Зарождение планеризма в Российской Империи.

«Если человек не мог до сих пор летать по воздуху при помощи крыльев, за неимением достаточной силы, то почему бы ему не подражать орлу, умеющему летать без затраты собственной силы?«

Николай Андреевич Арендт.

.
Первым исследователем проблем планерного полета в России был симферопольский врач Николай Андреевич Арендт (1833-1893 гг.). В статье «К вопросу о воздухоплавании», опубликованной в 1874 году в журнале «Знание», он писал: «Если человек не мог до сих пор летать по воздуху при помощи крыльев за неимением достаточной силы, то почему же ему не подражать орлу, умеющему летать без затраты собственной силы?»
Н.А.Арендт проводил опыты с замороженными птицами с раскрытыми крыльями, запуская их с помощью самострела и воздушного змея. Кроме этого им проводились опыты с небольшими бумажными моделями — «летучками», по которым он изучал динамику планирующего полета.
Результаты своих опытов Н.А.Арендт изложил в своей книге «О воздухоплавании, основанном на принципах парения птиц.», которая была издана в 1888 году в Симферополе за год до выхода книги О.Лилиенталя «Полет птиц, как основа искусства летания.»

1.Николай Андреевич Арендт

Николай Андреевич Арендт.

Н.А.Арендт так описывал планер, который называл «летательным снарядом»: «Крылья и корпус снаряда должны составлять одно целое. Крылья должны быть неподвижными в том смысле, как неподвижны они у парящих птиц. Крылья должны быть сделаны сводом, поверхность — совершенно гладкая». Таким образом Николая Андреевича Арендта с полным основанием можно назвать провозвестником отечественного планеризма.

Знаменитый русский ученый Николай Егорович Жуковский в свою очередь внес свой выдающийся вклад в теорию планеризма. В 1891 году он после проведенных исследований ввел новый раздел механики — динамика полета, о чем писал в своей работе «О парении птиц.» После посещения в 1895 году Германии, куда Н.Е.Жуковский ездил по приглашению немецкого инженера Отто Лилиенталя, Жуковским были написаны статьи «Летательный аппарат О.Лилиенталя.», «О гибели Отто Лилиенталя.», в которых он описал созданные Лилиенталем планера, в том чиле и купленный им у Лилиенталя планер. Изложил свои впечатления о наблюдаемых им полетах О.Лилиенталя в окрестностях Берлина, его гибели после одного из полетов.

Кроме теоретических исследований, Н.Е.Жуковский активно пропагандировал развитие летного дела в Российской Империи, способствовал возникновению студенческих воздухоплавательных кружков, поддерживал энтузиастов-исследователей, принимал меры к организации научно-исследовательских авиационных центров.

Николай Егорович Жуковский.

В России в 90-х годах XIX века исследованиями на летающих моделях занимались русские исследователи В.В.Котов и С.С.Неждановский.

Первые сведения о постройке планеров в России относятся к 1904 году. В Киеве предпринимал попытки к постройке планеров учащийся реального училища Георгий Адлер, в Крыму — курсант Морского корпуса Константин Арцеулов, в Тифлисе — гимназист Алексей Шиуков. Однако тогда попытки этих энтузиастов не имели успеха.

Только осенью 1907 года, после нескольких неудачных попыток Г.Адлер произвел двадцатисекундный полет на привязном варианте планера.

Военный летчик Георгий Адлер. Снимок 1915 г.

Попытки К.Арцеулова увенчались успехом только в 1908 году на третьем планере А-3. Этот аппарат имел размах крыла — 5 м с площадью несущей поверхности 9 м2. К.Арцеулову удалось выполнить четыре кратковременных подлета с горы Куш-Кая в окрестности г. Феодосии. В пятом подлете планер при аварии был разрушен и не восстанавливался.

Военный летчик Константин Арцеулов. Снимок 1915 г.

Гимназист Алексей Шиуков добился успеха 5 мая 1908 года, этот полет впервые в Российской Империи был отмечен прессой. Планер Шиукова был балансирным бипланом с размахом крыла — 6,5 м и площадью несущей поверхности — 18,75 м2. Летал А.Шиуков в Тифлисе на склоне Махатской горы. Летом 1908 года он совершил 14 полетов на высотах 4-5 метров с дальностью от 30 до 45 метров.

