Многоцелевой ударный вертолет Ми-28Н.

Разработчик: ОКБ Миля
Страна: Россия
Первый полет: 1996 г.0.Ми-28Н

Во время операции «Буря в пустыне» только по причине ошибок в пилотировании ночью вблизи земли американская армейская авиация потеряла минимум пять экипажей вертолетов «Apache» («Апач») с системами ночного видения. Интересно, что 98% применения огневых средств было в простых метеоусловиях. Еще ранее блестяще задуманная ночная операция по освобождению служащих американского посольства в Тегеране, захваченных в качестве заложников, сорвалась из-за столкновения на земле сразу нескольких транспортных вертолетов. И, наконец, в Чечне авиация применялась почти исключительно днем и в сравнительно простых метеоусловиях. Горько вспоминать сводки сообщений: «Днем федеральные войска берут ситуацию под свой контроль, а ночью практически на всей территории хозяйничают незаконные вооруженные формирования…»

«КР» уже сообщал о том, что ОКБ имени М.Л.Миля разработало модификацию вертолета Ми-28 — Ми-28Н, основное отличие которого — круглосуточное боевое применение, в том числе в абсолютной темноте, когда отсутствует даже слабая подсветка от звезд, в любых метеоусловиях! Опыт применения авиации в войнах второй половины нынешнего века показал, что чаще всего поражение боевого вертолета наземными средствами ПВО осуществляется при визуальном контакте. Это означает, что вертолет должен совершать полет и вести боевые действия на малых высотах. Иначе вероятность его поражения очень высока. Он должен огибать складки местности, маскироваться в ущельях и в руслах рек, при необходимости временно скрываться на опушке леса и при этом — проводить необходимые боевые операции автономно или в группе. В одноместной машине выполнить такие задачи при современном уровне техники крайне сложно.

Ведущие вертолеты фирмы США «Макдоннелл-Дуглас», «Белл» и «Сикорский» строили летающие лаборатории и пытались сделать одноместный вертолет. Но даже при уровне развития электроники ничего путного не получилось. Американские фирмы по разным направлениями провели исследования (затратили около 1,5 млрд. долларов) по оценке создания одноместного вертолета и однозначно пришли к выводу, что одноместная боевая машина нецелесообразна. При двухместной схеме один летчик пилотирует и обеспечивает низковысотный полет, уход от атакующих средств и т.д. Второй — работает по целям: обнаруживает их, распознает, прицеливается и производит атаку, в том числе и неуправляемым оружием. При необходимости он может прицеливаться и атаковать, не входя в контакт с целью и даже (такие программы есть) стрелять «из-за угла». Новый боевой вертолет ОКБ Миля создан на базе самого мощного современного боевого Ми-28. Однако сходство у них только внешнее. «Начинка» полностью изменилась. Помимо уникального электронного оборудования, модернизированы многие конструктивные узлы и системы, установлен новый главный редуктор. Агрегаты вертолета успешно прошли всесторонние испытания. В то же время машина сохранила все достоинства Ми-28, в том числе мощное вооружение и бронирование.

Здесь хотелось бы сделать некоторое отступление. В связи с необходимостью обновления парка винтокрылых машин ВВС Швеции был проведен конкурс. Шведские военные из всего парка военных вертолетов мира выбрали два: американский «Апач» и Ми-28А, освоенный в производстве на Ростовском вертолетном заводе. Тендерные испытания проводились в сентябре-октябре 1995 года на севере и юге Швеции. По мнению шведов, наш Ми-28, который они быстро освоили, благодаря более мощному бронированию и более продуманной конструкции имеет лучшую выживаемость. Его практически не могли засечь радары шведской ПВО, аналогичные НАТО, если полет происходил на высотах менее 20 м. Система наведения ракет у Ми-28 такая, что практически нельзя создать помехи. Шведы считают нашу машину перспективной и приоритетной. Сегодня шведы отрабатывают концепцию оснащения Ми-28 своей авионикой, а мы делаем летательный аппарат. Так шведы решают очень важную для себя задачу — создание рабочих мест. Мы поддерживаем эту идею кооперации для вертолетов, которые будут в шведской и других скандинавских армиях. И что особенно важно, Ми-28 почти в 2 раза дешевле, чем «Апач». Конкурс продолжается.

