Штурмовик Су-25ТМ (Су-39).

Разработчик: ОКБ Сухого
Страна: Россия
Первый полет: 1995 г.0.Су-39

В середине 1950-х годов прекратили разработку бронированного реактивного штурмовика Ил-40 и сняли с вооружения его поршневых предшественников, составлявших 30% самолетного парка советских ВВС в годы Великой Отечественной войны. В эпоху всеобщего увлечения заоблачными высотами и сверхзвуковыми скоростями дозвуковой бронированный штурмовик с обычным вооружением, с точки зрения стратегов ракетно-ядерной войны, выглядел анахронизмом.

Локальные войны 1960-х годов выявили ошибочность взглядов на применение фронтовой авиации для поддержки боевых действий сухопутных войск только ядерным оружием, а также необходимость существенного повышения боевой живучести и боевой эффективности тактических самолетов в условиях интенсивного огневого противодействия ПВО противника. Частично задачу решили путем доработок и вооружения тактическими управляемыми ракетами класса «воздух-поверхность» существующего парка самолетов.

Однако кардинально решить эту проблему мог специализированный самолет-штурмовик. К созданию такой машины в 1968 году в инициативном порядке приступило ОКБ П.О.Сухого. Предшествующий опыт ОКБ по разработке истребителей-бомбардировщиков семейства Су-7Б и Су-17 позволял оценить достоинства и недостатки самолетов этого класса и четко сформировать концепцию перспективного штурмовика для эффективной авиационной поддержки сухопутных войск.

В основу концепции будущего Су-25 легло существенное повышение боевой живучести самолета, применение разнообразного вооружения, позволяющего в простых метеоусловиях эффективно поражать все виды боевой техники и живую силу противника, а также технологичность в производстве и эксплуатации с учетом использования машины летчиками средней квалификации.

Разработчики Су-25 стремились максимально использовать оружие и комплектующие, находившиеся на вооружении или разрабатывавшиеся для фронтовой авиации по другим программам. По мере создания машины конкретизировался круг задач, решаемых штурмовиком в условиях современной войны.

В середине 1970-х годов на вооружение отечественных ВВС поступили вертолетные противотанковые ракетные комплексы. Учитывая важность танков в ударной мощи сухопутных войск, ОКБ П.О.Сухого приступило к созданию на базе Су-25 авиационного противотанкового комплекса с использованием управляемого оружия.

Применение Су-25 в афганской войне не только подтвердило правильность выбранной концепции штурмовика, но и ускорило проектирование его круглосуточного варианта Су-25Т с противотанковым ракетным оружием.

Сложность пилотирования самолета в любых метеоусловиях, днем и ночью на малых высотах и при этом необходимость прямого попадания ПТУР в малоразмерные подвижные бронированные цели повлияли на выбор двухместной компоновки Су-25Т: летчик и оператор, как у боевых вертолетов, оснащенных ПТРК с радиокомандной системой наведения. За основу приняли компоновку находившейся в разработке «спарки» Су-25УБ.

В планер и самолетные системы внесли существенные изменения, отвечавшие возросшим требованиям к живучести и эксплуатационной технологичности. Такой подход к разработке Су-25Т обеспечил конструктивную преемственность с Су-25УБ 85-90%.

При выборе противотанкового оружия предпочтение отдали ПТРК «Вихрь» с дальностью пуска, учитывающей возросшие возможности ПВО сухопутных войск вероятного противника и с лазерно-лучевой системой наведения. Самолет стал одноместным, а заднюю кабину использовали для размещения нового оборудования и дополнительного запаса топлива.

Круглосуточность и автоматизация боевого применения, расширенный состав управляемого высокоточного вооружения, бортовые средства разведки, целеуказания и радиоэлектронной борьбы — именно эти направления стали приоритетными для ОКБ Сухого в наращивании боевых возможностей штурмовика.