Военный летчик А.В.Шиуков в годы Первой Мировой войны.

Полеты Адлера в привязнов варианте в 1907 году, подлеты Арцеулова и свободные планирования Шиукова в 1908 году по сути были первыми полетами на планерах в России. Они были выполнены за 2-3 года до полета первого русского самолета князя А.С.Кудашева.

В конце 1908-го — начале 1909 года Н.Е.Жуковский, на волне огромного интереса российского общества к вопросам летания, читал лекции по авиации. После одной из таких лекций, в Москве был создан Воздухоплавательный кружок в Императорском Техническом Училище (ИТУ). Этот кружок сыграл огромную роль в подготовке авиационных кадров в России. Многие из кружковцев посвятили себя в дальнейшем научной и изобретательской деятельности. Так конструкторская деятельность А.Н.Туполева, по воспоминаниям В.П.Ветчинкина (ученик Н.Е.Жуковского), началась с постройки балансирного планера в Воздухоплавательном кружке ИТУ и полета на нем.

Полет студента ИТУ А.Н.Туполева на своем первом планере. Зима 1909 г.

Макет балансирного планера Туполева в музее ВВС Монино.

Макет балансирного планера Туполева в музее Н.Е.Жуковского.

Макет планера Туполева в музее ВВС Монино.

Макет балансирного планера Туполева в музее Н.Е.Жуковского.

Члены воздухоплавательного кружка ИТУ. Справа от Жуковского сидят — Россинский Борис Илиодорович (жил в одном переулке с Жуковским), Стечкин Борис Сергеевич (чуть впереди, родственник Жуковского), Туполев Андрей Николаевич, за Жуковским стоит Юрьев Борис Николаевич.

Затем Туполев руководил постройкой аэродинамических труб кружка. «Надо отметить, что постройка планеров в те годы было делом далеко не простым — всё приходилось делать самим, своими руками и до всего доходить своим умом. Никаких экспериментальных данных о крыльях в то время не было, не существовало и никаких норм прочности.» (Из воспоминаний Б.Н.Юрьева).

Аэродинамическая лаборатория ИТУ.

Аэродинамическая труба, построенная под руководством А.Н.Туполевым в 1910 г.

Аэродинамическая труба, построенная под руководством А.Н.Туполевым в 1910 г.

Следующий планер кружковцев ИТУ был построен, Б.И.Россинским и его товарищем по ИТУ Ляминым, в 1909 году. По указанию Н.Е.Жуковского этот аппарат строился по типу полубалансирного планера. Вот как описывал эту конструкцию Г.П.Адлер в своей диссертации «Развитие русских авиационных конструкций до начала первой мировой войны.» : «На этом планере только поперечное равновесие поддерживалось перемещением центра тяжести летчика, продольное же равновесие и путевое, управлялось при помощи рычага с небольшим штурвальчиком, управлявшим крестообразным хвостовым оперением… Планер был бамбуковый… Соединения в узлах в основном сделаны по Ферберу, конструктивные узлы которого использовались во всех бамбуковых конструкциях того времени».

Россинский Борис Илиодорович.

Планер Россинского и Лямина строился в Тарасовке, в 18 км от Москвы на даче отца Лямина — владельца московской мануфактурной фирмы, которая поставляла полотно для обтяжки планера. Взлет планера был решен оригинальным способом — с ледяной горки на санях. Первый взлет был выполнен в рождественские каникулы. При достижении достаточной скорости планер, под управлением Россинского, отделился от саней и спланировал вдоль склона. В декабре 1909 года Россинскому удалось перелететь реку Клязьму, поднявшись на высоту 12-15 метров над рекой, он пролетел 40 метров.

Планер «Россинский-Лямин». Зима 1909 г.

Планер «Россинский-Лямин». Зима 1909 г.

Взлет планера «Россинский-Лямин». Рисунок.

Взлет одного из балансирных планеров Воздухоплавательного кружка ИТУ.

