И.Н.Кожедуб в мае 1945 г.Кожедуб Иван Никитович (1920-1991).

Лётчик-ас времён Великой Отечественной войны, наиболее результативный лётчик-истребитель в авиации союзников (62 сбитых самолета). Трижды Герой Советского Союза. Маршал авиации (06.05.1985 г.). Псевдоним во время боевых действий в составе Группы советских военных специалистов в Корее — «Крылов».

Иван Кожедуб родился в селе Ображиевка Шосткинского района Сумской области Украины в крестьянской семье. Окончил неполную среднюю школу и химико-технологический техникум. Ваня был младшим в семье, нежданным «последышком», родившимся после большого голода. Официальная дата его рождения, 8 июня 1920 года, неточна, настоящая — 6 июля 1922 года. Два года были очень нужны ему, чтобы поступить в техникум…
В 1938 году судьба привела его в аэроклуб. Нарядная форма учлётов сыграла в этом решении отнюдь не последнюю роль. Здесь в апреле 1939 года Кожедуб совершает свой первый самостоятельный полёт на У-2.
С 1940 года в Красной Армии. Учился в Чугуевской военной авиационной школе лётчиков, летал на УТ-2, УТИ-4 и И-16. Как один из лучших курсантов, к своему глубокому разочарованию, был оставлен на должности лётчика-инструктора.
В начале войны сержант Кожедуб (по иронии судьбы в «золотом выпуске» 1941 года лётчики были аттестованы сержантами), эвакуированный вместе с училищем в Среднюю Азию, ещё более настойчиво занимается «истребительным» самообразованием: изучает вопросы тактики, конспектирует описания воздушных боёв, вычерчивает их схемы. Дни, в том числе и выходные, распланированы по минутам, всё подчинено одной цели — стать достойным воздушным бойцом. Поздней осенью 1942 года после многочисленных просьб и рапортов старший сержант Кожедуб в числе других инструкторов и выпускников училища был направлен в Москву на пункт сбора лётно-технического состава, откуда попал в 240-й истребительный авиаполк, которым командовал ветеран Испании майор Игнатий Солдатенко.

26 марта 1943 года он впервые вылетел на боевое задание. Вылет оказался неудачным — во время атаки на пару Ме-110 его «Лавочкин-5» был повреждён «Мессером», а затем обстрелян зенитной артиллерией своей же ПВО. Кожедуб чудом остался жив: бронеспинка защитила от фугасного снаряда авиационной пушки, а ведь в ленте фугасный снаряд, как правило, через один чередовался с бронебойным…
Кожедуб сумел довести избитую машину до аэродрома, но восстанавление её затянулось на долгое время. Однажды его и вовсе чуть не забрали из полка на пост оповещения. Лишь заступничество Солдатенко, то ли разглядевшего в молчуне-неудачнике будущего великого бойца, то ли пожалевшего его, спасло Ивана от перепрофилирования. Лишь месяцем позже получил он новый Ла-5 (к тому времени его повреждённая машина была восстановлена, однако использовалась уже лишь в качестве связной).

…Курская дуга. 6 июля 1943 года. Именно тогда, в своём 40-м боевом вылете, 23-летний пилот открывает боевой счёт. Вступив в составе эскадрильи в схватку с 12 вражескими самолётами, молодой лётчик одерживает первую победу — сбивает пикировщик Ju-87. На другой день он одерживает новую победу — сбил ещё один «лаптёжник». 9 июля Иван Кожедуб уничтожает сразу 2 истребителя Ме-109. Несмотря на нелюбимые истребителями задания по прикрытию наземных войск и сопровождению, Кожедуб, выполняя их, одержал ещё 4 официальные победы.

1.Летчик Кожедуб у своего истребителя.

Летчик И.Кожедуб у своего истребителя.

В сентябре 1943 года на счету Кожедуба было уже 8 сбитых вражеских самолётов, когда над Днепром разгорелся новый этап ожесточенных воздушных сражений. 30 сентября, прикрывая переправы через реку, он, по стечению обстоятельств, остался без товарищей и вынужден был в одиночку отражать налёт 18-ти Ju-87. Бомбардировщики Люфтваффе приступили к пикированию, а некоторые из них даже успели сбросить бомбы. Атаковав самолёты с высоты 3500 метров, Кожедуб ворвался в боевые порядки противника и неожиданными и резкими маневрами поверг врага в смятение. «Юнкерсы» прекратили бомбёжку и встали в оборонительный круг. Хотя в баках истребителя оставалось мало топлива, советский лётчик предпринял ещё одну атаку и расстрелял снизу в упор одну из вражеских машин. Вид падающего в пламени Ju-87 произвел надлежащее впечатление, и остальные бомбардировщики поспешно покинули поле боя.