Проектирование Су-25Т закончили в 1982 году и в следующем году ОКБ начало постройку его первого прототипа, используя незавершенный первый летный экземпляр Су-25УБ.

В июне 1984 года прототип Су-25Т (Т-8М) перевезли на летно-испытательную станцию в Жуковский, где 17 августа летчик-испытатель ОКБ А.Н.Исаков впервые поднял его в воздух. В 1985-м и 1986-м годах к испытаниям подключили второй и третий прототипы. Из-за трудностей с отработкой прицельно-пилотажного комплекса с дневной оптико-электронной прицельной системой (ОЭПС) «Шквал» и ПТРК «Вихрь» заводские испытания затянулись и их пришлось совмещать с первым этапом госиспытаний, завершившимся в конце 1990 года.

Штурмовиком Су-25Т планировали постепенно заменить в производстве Су-25 на Тбилисском авиационном производственном объединении им. Г.Димитрова, куда передали конструкторскую документацию.

Первый серийный Су-25Т облетал в июле 1990 года заводской летчик-испытатель Коростиев. До лета 1991 года в Тбилиси изготовили установочную партию модернизированных штурмовиков, большая часть которых предназначалась для продолжения испытаний.

Впервые публично самолет продемонстрировали в ноябре 1991 года на международной выставке в Дубай, под обозначением Су-25ТК (противотанковый, коммерческий). Одно время эта модификация называлась Су-34 «Strike Shield».

Для эффективной работы в условиях рыночной экономики в ноябре 1992 года в ОКБ им.П.О.Сухого организовали Научно-производственный концерн «Штурмовики Сухого» во главе с главным конструктором самолета В.П.Бабаком. В состав концерна вошли 47 предприятий, связанных с разработкой, производством и реализацией штурмовика Су-25. Производство Су-25Т и его усовершенствованных вариантов организовали на авиационном заводе в Улан-Удэ, производившем до этого Су-25УБ.

В 1993 году успешно завершились госиспытания Су-25Т, принятого на вооружение российских ВВС. В последующие годы концерн откорректировал первоначальную концепцию круглосуточного штурмовика с высокоточным оружием. Это было связано с выходом на международный рынок, где в мирное время узкоспециализированный боевой самолет, каким является Су-25Т, по карману только мощным ВВС, когда экономически оправдана эксплуатация многочисленного и разнотипного самолетного парка. При ограниченном финансировании и стабильной региональной политической обстановке предпочтение отдается модернизации имеющейся в наличии военной техники.

С учетом этих обстоятельств в 1995 году модернизировали штурмовик в вариант Су-25ТМ, расширив его функциональные возможности. Его экспортный вариант известен как Су-39.

При модификации самолет оснастили современным многофункциональным радиолокационным прицельным комплексом (РЛПК) «Копье-25» трехсантиметрового диапазона и усовершенствованной ОЭПС «Шквал-М». Расширение диапазона боевого использования Су-25ТМ позволило говорить о нем как о многофункциональном всепогодном тактическом самолете.

Используя имеющийся производственный задел по «спарке», в Улан-Удэ изготовили четыре опытных Су-25ТМ — вот когда пришлась ко двору, при нынешней экономической ситуации, высокая степень унификации самолетов. Первую из них представили в августе 1995 года на МАКС-95 в Жуковском с макетом РЛПК «Копье-25».

Четыре года спустя на второй машине состыковали ракетное вооружение и бортовую систему управления оружием, приступив к летным испытания РЛПК «Копье-25».

В августе 1997 года к нему присоединился третий прототип. К настоящему времени Су-25ТМ проходит заключительный этап госиспытаний и готовится к принятию на вооружение.