На «Апаче» установлено эффективное электронное оборудование и, прежде всего, система ночного видения, как для летчика-оператора, так и для командира. Но шведы видимо, знали о том, что при первом же массовом ночном применении «Апачей» в Ираке несколько машин этого типа разбилось, врезавшись в песчаные барханы или столкнувшись между собой в воздухе. Очевидно, система ночного видения не обеспечивает экипажам полной безопасности. Поэтому все следят за новой модификацией AH-64D «Лонгбоу-Апач», которого можно будет с полным основанием назвать ночным вертолетом. Его отличительная особенность — надвтулочный радар миллиметрового диапазона повышенной разрешающей способности «Лонгбоу». Этот комплекс позволяет, помимо ночной охоты, выполнять функции разведывательные и информационные, подобные тем, которые выполняют самолеты «Авакс». Ми-28Н — уникальное явление в мировом вертолетостроении. Эта уникальность определяется рядом обстоятельств, которые вряд ли когда-либо повторятся.

Во-первых, Ми-28Н — это инициативная разработка Московского вертолетным заводом им. М.Л.Миля на базе боевого вертолета Ми-28 (базовый вертолет иногда обозначают Ми-28А). Выкатка из сборочного цеха первого опытного экземпляра состоялась 16 августа 1996 года, 14 ноября 1996 года этот вертолет впервые поднялся в воздух. После перевода вертолетов из ВВС в подразделения авиации Сухопутных войск милевцы разработали концепцию боевого вертолета для этого рода войск. Прежде чем оформить техническое задание на Ми-28Н, в течение нескольких лет специалисты МВЗ совместно с институтами Министерства обороны формировали облик этого вертолета. Специфические особенности Сухопутных войск (работа в любое время суток, в простых и сложных метеоусловиях, в отрыве от аэродромов и стационарных баз, совместимость горюче-смазочных материалов, боеприпасов, средств связи и управления, простота эксплуатации применяемой техники) потребовали соответствующих качеств от Ми-28Н. Естественно, что, сформулировав столь специфические требования, нужно было найти технические решения для их достижения. И здесь появилась вторая особенность этой разработки. Поиски совпали по времени с конверсией. Многие крупные разработчики, выполнявшие в основном заказы ракетно-космического комплекса и имеющие самые высокие технологические заделы, стали испытывать трудности с заказами и финансированием. Милевцы этим и воспользовались, чтобы использовать эти технологии и заделы.

Было ясно, что ставшие уже обычными очки ночного видения, тепловизоры, телевидение и локаторы маловысотного полета задачу не решат. Нужно создавать не только новое оборудование, но и так его скомбинировать, чтобы получить высокоинтеллектуальную машину. Занялся этим Гиви Ивлеанович Джангджава, доктор технических наук, профессор — главный конструктор приборостроительного конструкторского бюро. Направлением, которое обеспечило решение этой проблемы, была глобальная интеграция бортового оборудования. Сегодня все оборудование Ми-28Н объединено в единый комплекс, за который отвечает один разработчик. В техническом аспекте интеграция затронула организацию взаимодействия, управление, индикацию, контроль, подготовку к вылету.

Все органы управления бортовым оборудованием интегрированы в единую управляющую систему, что позволило сократить их число до разумного минимума и разместить в относительно небольших кабинах летчика и штурмана-оператора. Все текущие параметры, которые необходимо индицировать выводятся на индикацию посредством системы отображения информации, состоящей из шести многорежимных жидкокристаллических индикаторов — по три в каждой кабине. Кроме того, у каждого из членов экипажа имеется группа резервных приборов на случай аварийных ситуаций. На вертолете применена единая вычислительная среда, в составе трех центральных БЦВМ и целого ряда периферийных, совместимых с IBM PC, что резко упрощает разработку бортового программного обеспечения. В комплекс входят современные цифровые вычислительные машины с открытой архитектурой, которая позволяет наращивать функции и вкладывать любой объем интеллекта при появлении новых задач или при адаптации уже заложенных задач к новым конкретным условиям. Кроме того, чтобы пилоты могли работать эффективно и без утомления, тем более в ночных условиях, создан современный комплекс индикаторов, не дающих активного излучения. Компоновка кабины новая, выполнена с учетом последних достижений эргономики.