В боях за Днепр лётчики полка, в котором воевал Кожедуб, впервые встретились с асами Геринга из эскадры «Мельдерс» и выиграли поединок. Увеличил свой счёт и Иван Кожедуб. Лишь за 10 дней напряжённых боёв он лично сбил 11 вражеских самолётов.
К октябрю 1943 года командир эскадрильи 240-го истребительного авиационного полка старший лейтенант И.Н.Кожедуб совершил 146 боевых вылетов и лично сбил 20 самолётов противника.

В ноябре 1943 года 240-й ИАП, длительное время участвовавший в труднейших воздушных боях, был отведён в ближайший тыл на отдых. Полученное время лётчики использовали для лётных тренировок, изучения особенностей вертикальных маневров и многоярусных боевых порядков истребителей. Все новшества Кожедуб заносил в свой блокнот, вычерчивая на бумаге различные тактические схемы. К этому моменту на его счету находилось 26 сбитых самолётов противника, за которые, 7 ноября он был награждён Почётной грамотой ЦК ВЛКСМ.

4 февраля 1944 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, Иван Никитович Кожедуб был удостоен звания Героя Советского Союза.

В мае 1944 года командир эскадрильи, капитан И.Н.Кожедуб, имевший уже 38 воздушных побед, получил новый Ла-5Ф — подарок колхозника В.В.Конева. Тот внёс свои деньги в фонд Красной Армии и попросил построить самолёт имени своего племянника, подполковника Г.Н.Конева, погибшего на фронте. Просьба патриота была выполнена и машину передали Кожедубу. Это был отличный истребитель облегчённого типа с номером «14» и надписями, выведенными белым с красной окантовкой: на левом борту — «Имени Героя Советского Союза Подполковника Конева Г.Н.», на правом — «От колхозника Конева Василия Викторовича». На этой машине Кожедуб в течение короткого времени сбил 8 самолётов противника (включая 4 FW-190), доведя счёт своих побед до 45. Сбил он и несколько известных немецких асов.

2.Иван Кожедуб у Ла-5Ф - подарока колхозника В.В.Конева.

Иван Кожедуб у истребителя Ла-5Ф — подарка колхозника В.В.Конева.

В конце июня 1944 года советский ас был переведён заместителем командира в знаменитый 176-й Гвардейский истребительный авиаполк. Это соединение, первым в Советских ВВС, в августе 1944 года получило новейшие истребители Ла-7. К середине 1944 года Гвардии капитан И.Н.Кожедуб довёл счёт боевых вылетов до 256 и сбитых самолётов противника до 48.

За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 августа 1944 года И.Н.Кожедуб был награжден второй медалью «Золотая Звезда» Героя СССР.

Освоив новый истребитель, Кожедуб с сентября 1944 года, уже в Польше, на левом крыле 1-го Белорусского фронта, ведёт бои способом «свободной охоты». Сначала он получил 3-пушечный вариант истребителя, а затем пересел на обычный 2-пушечный. Именно этот самолёт с бортовым номером «27», на котором Иван Кожедуб одержал 17 последних побед, сейчас является украшением коллекции Монинского музея авиации.

В конце сентября 1944 года по приказу командующего ВВС маршала А.А.Новикова в Прибалтику для борьбы с истребителями — «охотниками» противника была направлена группа лётчиков под командованием Кожедуба. Ей предстояло действовать против группы немецких асов. Так сошлись друг против друга советская и немецкая школы истребителей — «охотников». В течении всего лишь нескольких дней боёв наши лётчики сбили 12 самолётов противника, потеряв лишь 2 своих. Три победы записал на свой счёт Кожедуб. Потерпев столь сокрушительное поражение, немецкие «охотники» были вынуждены прекратить активные полёты на данном участке фронта.

