Уляхин Евгений Георгиевич (1908-1941).

Летчик-испытатель, капитан.

Родился в 1908 году в Москве.
В Красной Армии с 1929 года.
С 1930-х годов на летно-испытательной работе на авиазаводе № 1 (81), затем — на авиазаводе № 51. Шеф-пилот ОКБ Н.Н.Поликарпова. Поднял в небо и провёл испытания истребителей И-180-2 с двигателем М-87А (19.04.1939 г.), И-180-3 с двигателем М-88Р (10.02.1940 г.), И-185 с двигателем М-90 (09.1940 г.), ТИС (1941 г.). Проводил испытания И-153 «Чайка», И-185 с двигателем М-71, И-190.

В 1940 году провел испытания синхронных пушек ШВАК на истребителе И-153П. В 21-м полете добились попадания снаряда пушки ШВАК в лопасть винта. Но винт не разлетелся. Мотор забарахлил, однако Уляхин благополучно вернулся на землю. В лопасти винта оказалась пробоина в диаметр 20-миллиметрового снаряда. Этим была доказана безопасность применения синхронных пушек.

20 февраля 1940 года, после первой уборки шасси в воздухе на И-180-3 не выпустилась до конца правая стойка. Уляхин принял решение садиться на левую лыжу с креном. Уже на пробеге правая стойка встала на замки и полет завершился благополучно. Происшествие стало очередным поводом для критики самолета и прежде всего, схемы шасси.

1940 год — летчик-испытатель 3 класса.

11 января 1941 года (по др.данным это было в сентябре 1940 года) был назначен первый вылет самолета И-185. Подготовка самолета затянулась до вечера. Ввиду позднего времени, плохой видимости и начинающейся метели, Уляхину было приказано начальником Летно-технической группы НКАП М.М.Громовым прорулить и вернуться назад, не совершая полета. Уляхин вырулил на старт и взлетел (энерговооруженность истребителя была непривычно высокой). Совершив очень небольшой круг, самолет пошел на посадку. При посадке, из-за плохой видимости земли, летчик едва избежал поломки самолета, сделав два больших прыжка, со сваливанием на крыло.

Приказом наркома Е.Г.Уляхина за нарушение трудовой дисциплины был на 2 месяца отстранен от испытаний самолета И-185, а на дальнейшие испытания самолета И-185 был назначен летчик-испытатель завода № 51 П.Е.Логинов.
13 февраля 1941 года потерпел аварию на И-190, после чего работы по истребителю были прекращены. Действия летчика были признаны правильными.

Участник Великой Отечественной войны. Воевал в составе 401-го ИАП ОН.

Погиб в боевом вылете в начале июля 1941 года на МиГ-3. Воздушный бой проходил вблизи деревни Зубово (южнее Орши).

.

.
Список источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР (1938-1950).
И.И.Родионов. Хронология авиации.
Ю.Гугля. И-180, И-185 — последние истребители Поликарпова.