В 1908 году в Санкт-Петербурге были организованны Воздухоплавательные студенческие кружки:
-28 февраля при Петербургском технологическом институте, под председательством профессора П.С.Селезнева;
-9 апреля при Петербургском институте инженеров путей сообщения, один из руководителей — инженер Н.А.Рынин;
-в конце 1908 года создан планерный кружок при Санкт-Петербургском университете, организатор — Владимир Валерианович Татаринов.

2 мая 1908 года В.В.Татаринов получил патент на планер-биплан, на котором совершил ряд удачных полетов на острове Голодай в Петербурге. Им же был сконструирован планер-триплан.
В 1909 году члены университетского кружка начали полеты на планере шанютовского типа, но полеты были прерашены полицией до разрешения градоначальника. Разрешение было получено лишь после долгих хлопот, но только на университетском дворе и «без зрителей».

В 1909 году около Сестрорецка летали на планере на буксире за автомобилем, известный впоследствии авиаконструктор А.А.Пороховщиков и будующий авиапромышленник, один из первых русских летчиков В.А.Лебедев.

В 1908-1910 годах в городке Гапсале (Эстония), куда съезжались на летние дачи петербуржцы, поднимались на планерах гимназист из Петербурга Г.Д.Векшин и его друзья И.Фельдгун и Е.Локтаев. («Вестник воздухоплавания», 1910 г. № 15). Первый планер Векшина имел площадь крыла — 15 м2. Полеты совершались на буксире. На втором планере Векшина был установлен передний руль высоты. На третьем планере площадь несущей поверхности была доведена до 24 м2,боковые переборки были убраны и введены все органы управления. («Аэро- и автомобильная жизнь», 1910 г., № 18, 1911 г., № 17.). Летом 1910 года Векшин продержался в воздухе 4 мин. 36 сек. Он летал на высоте 28-30 м над точкой взлета.

Газетная заметка о полетах Г.А.Векшина.

В 1908 году в Санкт-Петербурге был открыт Всероссийский аэроклуб. 16 января состоялось собрание учредителей аэроклуба, а в декабре 1909 года Императорский Всероссийский аэроклуб (ИВАК) вступил в международную аэронавтическую федерацию (ФАИ) и получил право регистрировать мировые авиационные и воздухоплавательные рекорды совершенные на территории Российской Империи, а также выдавать дипломы пилотам, действительные во всех странах. В 1910 году были изданы первые правила для летающих.

Ещё одним центром развития планеризма в России стал Киев. В ноябре 1908 года Воздухоплавательная секция Киевского Политехнического Института (КПИ) была реорганизованна в Воздухоплавательный кружок под руководством, ученика Н.Е.Жуковского, профессора механики Николая Борисовича Делоне (1856-1931 гг.). Зимой 1909 года кружковцами КПИ были построены планера для полетов на буксире. Балансирный планер А.А.Серебренникова по схеме Шанюта и планер Г.П.Адлера с рычажным управлением: элероны и руль высоты — ручка, руль направления — педали.

Планер Шанюта.

Планер Шанюта.

Планер Г.П.Адлера с рычажным управлением.

Весной 1909 года Б.Н.Делоне с сыновьями и преподавателями КПИ И.М.Ганицким и Э.К.Гарфом построил бамбуковый, балансирный планер по схеме Шанюта, конструкцию которого Делоне подробно описал в брошюре «Устройство дешевого и легкого планера и способы летания на нем.» изданной в Киеве в 1910 году.

 

Николай Борисович Делоне.

Воздухоплавательный кружок КПИ сыграл значительную роль в русском планеростроении. Он дал два типа планеров — Делоне и Адлера, которым в последующем следовали многие русские планеристы в период 1910-1914 годов.

Еще один воздухоплавательный кружок появился в ноябре 1909 года в Харькове. Это был студенческий кружок «Аэросекция» при Харьковском технологическом институте. Его создал профессор Г.Ф.Проскура, который организовал авиационную кафедру, а впоследствии руководил Харьковским авиационным институтом — знаменитым ХАИ.