Связи в таком комплексе сделаны на современных мультиплексных каналах информационного обмена. Этот стандарт имеет аналог в странах НАТО. Следовательно, аппаратура, удовлетворяющая требованиям данного стандарта, позволяет соединять любое оборудование в любом рациональном сочетании и в процессе отработки вертолета подключать новые компоненты, находящиеся на более современном уровне. На Ми-28Н стоит современная инерциальная система, которая способна при любых маневрах определять пространственные координаты вертолета и выдавать необходимую информацию летчику и команды на управляющие органы. Оптические, ИК — тепловизионные датчики и надвтулочный бортовой локатор позволяют видеть, помимо воздушных целей, впереди лежащие препятствия, включая деревья и линии электропередач. Система картографической информации, имеющая банк цифровых данных о рельефе района боевых действий с высокой степенью разрешения, формирует трехмерное изображение участка, в котором находится вертолет.

Интегрированный комплекс бортового оборудования (ИКБО) Ми-28Н при решении боевых задач обеспечивает пилотирование с огибанием рельефа местности как в ручном, так и в автоматическом режиме. На вертолете в шарообразном обтекателе над втулкой несущего винта установлена многофункциональная БРЛС «Арбалет» производства НИИР «Фазотрон».

Она обеспечивает выдачу информации о препятствиях, включая отдельно стоящие деревья и провода линий электропередач, делая возможным круглосуточный полет на предельно малой высоте 5-15 метров даже в сложных метеоусловиях. Той же цели служат очки ночного видения и пилотажная тепловизионная станция, которая может давать информацию как инфракрасное «окно в ночь» впереди по курсу или в любом направлении, обозначенном поворотом головы летчика, получая целеуказание от нашлемной системы или бортового компьютера.

На вертолете установлена также система картографической информации с высокой степенью разрешения и банком цифровых данных о рельефе местности в районе боевых действий. Вычислительная система может формировать на основе этих данных трехмерное изображение участка местности, на котором находится вертолет, а это легко уточнить с помощью спутниковой навигации, скомплексированной с инерциальной. Все многообразие информации представляется летчику и штурману-оператору на цветных жидкокристаллических дисплеях, установленных по три в передней и задней кабинах.

Электронное оборудование включает в себя также систему ориентации по физическим полям Земли, и комплекс средств связи и надвтулочную РЛС кругового обзора «Арбалет». РЛС обеспечивает вертолету вести поиск целей, работая вместе с ОПС «Ротор» в обычном режиме. Вертолет может производить поиск целей, укрываясь в складках местности или за деревьями, выставив из-за укрытия только свою «макушку». В этом случае достаточно только использование РЛС. Определив цели и их тип, распределив их по необходимости между вертолетами группы, выбрав объект для атаки, вертолет энергично выходит из засады и «обрабатывает» цели средствами поражения или наводит ударную авиацию или другие вертолеты группы. Кроме того РЛС Ми-28Н в отличие от РЛС AH-64D «Longbow» способна решать пилотажно-навигационные задачи.

Каждое из перечисленных средств может использоваться автономно. Однако в качестве основного режима используется синтез картографической, тепловизионной и радиолокационной информации с выводом на дисплей трехмерного изображения местности и директорией информации в удобном для летчика виде. Точностные характеристики аппаратуры должны, по расчетам, обеспечить условия безопасного пилотирования на предельно малых высотах. Для поиска, обнаружения и распознавания целей разработана новейшая обзорно-прицельная станция с оптическим, телевизионным, тепловизионным и лазерным каналами наблюдения. Все каналы (за исключением оптического) имеют возможность цифрового представления информации с выдачей ее на экран и, в цифровом виде, в систему автоматизации распознавания целей. Вся обобщенная информация поступает на индикаторы штурмана-оператора, который и принимает окончательное решение. Связное оборудование обеспечивает связь с любыми командными пунктами сухопутных войск (СВ), передачу информации на них, а также между вертолетами в группе и другим потребителям, располагающим необходимым приемным оборудованием. Соответственно вертолет имеет аппаратуру для получения внешнего целеуказания от командования. Все это в комплексе позволяет машине работать на малых высотах 5-15 м, в боевых порядках, проводить штурмовые операции с посадкой на промежуточных площадках, решать боевые задачи, стрелять как бы из-за угла, не входя в прямой контакт с целью и не подвергая вертолет риску уничтожения.