Пилот Су-25ТМ размещается в цельносварной кабине из авиационной титановой брони АБВТ-20, но общая ее масса, по сравнению с предшественником, уменьшена на 153 кг или на 25%. Одновременно практически на столько же, возросла масса пенополиуретана и быстро-набухающего наружного протектора топливных баков увеличенной емкости. Заполнение смежных с топливными баками отсеков эластичными пористыми материалами препятствует импульсному выплескиванию топлива через пробоины от снарядов и их осколков, предотвращая пожар. Зазоры между топливными баками и каналами воздухозаборников практически исключают возникновение пожара от попадания топлива на вход в двигатель. Усилены также конструкция центральной части фюзеляжа, магистрали топливной системы и тяги системы управления.

Для снижения заметности над полем боя в оптическом диапазоне самолет имеет специальную окраску, а радиопоглощающее покрытие уменьшает ЭПР при облучении РЛС.

Защита самолета, когда пилот не в состоянии обнаружить пуск ракете ТГСН, осуществляется установленной у основания киля станцией оптико-электронных помех «Сухогруз». Цезиевая лампа мощностью 6000 вт создает амплитудно-модулированные помехи ракетам, уводя их в сторону. Не забыто и традиционное средство — программный отстрел ложных тепловых целей. В устройстве выброса УВ-26 -192 помеховых патрона.

Снижению заметности Су-25ТМ способствует установка бесфорсажного ТРД с нерегулируемым соплом Р-195 и уменьшенной в несколько раз ИК-сигнатурой сопла. Это достигнуто за счет увеличенного центрального тела и профилирования жаровой трубы, исключающей прямую видимость лопаток турбины, а также снижением температуры выхлопных газов подводимым атмосферным воздухом.

Важный компонент в повышении боевой живучести всех самолетов — применение средств РЭБ, повышающих вероятность преодоления ПВО противника. Основа информационной системы комплекса РЭБ «Иртыш» самолета Су-25ТМ — станция радиотехнической разведки (СРТР), способная пеленговать все существующие РЛС обнаружения и управления огнем. При подготовке к вылету возможно программирование поиска РЛС с установлением их приоритета. Информация об облучении самолета выводится на индикатор в кабине пилота, с указанием направления на его источник.

Располагая информацией СРТР, летчик, в зависимости от боевой задачи может обойти зону поражения ЗРК, нанести удар по РЛС ракетами, поставить активные радиотехнические помехи станцией «Гордения», или произвести программный отстрел ложных целей для уклонения от УР с радиолокационными головками самонаведения.

Два малогабаритных контейнера со станцией «Гордения», установленные на внешних подкрыльевых точках подвески, создают уводящие, шумовые, мерцающие и перенацеливаемые на подстилающую поверхность помехи.

В гермокабине летчика автоматически поддерживается на большой высоте избыточное давление 0,25 кг/см. Это позволяет улучшить условия его работы и поднять высоту полета до 10 км для увеличения перегоночной дальности, боевого радиуса действия и дальности обнаружения радиоконтрастных целей.

Для выхода в заданный район, обнаружения и классификации цели летчику поможет обновленный состав бортового оборудования. В навигационный комплекс самолета включена радиотехническая система дальней навигации (РСДН), работающая как с наземной отечественной станцией «Чайка», так и международной «Лоран-С». При этом, точность определения координат самолета с использованием РСДН повышается до 100 м. Возможен также автономный полет с использованием инерциальной системы навигации с оптической и радиолокационной коррекцией. Оснащение самолета блоком А-735 аппаратуры спутниковой навигации позволяет работать с системами «Ураган», NAVSTAR или GLONASS и уменьшить погрешности определения координат до 15 м вне зависимости от дальности полета.

Для снижения психофизических нагрузок на летчика процесс выполнения боевой задачи самолетом Су-25ТМ максимально автоматизирован. Установленная на нем система автоматического управления САУ-8 обеспечивает в любых метеоусловиях, днем и ночью высокоточное автоматическое и директорное управление при наведении на цель в полете по запрограммированному маршруту, выход в заданный район, повторный заход на цель, возврат и заход на посадку На заданный аэродром.