А между тем, в Тифлисе, А.В.Шиуков весной 1909 года построил более совершенный планер биплан. Крылья для устойчивости было V-образной формы с элеронами, хвостовое оперение с рулем высоты и двумя килями. Руля направления не было. Управление рулем высоты и элеронами было завязано на одной ручке управления. После взлета пилот усаживался на висячее сидение. Полеты на этом планере совершались в период апрель-май 1909 года.
В 1910 году А.В.Шиуков построил оригинальный планер, моноплан по схеме «утка» — «Канар», с отогнутыми вверх консолями крыла. Планер обладал хорошей устойчивостью и Шиуков совершал на нем управляемые полеты. На планере «Канар» Шиуков пролетел с холма высотой 75 м на расстояние более 200 м. В дальнейшем планер «Канар» был переделан в самолет.

Кроме Шиукова в Закавказье строил свои планера служащий почтово-телеграфной конторы Тифлиса Тереверко Георгий Семенович. В 1907 году Тереверко приступил к постройке, а в 1908 году закончил свой первый планер. Это был полубалансирный планер типа биплан с размахом крыла — 6 м и площадью крыла — 19 м2. Весил планер — 28 кг. По внешнему виду он напоминал планер Шанюта, но отличался наличием рулей. В хвостовой части планер имел горизонтальный стабилизатор с рулем высоты и киль с рулем направления. Рули приводились в действие пилотом при помощи одного рычага, расположенного с правой стороны от пилота. Тереверко совершал полеты в местечке Сабуртало, недалеко от Тифлиса. Во время 30-го полета ему удалось продержаться в воздухе 1 мин. 33 сек. В конце 1908 года газеты писали о полете Тереверко с пассажиром — мальчишкой из Сабуртало.
В 1910 году Г.С.Тереверко пострил самолет, но не имея средств не смог приобрести для него мотор. Для отработки новой системы управления, примененной им на самолете, конструктор построил планер, на котором выполнил около 50-ти полетов. Это был планер-биплан с размахом крыльев — 8 м, площадью несущей поверхности — 12 м2 и весом около 65 кг.
19 февраля 1911 года в необычно ветренную погоду у людей из стартовой команды, бежавших с левой стороны, вырвало буксирную веревку, планер сильно накренился и рухнул на склон. На следующий день Георгий Семенович Тереверко от полученных травм скончался, став первой жертвой русского планеризма.

Тереверко Георгий Семенович.

Помимо Шиукова и Тереверко на Кавказе строили планеры В.С.Кебурия, В.Н.Клюй, И.Плат, С.Ахметелашвили, Л.Саларидзе, А.Павлов. Благодаря их энтузиазму Тифлис стал одним из центров планеризма дореволюционной России. В декабре 1909 года был учрежден Кавказский воздухоплавательный кружок.

В 1910 году помимо центров планеризма в Москве, Санкт-Петербурге, Киеве и Тифлисе началось развитие планеризма в других городах: Нижнем Новгороде, Смоленске, Самаре, Тамбове, харькове, Сумах, Иркутске, Томске, Чите. Кроме этого строили планера в Вильнюсе — Швилев и Лавров, во Владивостоке — студент Ф.Городецкий, в Верхнеудинске — физик И.Мельников. В Екатеринославле в 1910 году построил планер кружок воздухоплавания при Горном училище, на средства профессора Н.М.Лентовского. В Феодосии, по схеме Делоне, построил планер и летал на нем преподаватель математики Феодосийского реального училища С.Червинский.

В этот же период планерный спорт стал развиваться в сельской местности. В селе Покровском Екатеринославской губернии студенты Д.Смирнов, Н.Григорович, Д.Хицунов и М.Михальченко летали на балансирном планере типа Делоне с коробчатым хвостовым стабилизатором. В селе Павловское Нижегородской губернии планеризмом занимался Еремин, а в деревне Балганак близь Керчи — сын сельского учителя А.Добров.

Большинство из построенных планеров можно подразделить на три группы:
-балансирные планеры типа Делоне;
-полубалансирные планеры типа Россинского-Лямина;
-планеры с управлением по трем осям типа Адлера.

Планеры по схеме Делоне или с незначительными отступлениями от нее, начали строить во многих регионах Российской Империи. Постройкой занимались студенты Петербургского университета, Г.В.Алехнович в Смоленске, группа студентов В Чите, учащиеся средних учебных заведений в Иркутске, ученики реального училища Феодосии и многие другие. Самое последнее сообщение о полетах на чисто балансирном планере схемы Делоне относится с полетам москвича Мейера (журнал «К спорту» № 36 за 1912 г.)