Благодаря наличию надвтулочной РЛС, экипажу Ми-28Н не обязательно «показывать» весь вертолет противнику, достаточно выставить «макушку» из естественного укрытия-засады и осуществлять поиск целей, причем не только для себя, а для всех летательных аппаратов, участвующих в атаке. Определив объекты для удара, Ми-28Н выполняет энергичный «подскок» и «обрабатывает» их сверхзвуковыми управляемыми ракетами «Атака», с радиокомандной системой наведения. Эта система обладает наивысшей помехозащищенностью, а ракета пробивает танковую броню с «динамической» защитой всех танков, находящихся на вооружении современных армий. Дальность поражения существенно выше, чем у современного противотанкового оружия.

Вооружение вертолета Ми-28Н во многом унаследовано от дневного варианта и по прежнему состоит из пушечного, управляемого и неуправляемого ракетного вооружения.

Подвижная пушечная установка оснащена пушкой 2А42 калибра 30 мм. Пушка разворачивается по горизонту на ±110°, то есть почти назад, в горизонтальной плоскости и +13° и -40° в вертикальной и соответствуют углам отклонения ОПС. Применение пушки на Ми-28Н осуществляет оператор, хотя прицеливание может производить летчик при помощи нашлемной системы целеуказания. Что очень важно — пушка имеет полную унификацию по боекомплекту с обычной пушкой сухопутных войск. По своим параметрам (большая масса снаряда и его начальная скорость) это пушка превосходит пушку «Апача». Эта же пушка установлена на Ка-50, -52 и Ми-28А, а также на БМП-2, БМП-3, БМД-2 и БМД-3. Привод пушечной установки — электрический. Питание пушки — ленточное, двухстороннее из двух патронных ящиков, закрепленных на турели. Это значительно повышает надежность работы системы (отсутствуют гибкие перекручивающиеся рукава). Благодаря селективному питанию экипаж может выбрать тип снаряда (бронебойный или осколочно-фугасный) непосредственно во время боя.

Опыт применения пушек на различных вариантах Ми-24 показал, что подвижная пушка гораздо удобнее в эксплуатации: разворот счетверенного пулемета на турели Ми-24Д занимал в 3-4 раза меньше времени, чем разворот всего вертолета Ми-24П с неподвижной пушкой. К тому же вертолету с подвижной пушкой не надо разворачиваться, гася при этом скорость до 100 км/ч, что делает вертолет более уязвимым для противника.

По непроверенным данным в настоящее время специально для Ми-28Н ведется разработка пушки калибра 30 мм с боезапасом 250 патронов. Конструкторы хотят увеличить точность стрельбы, т.к. она пока оставляет желать лучшего. Дело в том, что тяжелая «танковая» пушка установлена далеко от центра масс вертолета, и отдача сильно влияет на точность стрельбы. Особенно это заметно при больших углах отклонения ППУ. Снижение массы орудия сможет значительно повысить точность стрельбы и быстроту поворота пушки.

Управляемое ракетное вооружение состоит из УР «Игла», ПТУР 9М120 «Атака-В» и ее «прародителя» — ракеты 9М114″Штурм-В», которая устанавливались на поздних модификациях вертолетов Ми-24, Ка-29. Сверхзвуковая высокоточная управляемая ракета «Атака-В» имеет радиокомандную систему наведения повышенной помехозащищенности, которая имеет ряд преимуществ перед лазерной: например она больше приспособлена к работе в дыму, пыли, сильном тумане. «Атака-В» поражает танки с динамической защитой брони, а также воздушные цели. Сверхзвуковая УР «Игла» относится к ракетам класса «воздух — воздух». Она предназначена для обороны вертолета от самолетов и вертолетов противника. Благодаря БРЛС «Арбалет», эти ракеты круглосуточно применяются в режиме «пустил — забыл», то есть являются полностью автономными после пуска. Ракеты всех трех типов унифицированы с боеприпасами Сухопутных войск. Их пуск осуществляется оператором. Радиус применения всех типов управляемого вооружения — 6 км.

В настоящее время на Ми-28Н планируют поставить новые ПТУР 9М-120Д «Атака-Д» с увеличенной до 8 км дальностью пуска. Применение этой ракеты на Ми-28А было невозможно из-за низкой разрешающей способности ОПС, не позволяющей вести поиск и обнаружение целей на дальностях более 6 км. Новая РЛС «Ротор» вместе со станцией ночного видения обеспечивает поиск точечных подвижных и групповых целей на удалении до 10 км.

Средства пассивной обороны включают в себя системы выброса ИК-ловушек и дипольных отражателей УВ-26. Эти системы предназначены для «сбивания с толку» ГСН ракет противника.

