Ивану Евграфовичу Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 марта 1948 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 8303).
В 1949-1950 годах был лётчиком-испытателем ОКБ-1, располагавшегося в городе Дубна Московской области.
В 1949 году поднял в небо и провёл испытания опытного самолёта немецких конструкторов «140-Р».
В 1950-1954 годах был лётчиком-испытателем Научно-исследовательского института самолётного оборудования. Принимал участие в испытаниях различного самолётного оборудования на самолётах Як-3, Як-7Б, Як-9В, Ту-2, Ил-12, Ил-28. Лётчик-испытатель 1-го класса.
С 1954 года полковник И.Е.Фёдоров — в запасе. Работал на различных должностях.
Жил в Москве. Умер 12 февраля 2011 года.
Награды:
-медаль «Золотая Звезда» Героя Советского Союза № 8303 (05.03.1948 г.);
-орден Ленина № 68028 (05.03.1948 г.);
-четыре ордена Боевого Красного Знамени (28.10.1937 г., 3.03.1938 г., 31.07.1948 г., 13.06.1952 г.);
-орден Александра Невского (16.12.1943 г.);
-четыре ордена Отечественной войны I степени (5.01.1943 г., 6.06.1945 г., 20.09.1947 г., 11.03.1985 г.);
-орден Отечественной войны II степени (14.10.1944 г.);
-орден Красной Звезды (30.04.1947 г.);
-Орден Почёта (10.08.2004 г.);
-медали.
.
.
Список источников:
Сайт «Герои Страны». Фёдоров Иван Евграфович.