Многоцелевой ударный вертолет Ми-24ПН.

Разработчик: ОКБ Миля
Страна: Россия
Первый полет: 2002 г.0.Ми-24ПН.

Основу армейской авиации России составляют боевые вертолеты Ми-24, имеющие неуправляемое стрелково-пушечное вооружение и ракеты, а также высокоточные управляемые ракеты «Штурм» и «Атака». Эти вертолеты уже длительное время находятся в эксплуатации, и для поддержания ресурса и повышения эффективности необходима их модернизация. В результате не только значительно улучшаются их тактико-технические характеристики, но и одновременно продлеваются сроки службы.

В условиях крайне ограниченного финансирования армии главным критерием модернизации является показатель «эффективность-стоимость». При этом ее цена не должна значительно превышать остаточную стоимость вертолета, а время проведения должно вписываться в его жизненный цикл. Необходимо учитывать, что вертолет находится в эксплуатации более 25 лет и происходит его моральное и техническое старение. Одним из направлений, повышающих эффективность вертолетов, является круглосуточность боевого применения их штатного вооружения, что наиболее качественно может быть решено с помощью тепловизионных систем.

ОАО «Красногорский завод им.С.А.Зверева» предложил модернизацию вертолета Ми-24, построенную на дооснащении дневной обзорно-прицельной системы (ОПС) «Радуга-III» тепловизионной прицельной подсистемой «Зарево», созданной на базе тепловизора «Ноктюрн». При этом используются результаты ранее выполненных ОКР по разработке бортового оборудования (БРЭО), пилотажных очков ночного видения ОНВ-1 «Скосок» для вертолета Ми-28Н и по созданию отечественного тепловизора — в интересах других родов войск. Такое дооснащение не требует больших затрат и будет наиболее эффективным, так как работа по созданию системы управления огнем (СУО) велась на основе принципов Cals-технологий и системного подхода к автоматизации. Предпосылками к такой модернизации является то, что остается высокоэффективная ОПС «Радуга-III» , которая демонстрирует высокие ТТХ уже более 25 лет. Это позволит сохранить все преимущества оптического визира перед каналами технического зрения по вероятности обнаружения и распознавания цели за счет большего в несколько раз поля зрения, при равной разрешающей способности и нет необходимости в переподготовке экипажей, имеющих большой опыт практической работы с ОПС «Радуга-III», останутся востребованными:
-отработанная система наземного оборудования и обслуживания;
-научно-технический задел на отечественных предприятиях по созданию и производству гироскопических систем стабилизации, тепловизоров 1-го поколения, лазерных дальномеров, БРЭО для вертолета Ми-28Н и самолетов Су, бортовых вычислителей, многофункциональных индикаторов (МФИ) на жидких кристаллах.

Учитывая все это, были поставлены такие задачи сохранения дневной обзорно-прицельной системы (с оптическим визиром) без доработок, максимальное использование отечественной элементарной базы в ОПС и БРЭО и использование межвидовой унификации гироскопических систем, тепловизора, БРЭО-28.

В состав тепловизионной прицельной системы ТПП-9С475Н, установленной на вертолет Ми-24ПН в дополнение к дневной ОПС 9С475 входит система стабилизации и наведения головного зеркала, тепловизионный канал, лазерный дальномер, оптико-электронный модуль пеленгатора и блок сопряжения с дневной обзорно-прицельной системой 9С475.

Тепловизионная прицельная система позволяет позволяет осуществлять обзор местности оператором в дневных и ночных условиях, обзор местности летчиком с помощью широкого поля зрения тепловизора при пилотировании вертолета в ночных условиях, измерение дальности до цели, применение оператором управляемого и неуправляемого оружия в дневных и ночных условиях.