Для круглосуточного применения оружия на самолете установлен прицельный комплекс И-251, обеспечивающий распознавание, автоматическое сопровождение малоразмерных и движущихся целей, выдачу целеуказания (ЦУ) и автоматическое наведение УР, а также управление стрельбой НАРами и из пушек.

В удлиненной и расширенной носовой части фюзеляжа размещена ОЭПС «Шквал-М», изображение с которой поступает на телевизионный индикатор. При подлете к цели, на расстоянии 10-12 км ОЭПС начинает работу в режиме сканирования. В зависимости от высоты полета «Шквал» просматривает полосу местности шириной от 500 м до 2 км. Наблюдая результаты ракетного пуска и стрельбы пушечной установки на телеэкране, летчик, при необходимости, может в автоматическом режиме выполнить повторный заход и выход из атаки.

Система «Шквал-М» позволяет распознавать, например, отдельно стоящий дом на удалении до 15 км, а танк — до 8-10 км. Выбранная пилотом цель берется на автосопровождение с запоминанием образа телевизионным автоматом, входящим в состав ОЭПС. Система при любых пространственных маневрах удерживает цель на сопровождении, с одновременным точным определением дальности до нее. Это способствует прямому попаданию УР, а точность применения неуправляемого вооружения, включая свободно падающие авиабомбы, повышается в несколько раз.

ОЭПС позволяет обнаруживать цели, подсвеченные наземными авианаводчиками и атаковать их в автоматическом режиме. Это особенно важно на линии боевого соприкосновения для исключения возможности нанесения удара по своим войскам.

Су-25ТМ для эффективного выполнения боевой задачи располагает внушительным арсеналом, включающим пушечное, бомбовое, неуправляемое и управляемое ракетное вооружение. В их числе — встроенная установка ВПУ-17А на ННПУ-8М с пушкой ГШ-30-2 калибра 30 мм и боекомплектом 200 патронов. Смещение установки под среднюю часть фюзеляжа и более жесткое ее крепление позволили снизить нагрузки при стрельбе на аппаратуру прицельного комплекса и уменьшение влияния пороховых газов при стрельбе на устойчивость работы двигателей.

Пушечное вооружение штурмовика можно усилить двумя съемными подвижными установками СППУ-687 с пушкой ГШ-301 калибра 30 мм с боекомплектом 150 патронов, подвешиваемыми под крылом.

Известно, что доля высокоточного оружия класса «воздух-поверхность» в общем количестве боеприпасов возросла с 2% во вьетнамской войне до 7% в операции «Буря в пустыне».

Такое оружие стоит очень дорого. Согласно расчетам, стоимость выполнения боевой задачи по выводу из строя бетонированной ВПП на аэродроме тактической авиации с применением высокоточных авиабомб в 10-12 раз выше, чем в случае применения обычных средств поражения. Вдобавок, оно не является всепогодным. Главным образом, из-за этого во время боевых действий в Чечне до 13 марта 1995 года с самолетов только 35 раз применяли высокоточное оружие, или 2,3% от общего количества самолето-вылетов.

Сегодня ВВС России делают ставку на комбинированное применение неуправляемых и высокоточных авиационных средств поражения, используя высокоточные боеприпасы только по наиболее важным объектам противника.

В арсенале Су-25ТМ для этой цели имеются относительно недорогие и эффективные корректируемые авиабомбы (КАБ), предназначенных для поражения различных наземных и надводных целей.

В частности, КАБ-500Кр калибр 500 кг с проникающей боевой частью (БЧ) — с телевизионной и КАБ-500Л — с лазерной ГСН предназначены для поражения особо прочных стационарных Наземных целей: мостов, пунктов управления, фортификационных сооружений, а также ракетных пусковых установок на стартовой позиции, кораблей в порту.