В состав вооружения входят также неуправляемые авиационные ракеты (НАР) С-5, С-8 и С-13 калибра 57, 80 и 122 мм соответственно. Максимальное количество НАР на точках подвески составляет 128 шт. для С-5, 80 шт. для С-8 и 20 шт. для С-13. Из неуправляемого вооружения можно отметить еще и 23-мм авиационные пушки ГШ-23 в неподвижных универсальных пушечных контейнерах УПК-23-250. На вертолете может устанавливаться две таких гондолы с боезапасом по 250 снарядов в каждой. Применение всей номенклатуры неуправляемого вооружения может осуществляться летчиком.

Может показаться, что НАР является устаревшим видом вооружения, но в случае группового применения вертолетов этот вид вооружения может оказаться незаменимым. Например, в случае группового налета на авиабазу противника, сначала вооруженные ПТУРами вертолеты устраняют очаги ПВО с безопасного расстояния и израсходовав весь боекомплект призывают на помощь вертолеты с НАРами, которые уничтожают с близкого расстояния ангары, склады, наземные сооружения. Применение по этим видам целей ПТУР неоправданно дорого. Кроме того НАР очень эффективны при стрельбе по живой силе, автомобилях и т.д., поэтому НАР обязательно должны быть в составе вооружения даже чисто противотанковой машины. Именно НАР в основном применяются в Чеченской кампании с Ми-24 и Ми-8.

Вооружение вертолета может быть дополнено за счет управляемых ракет типа Р-73 класса «воздух-воздух», способных эффективно поражать воздушные цели, маневрирующие с перегрузкой до 12g в диапазоне скоростей от 0 (вертолет на висении) до 2500 км/ч и ракет класса «воздух-поверхность». Возможно оснащение противорадиолокационными ракетами типа Х-25Л. Их наведение может осуществляться как с помощью БРЛС самого вертолета, так и с помощью других вертолетов и самолетов фронтовой авиации для достижения большей дальности применения этих ракет.

Вертолет может использоваться и как постановщик минных заграждений, для чего под крыло подвешиваются контейнеры малогабаритных грузов КМГУ-2. Также необходимо отметить, что помимо новейших образцов вооружения Ми-28Н может нести всю номенклатуру подвесного вооружения Ми-24, что повышает эффективность их совместного использования в строевых частях.

Во время боевого применения Ми-28Н в составе группы осуществляется автоматизированное распределение целей и многосторонний обмен информацией о целях между летательными аппаратами и пунктами. На вертолете применена разветвленная система встроенного контроля, что позволяет производить подготовку к вылету, послеполетное обслуживание и поиск отказавшей системы без применения специальной контрольно-поверочной аппаратуры. Это обстоятельство дает также возможность эксплуатировать вертолет вдали от аэродромов и оборудованных необходимых баз.

Ми-28Н — современная машина, имеющая на борту все органы ощущения и все мыслительные свойства, характерные для человека. Короче — это современный комплекс авионики, соответствующий пятому поколению. Как сказал вновь избранный генеральный конструктор Георгий Александрович Синельщиков, у Ми-28Н планер 5-го поколения. Здесь новые несущая система, трансмиссия, рулевой винт, подход к бронированию, дублирование и разнос главных систем, подбор материалов и комплектующих (на 98% отечественных). Все это подчинено живучести вертолета. Более того, на Ми-28Н сделаны новые цельнокомпозиционные лопасти, Х-образный рулевой винт для уменьшения шума и повышения эффективности, втулка с несмазывающимися шарнирами для удешевления эксплуатации, улучшены летные характеристики. На лопастях несущего и рулевого винтов применены новейшие аэродинамические профили. Установлен новый редуктор, имеющий больший ресурс и позволяющий установить новые двигатели 4-го поколения ТВ3-117ВМ мощностью на 300 л.с., т.е. на 10% больше, чем на Ми-28. Они имеют достаточную мощность чрезвычайного режима для возврата на базу на одном двигателе. На двигателе установлены новый вентилятор и некоторые другие системы. Двигатель ТВ3-117СБЗ — еще более форсированный с улучшенными характеристиками, сейчас находится на «горячих» испытаниях.