Полубалансирные планеры по схеме Россинского-Лямина в 1910 году начали строить во многих местах. Такие планеры строили Тереверко в Тифлисе, Демин в Санкт-Петербурге, Венцелли в Москве и Фальц-Фейн в Сумах.

Схема буксирного планера, с управлением по трем осям, имела большой успех среди русских планеристов. Фальц-Фейн в Сумах, начавший с полубалансирного планера, в дальнейшем, получив чертежи из воздухоплавательного кружка КПИ, строил планеры по схеме Адлера. По этой же схеме строили планеры Касяненко в Черкасах, Новицкий в Дарнице, студент Громадский и другие студенты в Томске («Вестник воздухоплавания.» №№ 5; 9 за 1911 г.).

В планеризме наметилось три направления:
-научно-исследовательское и опытно-конструкторское;
-первоначальной летной подготовки;
-спортивное.

Примером первого направления можно назвать московского и киевского центров планеризма возглавляемых в Москве — Н.Е.Жуковским в Киеве — учеником Жуковского Н.Б.Делоне. Под их руководством и влиянием проводились научно-исследовательские работы, совершенствовались аэродинамические формы, системы управления и развивались конструкции планеров.

Планеристы второго направления строили планеры и летали на них, но мечтали о самолетах. Планеры для обучения были копиями, либо незначительными модификациями планера схемы Шанюта. Среди представителей этого направления можно назвать русских летчиков М.Н.Ефимова, Г.В.Алехновича, П.Н.Нестерова, В.А.Лебедева и других.

П.Н.Нестеров рядом со своим планером в Нижнем Новгороде. 1911 год.

Один из взлетов Нестерова на своем планере.

В спортивном планеризме стало проявляться соревновательное начало, стремление показать лучший результат. В мае 1910 года в Тифлисе была попытка провести соревнования между местными спортсменами: Шиуковым, Тереверко, Бобылевым. Но планеристам не повезло, разыгравшаяся буря повредила два планера и состязания не состоялись.
Постепенно приобретали права гражданства в планеризме и рекордные достижения, с течением времени их стали регистрировать. Так, результат Векшина в 1910 году по продолжительности полета — 4 мин. 36 сек. был отмечен в печати как мировое рекордное достижение (лишь через год Орвил Райт показал результат 9 мин. 45 сек.).

Не менее значительных результатов достиг в те годы другой русский планерист С.П.Добровольский. Имея средства и опыт полетов на аэроплане он смог построить несколько планеров. О наиболее удачном его планере Г.П.Адлер писал в своей диссертации: «В 1911 г. планеры, имеющие все органы управления, начали строиться уже с учетом конструктивной схемы наиболее популярных аэропланов. Так в селе Аголмоны Таврической губернии С.П.Добровольский построил биплан по схеме Фармана с передним рулем высоты. Перед стабилизатором — вертикальный киль, верхнее крыло больше нижнего. Планер бамбуковый, несущая поверхность — 25 м2, размах — 8 м.» («Аэро- и автомобильная жизнь.», № 20 за 1911 г.).

Схема планера С.П.Добровольского.

Участники постройки планера Добровольского.

Добровольский взлетал, буксируемый лошадью (позже гоночным автомобилем), быстро набирал высоту и переходил на парение. В 1912 году Добровольскому удалось совершить полет продолжительностью около 5 мин. Это было высшее достижение планеризма в Российской Империи и Европе («Аэро- и автомобильная жизнь.» № 2 за 1913 г.).

О популярности планеризма в России свидетельствовал тот факт, что планеры строили на авиазаводах, в Санкт-Петербурге — завод Щетинина, в Москве —«Дукс», в Варшаве — «Аэроофис» и др.

В дальнейшем в связи с развитием авиации и ростом самолетостроения в планеризме наблюдался некоторый спад и отток кадров. С началом Первой мировой войны планерное движение в Российской Империи практически заглохло.

.

.

Источник:
А.П.Красильщиков. Планеры СССР.
Б.И.Васнев. 100 лет первому русскому планерному полету.
Журнал «Техника-молодёжи» № 06 за 1940 г.