Первая из них обеспечивает захват цели на дальности до 7 км в отличие от аналогичной американской бомбы AGM-62 «Walleye», наводящейся только на оптически контрастные цели. После сброса с носителя бомба полностью автономна и наводится на цель с отклонением менее 3 м. БЧ КАБ-500Кр пробивает железобетонную преграду толщиной до 1,5 м и проникает в грунт средней плотности на глубину до 10 м. Эффективное боевое применение КАБ-500Кр не вызывает затруднений даже у молодых летчиков.

Высокоточное оружие с полуактивной лазерной системой наведения является наиболее распространенным и обеспечивает круглосуточное поражение целей с точностью до 4-6 м. При этом лазерная подсветка цели может производиться носителем оружия, специальным самолетом или наземной станцией. Кроме бомбы КАБ-500Л, Су-25ТМ может использовать УР «воздух-поверхность» Х-25МЛ с 90-кг фугасной БЧ, X-29Л с 320-кг проникающей БЧ и С-25Л с осколочно-фугасной БЧ массой 155 кг.

Не забыто и традиционное оружие штурмовой авиации: неуправляемые реактивные снаряды калибра от 57 до 266 мм; авиабомбы калибра до 500 кг в различных вариантах общим весом до 4 т, спецгрузы, зажигательные баки ЗБ-500ШМ и ЗБ-500ГД, а также разовые бомбовые кассеты РБК-250, РБК-500 и контейнеры малогабаритных грузов КМГУ (БКФ) с противотанковыми бомбами ПТАБ-М и ПТАБ-2.5КО.

Основным средством поражения малоразмерных и сильнобронированных целей является противотанковый комплекс «Вихрь» со сверхзвуковыми ПТУР -высокоточным оружием, способным поражать самые современные зарубежные танки с толщиной брони до 1000 мм на дальностях от 500 м до 10 км. При этом вероятность поражения такой цели одной ракетой — 0,8.

Для нанесения авиаударов ночью и при слабой освещенности в состав прицельного комплекса входит контейнерная низкоуровневая телевизионная прицельная системы «Меркурий». Она обнаруживает и распознает цели типа танк при свете Луны, в ее первой четверти — на дальности до 3 км. Этого достаточно для применения любого оружия. Крупная цель типа железнодорожный мост распознается в этих условиях на дальности до 6-8 км.

РЛПК «Копье-25» обеспечивает всепо-годность обнаружения и предварительное целеуказание в различных режимах, в том числе и картографирования, значительно расширяя круг боевых задач, решаемых Су-25ТМ. Для этого используется щелевая антенная решетка диаметром 500 мм.

«Копье-25» позволяет применять тактические противокорабельные ракеты: сверхзвуковую Х-31А с активной радиолокационной ГСН и дозвуковую Х-35 с комбинированной системой наведения (инерциальная + АРГСН ). Су-25ТМ может нести четыре таких ПКР. Звено штурмовиков представляет реальную угрозу тактической группе надводных кораблей и может атаковать эсминец типа «Спрюэнс» водоизмещением 7800 т, не входя в зону действия его огневых средств ПВО.

Не менее опасен Су-25ТМ и в воздушной схватке. «Копье-25» обнаруживает воздушные цели типа истребитель с ЭПР 5 кв.м на встречных курсах на расстоянии до 57 км, на догонных — на 25 км, сопровождает одновременно до 10 и обстреливает до двух целей. Всеракурсные ракеты «воздух-воздух» РВВ-АЕ с комбинированной системой наведения позволяют на равных вести воздушный бой на средних дистанциях с истребителями, вооруженными ракетами «Сперроу» и «AMRA-AM».

И в ближнем воздушном бою штурмовик не «подарок» для противника.

УР «воздух-воздух» Р-73 считаются лучшими в мире, а станция оптико-электронного подавления «Сухогруз» является эффективным средством противодействия таким распространенным УР как «Сайдуиндер». Для поражения Су-25ТМ огнем 20-мм авиационной пушки «Вулкан» требуется не менее тридцати попаданий — это нелегкая задача, особенно на малых высотах, где радиус и время виража у него меньше чем у существующих иностранных истребителей.