19 февраля 1945 года, в бою над Одером, Кожедуб вписывает в свою биографию важный штрих — уничтожает реактивный Me-262, в кабине которого находился унтер-офицер Курт Ланге из 1./KG (J) 54. В тот день, поднявшись в воздух в паре с Дмитрием Титоренко, Кожедуб обнаружил на высоте 3500 метров неизвестную машину, летящую на предельной для «Лавочкина» скорости. Двум Ла-7 удалось незаметно приблизиться к врагу сзади, и далее Кожедуб так описывает этот поединок:
«…Что такое ? В него летят трассы: ясно — мой напарник всё — таки поторопился! Про себя нещадно ругаю «Старика» уверен, что план моих действий непоправимо нарушен. Но его трассы нежданно — негаданно мне помогли: немецкий самолёт стал разворачиваться влево, в мою сторону. Дистанция резко сократилась и я сблизился с врагом. С невольным волнением открываю огонь. И реактивный самолёт, разваливаясь на части, падает».

17 апреля 1945 года, в 5-м за день вылете, над столицей Германии, Иван Кожедуб одержал свои последние победы — сбил 2 истребителя FW-190.

Всего, за время Великой Отечественной войны, совершил 330 боевых вылетов, провёл 120 воздушных боёв и лично сбил 62 самолёта противника. 18 августа 1945 года ему было присвоено звание трижды Героя Советского Союза.

Кожедуб редко возвращался из боевого вылета без победы. Но, будучи ярко одарённым, талантливым человеком, в то же время неизменно проявлял великую скромность. Он, например, никогда не записывал на свой счёт сбитый самолёт противника, если сам не видел, как тот упал на землю. Даже не докладывал.
— Ведь загорелся же немец! Все видели, — говорили лётчики после возвращения на свой аэродром.
— Ну и что… А вдруг он до своих дотянет? — возражал в ответ Кожедуб. И спорить с ним было невозможно: он упрямо стоял на своём. Как и многие другие наши лётчики, Кожедуб никогда не заносил на свой счёт и самолёты, уничтоженные им совместно с новичками.

Следует добавить, что Кожедуб ни разу не был сбит сам, хотя и неоднократно приводил повреждённый истребитель на аэродром. За войну он сменил 6 «Лавочкиных» и ни один самолёт не подвел его. И он не потерял ни одной машины, хотя случалось гореть, привозить пробоины, садиться на усеянные воронками аэродромы…

Под занавес Второй Мировой войны лучшему асу СССР пришлось дважды дать урок летного мастерства зарвавшимся «союзникам». Кожедуб пополнил свой боевой счёт двумя американскими истребителями Р-51D «Мустанг», которые по ошибке попытались атаковать его над Берлином, но были немедленно сбиты при отражении атаки. Как рассказывал мне сам Иван Никитович, 17 апреля 1945 года, встретив в воздухе «Летающие крепости» союзников, он заградительной очередью отогнал от них пару «мессершмиттов», но через секунду сам был атакован американскими истребителями прикрытия.

«Кому огня? Мне?!» — с возмущением вспоминал Кожедуб полвека спустя. — «Очередь была длинной, с большой, в километр, дистанции, с яркими, в отличие от наших и немецких трассирующими снарядами. Из-за большого расстояния было видно, как конец очереди загибается вниз. Я перевернулся и быстро сблизившись, атаковал крайнего американца (по количеству истребителей в эскорте я уже понял кто это) — в фюзеляже у него что-то взорвалось, он сильно запарил и пошёл со снижением в сторону наших войск. Полупетлёй выполнив боевой разворот, с перевёрнутого положения, я атаковал следующего. Мои снаряды легли очень удачно — самолёт взорвался в воздухе…»

3.На записи ФКП самолёта Кожедуба один из сбитых Р-51D.

На записи ФКП самолёта Кожедуба один из сбитых Р-51D.

И этот бой был не единственным между советскими и американскими лётчиками в годы Второй Мировой войны… Для атаки на позиции Советской Армии четыре десятка тяжелых американских истребителя «Лайтнинг» выбрали символическую дату — 7 ноября 1944 года. В результате штурмовки штаба 6 гвардейского стрелкового корпуса и аэродрома 866-го истребительного авиаполка у города Ниш погибли командир корпуса Герой Советского Союза Григорий Котов и еще 30 человек. Кроме того, были уничтожены два наших самолета и сожжено полтора десятка автомобилей. Лишь когда взлетевшие советские истребители в свою очередь сбили нескольких стервятников, остальные обратились в бегство. Впоследствии свидетель этого боя, летчик Борис Смирнов писал в своих мемуарах, что на карте, найденной в обломках одного из сбитых «Лайтнингов», Ниш был обозначен как воздушная цель. После чего официальной американской версии о потере курса уже мало кто верил.