Конструкторам пришлось столкнуться с проблемой сохранения летно-технических характеристик вертолета в условиях резкого увеличения функциональной нагрузки. При этом милевцы были ограничены следующими обстоятельствами. Вертолет Ми-28А дневной, как летательный аппарат имел к этому времени большую статистику по эксплуатации. На нем неоднократно выполнялись фигуры высшего пилотажа, в том числе петля Нестерова. Специфические вертолетные фигуры — бочки и перевороты с последующим разворотом — позволяют летчику уходить от противника. Летчики Ми-28 имеют возможность в зависимости от складывающейся боевой ситуации выбрать из пилотажного арсенала этой машины тот или иной элемент и применив его в нужный момент неожиданно для противника, выиграть бой.

Известно, что перегрузки выше «3g» считаются для вертолетов очень большими. И в мире немного вертолетов, которые достигают таких перегрузок. У Ми-28 «3g» — нормальная эксплуатационная перегрузка. Необходимо было сохранить и другие важнейшие данные (взлетная масса Ми-28А — 10500 кг, максимальная скорость полета 300 км/ч, статический потолок 3600 м, динамический потолок 6000 м и может нести боевую нагрузку более 2000 кг). И второе обстоятельство: Ростовский вертолетный завод к моменту зарождения Ми-28Н заканчивал подготовку к серийному выпуску Ми-28А, затратив на эту работу много собственных средств. Важно — не меняя стапелей, не ухудшая летно-технических характеристик, обеспечить решение вышеперечисленных новых функциональных задач и, соответственно, разместить на вертолете много новых сложных систем. Подготовка производства Ми-28Н проведена на Ростовском заводе, и он может начать серийный выпуск, (вторая опытная машина строится уже в Ростове). Кстати, на первой машине стоит редуктор серийного завода.

При выполнении полетов над полем боя с высокой плотностью огня значительно возрастает вероятность поражения. Поэтому проблеме защиты экипажа здесь уделено самое пристальное внимание. В целях повышения боевой живучести на Ми-28Н реализован комплекс мероприятий, включающий:
-разнос ГТД по бортам фюзеляжа и разделение их главным редуктором, что исключает возможность поражения обоих двигателей одним выстрелом, что часто происходило в боевых условиях на Ми-24 и Ми-8;
-обеспечение полета на одном двигателе с автоматическим выводом его на максимальный режим при отказе или поражении второго;
-возможность работы важнейших систем вертолета некоторое время без смазки;
-широкое применение пневматических приводов вместо пожароопасных гидравлических;
-круговое бронирование кабины экипажа, дублирование и взаимное экранирование важнейших систем и агрегатов вертолета;
-дублирование и разнесение по бортам проводки системы управления и электросети.

Бронекабина экипажа, так называемая «ванна», выполнена из 10-мм листов алюминия, на которые наклеены 16-мм керамические плитки. Двери кабины выполнены из двух слоев алюминиевой брони и слоя полиуретана между ними. Лобовые стекла кабины представляют собой прозрачные силикатные блоки толщиной 42 мм, а боковые стекла и стекла дверей — из таких же блоков, но толщиной 22 мм. Кабина летчика отделена от кабины оператора 10-мм алюминиевой бронеплитой, что сводит к минимуму поражение обоих членов экипажа одним выстрелом.

Огневые испытания, проведенные в ГосНИИАС показали, что борта выдерживают попадание пуль американского 20-мм пулемета «Вулкан», лобовое стекло — пуль калибра 12,7 мм, а боковые стекла и стекла дверей — 7,62 мм.

Защиту от поражения управляемыми ракетами на Ми-28Н обеспечивают: аппаратура для постановки помех радиолокационным станциям и ракетам с инфракрасной системой наведения; аппаратура предупреждения об облучении вертолета радиолокационными станциями и лазерными целеуказателями противника, при этом экипаж оповещается об инфракрасном и радиолокационном облучении с помощью речевой индикации (набор некоторых фраз типа «противник сзади!»), блоком контрольных ламп и сообщений на МФД (многофункциональный дисплей); устройство отстрела патронов УВ-26 для защиты от ракет с тепловым наведением.

Рассматривая различные системы спасения экипажа, милевцы поначалу отказались от катапультирования с отстрелом лопастей несущего винта, но на Ми-28Н все-таки установили пироболты крепления лопастей. Система спасения работает по одному из двух алгоритмов, которые на данный момент отработаны и всесторонне испытаны:
При возникновении нештатной ситуации или катастрофического разрушения конструкции на высоте более100 м сначала отстреливаются лопасти винта, консоли крыла и двери обеих кабин, затем специальными резаками перерезаются ремни принудительного притяга, надуваются специальные «трапы» — баллонеты, которые не дают экипажу при покидании задеть шасси или повернутую пушку, и экипаж покидает машину с помощью парашютов.