Очки ночного видения ОНВ-1 «Скосок» разработки московского НПО «Орион». Они предназначены для ночных полетов на вертолетах при низкой естественной освещенности. Очки созданы по бинокулярной схеме с использованием двух ЭОП 2+ или 3-го поколения бипланарного типа с фотокатодом высокой спектральной чувствительности и встроенной системой автоматической регулировки яркости при изменяющихся условиях освещенности. Очки позволяют летчикам вести наблюдение окружающего пространства и считывать показания приборов без изменения положения на голове летчика. ОНВ-1 можно устанавливать на любых видах летных шлемов.

Применение очков предусматривает адаптацию внутреннего и внешнего светотехнического оборудования Ми-24. Комплект модернизированного светотехнического оборудования представляет собой комбинированный вариант из светофильтров и полупроводниковых источников света. Светофильтры изготовлены из высококачественных цветных стекол с многослойным интерференционным покрытием.

Полупроводниковые источники света — узкополосные светоизлучающие структуры, используемые в светодиодах. Излучающие кристаллы располагаются необходимым образом в светоформирующих элементах вместе с крепежом и обеспечивают желаемый свет, диаграмму направленности и интенсивность. Комплекс БРЭО-24 создан на Раменском ПКБ. В настоящее время завершаются государственные испытания Ми-24ПН. ОАО «Росвертол» приступил к серийному переоборудованию вертолетов в новую модификацию.

Использование отработанных технических решений на отечественной элементной базе, сокращение объема летных испытаний и сроков внедрения с учетом остаточной стоимости и остаточного ресурса вертолетов Ми-24П максимально снижают стоимость работ по «красногорской» программе модернизации. Модификация Ми-24ПН особенно привлекательна для государств с ограниченным бюджетом или обладающих парком вертолетов с изрядно израсходованным ресурсом.

Тактико-технические характеристики прицельной системы ТПП-9С475Н:
Спектральный диап. тепл. канала, мкм: 8-12
Поле зрения тепловизионного канала,
— широкое: 7,0 х 11,2
— узкое: 2,1 х 3,4
Фотоприемное устройство,
— линейка: 128 эл.
— материал: КРТ
— система охлаждения: МКС типа «сплит-стирлинг»
Длина волный лазерного дальномера, мкм: 1,06
Диап. углов наведения линии визирования,
— по вертикали: от -20° до +15°
— по горизонту: от -15° до +15° (дорабатывается до +30°)

В состав вооружения в различных комбинациях входят до 16 управляемых ракет «Штурм» или «Атака» на пусковых устройствах АПУ-8/4-У, до четырех блоков Б8В20-А с НАР С-8 калибра 80 мм (20 ракет в каждом) или Б13Л с НАР С-13 калибра 122 мм (по 5 ракет в каждом) или 4 НАР С-24. На неподвижной установке НПУ-30 размещена двухствольная пушка 9-А-623К калибра 30 мм с боезапасом 250 патронов.

Остальное вооружение, включая до двух подвесных контейнеров УПК-23-250 с двухствольной пушкой ГШ-23Л калибра 23 мм (250 снарядов), размещается под укороченным крылом на пилонах со встроенной системой подъема грузов и новыми балочными держателями ДБ-З.

В таком виде Ми-24ПН сможет осуществлять поиск и уничтожение танков, бронетехники и живой силы противника, поражать защищенные объекты и площадные цели, устанавливать минные заграждения, бороться с плавсредствами, включая катера, и с малоскоростными и низколетящими целями. Помимо восьми десантников в полной экипировке, допускается транспортировка внутри машины до четырех раненых, включая двух сидячих с медработником, до 1500 кг различных грузов, а на внешней подвеске — до 2400 кг.

Первая партия из пяти модифицированных «двадцатьчетверок» была передана ВВС России в январе 2004 года, еще по разным данным 7 или 8 машин были переданы в период 2005-2006 годов.

Производитель обещает, что вертолеты, обновленные по проекту Ми-24ПН, будут способны находиться в строю еще 10 лет и налетать еще порядка 1000 часов. Цена модернизации одного старого Ми-24 до варианта Ми-24ПН составляет около одного миллиона долларов, при этом представители ММВЗ утверждают, что прирост боевой эффективности доработанной машины по сравнению с Ми-24П составляет 50-70%.