Обретя качества многоцелевого самолета, Су-25ТМ сохранил за собой репутацию высокоэффективного штурмовика. Завод в Улан-Удэ получил в 1998 году госзаказ на производство и поставку нескольких серийных Су-25ТМ в строевые части ВВС России. Это является подтверждением того, что и в наши нелегкие годы штурмовики нужны стране как воздух, как хлеб.

ЛТХ:

Модификация: Су-39
Размах крыла, м: 14,36
Длина самолета, м: 15,06
Высота самолета, м: 5,20
Площадь крыла, м2: 30,10
Масса, кг
-пустого самолета: 10600
-нормальная взлетная: 16950
-максимальная взлетная: 21500
Топливо, л: 4890
Тип двигателя: 2 х ТРД Р-195(Ш)
Тяга не форсированная, кгс: 2 х 4500
Макс. скорость у земли, км/ч: 950
Перегоночная дальность, км: 2500
Боевой радиус действия, км
-у земли: 650
-на высоте: 1050
Практический потолок, м: 12000
Макс. эксплуатационная перегрузка: 6,5
Экипаж, чел: 1
Вооружение: 1 х 30-мм пушка ГШ-30-2
Боевая нагрузка: нормально — 2360 кг, максимально — 4400 кг на 11 узлах подвески: ПТУРК «Вихрь» с 16 х ПТУР (2 х 8 блоков)
4 х УР «воздух-поверхность» Х-25МЛ или С-25СЛ или 4 х ПКР Х-31А, Х-35; 2 х ПРЛУР Х-31П или Х-58УЭ или до 4 х УР «воздух-воздух» Р-60 или Р-73Э; НУР калибра 57-370-мм, бомбы (обычные, наводимые, кассетные) или зажигательные баки.

1.Су-39 на рулежке.

Су-25ТМ на рулежке.

2.Су-39 на рулёжке.

Су-25ТМ на рулежке.

3.Су-39 на авиасалоне. 1

Су-25ТМ на авиасалоне.

4.Су-39 на авиавыставке. 2

Су-25ТМ на авиасалоне.

5.Су-39 на авиавыставке. 3

Су-25ТМ на авиасалоне.

6.Су-39 на стоянке.

Су-25ТМ на стоянке.

7.Су - 39. Вид спереди. 1.

Су-25ТМ. Вид спереди.

8.Су-39. Вид спереди. 2

Су-25ТМ. Вид спереди.

9.Су-39. Вид спереди. 3

Су-25ТМ. Вид спереди.

10.Хвостовая часть Су-39.

Хвостовая часть Су-25ТМ.

11.ИК-генератор комплекса Сухогруз.

ИК-генератор комплекса «Сухогруз».

11а.Су-39 в полёте.

Су-25ТМ в полёте.

Пуск ракеты Х-25МР штурмовиком Су-25ТМ.

12.Кабина пилота Су-39 .

Кабина Су-39.

13.Су-25ТК ВВС Эфиопии. Рисунок.

Су-25ТК ВВС Эфиопии. Рисунок.

14.Су-39. Схема 1.

Су-39. Схема 1.

15.Су-39. Схема 2

Су-39. Схема 2.

16.Су-39 уничтожает американские Абрамсы. Рисунок.

Атака штурмовиков Су-39. Рисунок.

.

.

Список источников:
Крылья Родины. Николай Сойко. Многоликий Су-25ТМ.
Авиация и Время. Петр Бутовски, Александр Ларионов. Противотанковый самолет Су-39.
Улан-Уэнский авиационный завод. Продукция. Ударный комплекс Су-39.
АВПК Сухой. Су-39.
Авиапанорама. Владимир Карнозов. Cy-39: не числом, а умением.
Вестник авиации и космонавтики. Штурмовик Су-39.
Роман Астахов. Русская Сила. Штурмовик Су-39.
Сайт «Уголок неба». 2009 страница: «Сухой Су-39 (Су-25ТМ)».