После войны Гвардии майор И.Н.Кожедуб продолжил службу в 176-м ГвИАП.

4.Покрышкин Жуков и Кожедуб. Три Трижды Героя.

Покрышкин, Жуков и Кожедуб. Три Трижды Героя.

В конце 1945 года в монинской электричке он встретил 10-классницу Веронику, которая вскоре стала его женой, верным и терпеливым спутником всей жизни, главным «адъютантом и помощником».

5.И.Н.Кожедуб с женой Вероникой.

И.Н.Кожедуб с женой Вероникой.

В 1949 году Иван Никитович заканчивает Военно-Воздушную академию, получает назначение на должность комдива под Баку, но В.И.Сталин оставляет его под Москвой, в Кубинке, заместителем, а затем и командиром 324-й истребительно авиационной дивизии. В числе первых эта дивизия была вооружена новыми реактивными самолётами МиГ-15 и в конце 1950 года направлена на Дальний Восток. Там прославленному советскому лётчику довелось принять участие в ещё одной войне.

С марта 1951 по февраль 1952 года, отражая налёты на Северную Корею, 324-я истребительная авиационная дивизия под командованием И.Н.Кожедуба одержала 215 побед, сбила 12 «сверхкрепостей», потеряв 52 самолёта и 10 лётчиков. Это была одна из ярчайших страниц боевого применения реактивной авиации в истории советских ВВС. Строгий приказ командования запретил комдиву вступать в бой лично и никаких официальных побед он в этот период не одержал. Хотя, по воспоминаниям некоторых пилотов, участников тех давних событий, несколько раз (разумеется неофициально), Иван Кожедуб всё же поднимался в воздух…

В 1952 году 324-я ИАД была передана в систему ПВО и переведена под Калугу. С энтузиазмом взялся Иван Никитович за новое для себя мирное дело обустройства личного состава дивизии. За короткий срок были получены и смонтированы 150 домиков для жилья, оборудованы и расширены аэродром, военный городок. Неустроенным оставался лишь быт самого командира, ставшего летом 1953 года генерал-майором. Его семья, с малолетними сыном и дочерью, ютилась то во времянке на аэродроме, то вместе с десятком других семей в «караван — сарае» — старой даче.

Через год он был направлен на учёбу в академию Генерального штаба. Часть курса прошёл экстерном, так как по служебным обстоятельствам задержался с началом занятий.

6.АННОТАЦИЯ

Трижды Герой Советского Союза Иван Кожедуб (в центре), ветераны авиации Николай Анощенко (слева) и Борис Россинский во время XVI Всесоюзных состязаний летающих моделей.

После окончания академии Кожедуб назначается Первым заместителем начальника Управления по боевой подготовке ВВС страны, с мая 1958 по 1964 год он был Первым заместителем командующего ВВС Ленинградского, а затем Московского военных округов.
Части, которыми руководил Кожедуб, всегда отличались низким уровнем аварийности и сам он как лётчик не имел аварий, хотя «нештатные ситуации», конечно, случались. Так, в 1966 году, во время полёта на малой высоте, его МиГ-21 столкнулся со стаей грачей, одна из птиц попала в воздухозаборник и повредила двигатель. Для посадки машины потребовалось всё его лётное мастерство.

До 1970 года Иван Никитович регулярно летал на истребителях, освоил десятки типов самолётов и вертолётов. Последние полёты он совершил на МиГ-23. С лётной работы ушёл сам и сразу…

Безупречный воздушный боец, лётчик и командир, офицер, беззаветно преданный своему делу, Кожедуб не обладал «вельможными» качествами, не умел и не считал нужным, льстить, интриговать, лелеять нужные связи, замечать смешную, а порой и злобную ревность к своей славе.

7.Ген.-п-к авиации, трижды Герой СССР Иван Никитович Кожедуб. 1980 г.

Генерал-полковник авиации, трижды Герой Советского Союза И.Н.Кожедуб. 1980 г.