Первые Ми-24ПН были доставлены в Центр боевой подготовки и переучивания летного состава в Торжке для подготовки инструкторов и боевых пилотов для использования машин в ночное время суток. В 2005 году четыре модернизированных машины вошли в состав 487 Отдельного вертолетного полка, дислоцированного в Буденновске на юге России недалеко от Чеченской республики, где продолжались боевые действия. К середине 2005 года, по сообщениям российских СМИ, в составе 487 ОВП уже было 16 подготовленных к работе на Ми-24ПН пилотов и операторов, многие из которых уже прошли «крещение огнем».

В феврале 2004 года появилась информация, что на Ми-24ПН появился иностранный заказчик. Позже выяснилось, что этот заказчик — Уганда, чьи вооруженные силы захотели приобрести до шести машин. Однако, к настоящему времени известно лишь об одном «двадцать четвертом», добравшимся до этой африканской страны. Эту поставку подтвердили источники в «Роствертоле».

ЛТХ:

Модификация: Ми-24ПН
Диаметр главного винта, м: 17,30
Диаметр хвостового винта, м: 3,91
Длина,м: 17,51
Высота ,м: 3,90
Размах крыла, м: 4,77
Масса, кг
-пустого: 8570
-нормальная взлетная: 11300
-максимальная взлетная: 11500
Тип двигателя: 2 ТВаД ТВ3-117В
-мощность, л.с.: 2 х 2225
Максимальная скорость, км/ч: 320
Крейсерская скорость, км/ч: 270
Перегоночная дальность, км: 1000
Боевая дальность, км: 450
Практический потолок, м: 4500
Статический потолок, м: 2000
Экипаж, чел: 3
Полезная нагрузка: до 8 солдат или 4 носилок или 1500 кг груза (максимально — 2400 кг) или 2000 кг на внешней подвеске
Вооружение: одна 30-мм пушка ГШ-30-2 (250 патронов)
16 х ПТУР 9М120 «Атака-В», 4 х ПТУР 9М114К «Штурм-В», 4 х УБ-32А-24 (128 НАР С-5М1, С-5МО, С-5КБП, С-5КО и С-5-О), 4 х Б-8В20А (80 НАР С-8ДМ, С-8БМ, С-8ВМ, С-8КОМ, С-8С), 4 х Б-13Л1 (20 НАР С-13, С-13Т, С-13-0Ф), 4 х С-24, ГШ-30К , 2 х ГУВ-1, 4 х ГУВ-8700, УПК-23-250, 8 х ОФАБ-100, 4 х ОФАБ-250, 4 х РБК-250, 2 х РБК-500, 2 х КМГУ-2, 2 х ОДАБ-500, 2 х ЗБ-500.

1.Ми-24ПН - ночной. Отличается наличием тепловизионной системы Зарево.

Ми-24ПН — ночной. Отличается наличием тепловизионной системы «Зарево».

7.Прицельная тепловизионная система Зарево.

Прицельная тепловизионная система «Зарево».

2.Ми-24ПН на рулежке.

Ми-24ПН на рулежке.

3.Взлет эскадрильи вертолетов Ми-24ПН.

Взлет звена вертолетов Ми-24ПН.

4.Звено Ми-24ПН в полете. Аэродром Раменское 2005 г.

Звено вертолетов Ми-24ПН в полете. Аэродром Раменское, 2005 г.

5.Ми-24ПН в полете.

Ми-24ПН в полете.

6.Ми-24ПН на стоянке авиасалона.

Ми-24ПН на стоянке авиасалона.

8.Приборная панель пилота

Приборная панель пилота Ми-24ПН.

.

.

Список источников:
Авиация и космонавтика. Вадим Синявский. Из второго поколения — в четвертое.
Крылья Родины. Николай Якубович. Новинки вертолетного рынка.
Сайт «Уголок неба». 2012 страница: «Миль Ми-24ПН».