Логинов Петр Ермолаевич (1908-1944).
Летчик-испытатель, майор.
Родился 13 (26) июля 1908 года (при призыве в армию приписал себя один год) в Санкт-Петербурге в семье «чернорабочего пенсионера» (на самом деле происхождение являлось не рабочим, а аристократическим).
В 1916 году пошел учиться в начальную школу. Сразу после революции семья выехала в Сибирь, где проживала в разных губерниях вплоть до смерти отца, Ермолая Ивановича. Сразу после этого, в 1922 году переехал в Саратов на учебу, куда впоследствии перевез всю семью. В тот же год вступил в ВЛКСМ, откуда был вскоре исключен «за индивидуализм».
С 1923 года работал токарем по металлу в мастерских Автопромторга.
В 1925 году окончил школу повышенного типа.
В Красной Армии с июля 1926 года.
29 сентября 1927 года совершил первый самостоятельный полет на самолете У-1.
В 1927 году окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС.
В 1929 году окончил Борисоглебскую ВАШЛ, где оставался на должности инструктора до середины 1929 года.
Служил в строевых частях ВВС (истребительная авиация).
6 августа 1929 года назначен на должность младшего летчика 15-й авиационной им. ЦИК СССР эскадрильи.
25 марта 1930 года назначен на должность старшего летчика.
28 ноября 1930 года назначен на должность командира звена.
В начале января 1931 года назначен на должность командира 2-го авиаотряда.
На протяжении всего этого периода неоднократно и разнообразно поощрялся командованием за «высокую боеготовность», «хорошую технику пилотирования», «высокую технику полета», «отличные показатели в стрельбе по воздушным целям», «высокие результаты стрельбы по щитам, конусам и бомбометанию в одиночку и звеном», «высокие летно-боевые качества и умелое руководство», «отличные ночные посадки и результаты в технике пилотирования», «ударную работу, обеспечивающую безаварийность эскадрильи», «создание в авиабригаде класса техники пилотирования и аварийности» и т.д.
Все это привело к тому, что в 1932 году был назначен представлять авиаэскадрилью на майском Московском авиационном параде. С этого момента участвовал во всех авиапарадах. После прибытия в часть назначен на должность командира 1-го авиаотряда и вступает в ВКП(б). В конце следующего года переведен в 24 авиаэскадрилью на должность командира и представлен «по выслуге и способностям» к выдвижению в средний и старший командный состав.
На показе новейшей авиационной техники в начале 1936 года продемонстрировал такой класс владения новейшей техникой, что по запросу ГУАП НКТП был демобилизован и передан в распоряжение последнего в качестве летчика-испытателя завода № 1 НКАП (г. Москва).
С 1936-го по 1940 год — лётчик-испытатель авиазавода № 1 (г. Москва). Испытывал серийные Р-5ССС, Р-Z, И-15бис, ДИ-6, И-153, МиГ-1.
30.06.1937 г. поднимает в высотном буксировочном полете планер «Г-9» с летчиком-испытателем В.П.Федоровым на высоту 12105 метров, в 1938 году занимается серией испытательных полетов с высотными герметичными кабинами.
25.01.1940 г. впервые в стране выполнил полёт на самолёте с включением ПВРД (И-15бис с двумя ДМ-2). Провёл испытания штурмовика «Ш» конструкции С.А.Кочеригина (1938 г.), И-153ТК (1939 г.), И-15бис с ПВРД (1940 г.), И-153 с ПВРД (1940 г.).
27 октября 1940 года летчик П.Е.Логинов на И-153 с ПВРД ДМ-4 на высоте 2000 метров развил скорость 439 километров в час, нарастив ее за счет ускорителей на 51 км/час.
С 1940 года — лётчик-испытатель ОКБ Н.Н.Поликарпова. Выполнил первый полёт и провёл испытания И-185 с мотором М-81 (11.01.1941 г.). В ходе испытаний случалось всякое — заклинивания мотора, перекашивания управления, заливание выброшенным под давлением маслом лица и глаз, но Логинов совершал успешные посадки и спасал опытные машины. Но однажды при вынужденной посадке самолет перевернулся и летчик более четырех часов подряд провисел в кабине вверх ногами, пока самолет откопали.
В августе 1941 года (в ЛИИ) участвовал в проведении испытаний ЛаГГ-3 на штопор.
С эвакуацией авиазавода № 51 в Новосибирск работы еще оказывается больше, но он рвется на фронт… Единственная надежда на повтор своей выходки почти десятилетней давности оказывается верным решением — и выполнив посадку в притирку к трибуне после впечатляющего пилотажа на очередной экспериментальной машине он выскакивает на крыло перед Сталиным, сразу пообещавшим выполнить любую просьбу лихого пилота. Но после слов Шахурина, наркома авиапрома «испытывать и так почти некому, обратно с фронта отзывают для этого лучших из лучших…» Верховный Главнокомандующий, оказавшись в затруднении, решает вопрос максимально просто: испытал машину на заводе — сам будешь вести и фронтовые испытания, заодно и строевых пилотов подготовишь.
Первым таким самолетом оказывается самый передовой истребитель того времени — И-185. Под руководством Логинова готовится состав строевой части, осенью 1942 года организовывается знаменитый «террор в воздухе» на Калининском фронте.
С 1943 года — лётчик-испытатель авиазавода № 381 (г. Москва), испытывал серийные Ла-5ФН.
С 1944 года вновь в армии. Участник Великой Отечественной войны: в 1944 году проходил боевую стажировку в должности лётчика 19-го истребительного авиационного полка (1-й Белорусский фронт).
19 июля 1944 года не вернулся с боевого задания (погиб в воздушном бою) в районе посёлка Штунь ныне Любомльского района Волынской области (УССР).
«19.7.44 года, 12.40 — 13.55, пара — майор Логинов и старший лейтенант Петров, вылетали на свободную охоту в район Любомль… В районе цели задержались и в 13.35 на H=700 метров, южнее 10 километров Любомль — П.Штунь были атакованы сзади под ракурсом 3/4 6-ю ФВ-190… После выхода из боевого разворота Петров оказался на 500-600 метров выше противника и нижнего слоя облачности, Логинова не заметил, но делая вираж с набором высоты видел два горящих самолета (правая плоскость), которые скользили влево… Старший лейтенант Петров парашютистов из горящих самолетов после переворота не наблюдал, так как сам был скован оставшимися 4-мя истребителями противника… Предположительно, ведущий, майор Логинов, пошел в атаку, прикрывая ведомого, и был сбит истребителями противника…
Помощник командира 19-го ИАПКП капитан Титоренко.»
Жил в Москве. Мемориальный знак установлен в Москве, на Ваганьковском кладбище.
Награждён орденом Красного Знамени.
.
.
Список источников:
И.И.Родионов. Хронология авиации.
Сайт Борисоглебского ВВАУЛ им. В.П.Чкалова (http://www.bvvaul.ru).