В 1978 году он переведён в группу Генеральных инспекторов Министерства обороны СССР.
В 1985 году ему присвоено звание Маршала авиации.

8.Маршал авиации, трижды Герой Советского Союза И.Н.Кожедуб. 1985 г.

Маршал авиации, трижды Герой Советского Союза И.Н.Кожедуб. 1985 г.

Маршал авиации, Депутат Верховного Совета СССР, II — V созывов. Член Президиума ЦК ДОСААФ. Автор книг — «Служу Родине», «Праздник победы», «Верность Отчизне».

Всё это время Кожедуб безропотно вёл огромную общественную работу. Депутат Верховного Совета СССР, председатель или президент десятков различных обществ, комитетов и федераций, он был прост и честен как с первым лицом государства, так и с провинциальным правдоискателем. А каких сил стоили сотни встреч и поездок, тысячи выступлений, интервью, автографов…

Последние годы жизни Иван Никитович тяжело болел: сказывались напряжение военных лет и нелёгкая служба в мирные годы. Он умер у себя на даче от сердечного приступа 8 августа 1991 года, не дожив двух недель до развала великого государства, частью славы которого был он сам.

9.И.Н.Кожедуб у своего Ла-7 в Монинском музее ВВС.

Маршал авиации И.Н.Кожедуб у своего Ла-7 в Монинском музее ВВС.

Награды:
-трижды Герой Советского Союза (04.02.1944 г.; 19.08.1944 г.; 18.08.1945 г.);
-кавалер двух орденов Ленина (04.02.1944 г.; 21.02.1978 г.);
-кавалер семи орденов Красного Знамени (22.07.1943 г., № 52212; 30.09.1943 г., № 4567; 29.03.1945 г., № 4108; 29.06.1945 г., № 756; 02.06.1951 г., № 122; 22.02.1968 г., № 23; 26.06.1970 г., № 537483);
-кавалер ордена Александра Невского (31.07.1945 г., № 37500;)
-кавалер ордена Отечественной войны I степени (06.04.1985 г.);
-кавалер двух орденов Красной Звезды (04.06.1955 г.; 26.10.1955 г.);
-кавалер ордена «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» II степени (22.02.1990 г.);
-кавалер ордена «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» III степени (30.04.1975 г.).

Иностранные:
-кавалер ордена Красного Знамени (Монголия);
-кавалер ордена Заслуг перед Отечеством (ГДР);
-кавалер ордена Возрождения Польши;
-кавалер ордена Государственного флага (КНДР).

Звания:
Почётный гражданин городов: Бельцы, Чугуев, Калуга, Купянск, Сумы, Звенигород и других.

Память:
-Бронзовый бюст Кожедуба установлен на родине в селе Ображиевка.
-Его Ла-7 (бортовой № 27) экспонируется в музее ВВС в Монино.
-Именем Ивана Кожедуба назван парк в городе Сумы (Украина) возле входа установлен памятник лётчику, а также улица на Юго-Востоке Москвы (улица Маршала Кожедуба). Также в его честь названы улицы в городах Усть-Каменогорск в Казахстане и Салават (Российская Федерация).
-Имя Трижды Героя Советского Союза Ивана Никитича Кожедуба носит Харьковский университет Воздушных Сил (бывш. ХВУ, ХИЛ), а также Шосткинский химико-технологический колледж.
-8 мая 2010 года памятник Кожедубу открыт в парке Вечной Славы в Киеве.
-8 июня 2010 года в городе Шостка в ознаменование 90-летия Кожедуба был установлен бюст возле музея Ивана Кожедуба.
-12 ноября 2010 года памятник Кожедубу был установлен в Харькове, на территории Харьковского университета Воздушных Сил.
-О Кожедубе снят документальный фильм «Тайны века. Две войны Ивана Кожедуба».
-В 2010 году Украина праздновала на государственном уровне 90-летие со дня рождения героя. Тогда же была выпущена памятная монета, посвященная Ивану Кожедубу.
-Именем Ивана Кожедуба назван скорый поезд №118/117 сообщением Сумы — Москва.

.

.

Список источников:
Cайт «Герои Страны». Кожедуб Иван Никитович.
М.Ю.Быков. Советские асы 1941-1945. Победы сталинских соколов.