При такой же ситуации, но на высоте менее 100 м срабатывает система принудительного притяга ремней, надежно фиксирующая экипаж в энергопоглощающих креслах «Памир-К» разработки КБ «Звезда». Сначала энергию удара гасят основные стойки шасси, которые, деформируясь, поглощают ее. Далее в работу вступают кресла, которые способны погасить вертикальную перегрузку 50-60 g до 15-17 g, обеспечивая травмобезопасность пилоту и штурману-оператору.

Шасси вертолетов семейства Ми-28 выполнено неубирающимся, что обусловлено малым запасом времени при аварийной посадке. В этой ситуации убирающееся шасси, а тем более шасси, которое закрывается створками, может не успеть выйти из ниш, передав тем самым всю энергию на фюзеляж, что неизбежно приведет к катастрофическим разрушениям. К тому же неубираемое шасси позволило вертолету «сбросить вес» за счет отсутствия механизмов складывания и уборки шасси. Основные стойки шасси на Ми-28Н выполнены энергоемкими, они специальным образом деформируются при грубой посадке, гася значительную часть энергии удара.

Испытания Ми-28Н будут совмещены в один этап летно-конструкторских и государственных испытаний. Окончание их планируется закончить в 1998 году. Для их ускорения закладываются новые средства бортовых измерений, которые позволят мгновенно обрабатывать результаты испытаний и, соответственно, должны ускорить получение необходимых заключений. После этого машина будет готова поступить на боевое снабжение. Есть еще одно направление деятельности ОКБ имени Миля: улучшение боевых характеристик Ми-24, который сейчас находится на вооружении, за счет установки на него новинок, применяемых на Ми-28Н, включая несущую систему и рулевой винт. У Ми-28Н есть конкуренты: параллельно делается машина на фирме «Камов», создаются аналогичные вертолеты и у американцев, и у французов. Однако Ми-28Н опережает западные разработки. Представляя новый вертолет, Георгий Синельщиков с особой теплотой говорил о значительном вкладе в разработку этой машины талантливого конструктора Марка Владимировича Вайнберга, недавно ушедшего из жизни.

В настоящее время МВЗ считает программу Ми-28 и его модификаций приоритетной, отдавая предпочтение Ми-28Н, не жалея на него своих скудных средств. К сожалению государственного финансирования программа не получает. Ход программы летных испытаний можно сравнить с движением автомобиля с постоянно глохнущим от нехватки бензина двигателем: Конкретных заказов от армии нет. Там денег не хватает даже на полноценные закупки победившего в конкурсе Ка-50, что же говорить о проигравших: Грустно это все: грустно, что стране не нужна такая перспективная и долгосрочная разработка. МВЗ приходится ориентироваться на внешний рынок. Но большинству государств, заинтересованных в покупке Ми-28А и -28Н нужен полностью испытанный (желательно «в деле»), доработанный, надежный и «доведенный до ума» вертолет. Если в ближайшее время не будет предпринято со стороны государства никаких мер по продвижению программы Ми-28Н, то страна лишится почти готового всепогодного круглосуточного вертолета, который мог бы с успехом обеспечить паритет со странами Запада и США. Кроме того, вертолет способен приносить прибыль государству и МВЗ за счет экспортных поставок (как показывают исследования, спрос на боевые вертолеты растет). Пока остается надеяться на экспортный потенциал вертолета, который оказался немалым при проведении в Швеции сравнительных испытаний Ми-28А и AH-64A «Apache».

Итак, из всего выше написанного видно, что Ми-28Н практически во всем превосходит AH-64D. Это касается и летных данных и характеристик оружия и боевой живучести и удобства эксплуатации. Но здесь необходимо отметить два факта: во-первых AH-64D «Longbow» производится серийно. Это дает ему колоссальное преимущество. Ведь именно в процессе серийного, а не штучного производства, и последующей эксплуатации в строевых частях высматриваются и устраняются недостатки, которые могли быть незамечены во время летных испытаний. Во-вторых, Ми-28Н проектировался не с нуля, как «Apache», а с оглядкой на последний. Это давало некоторое преимущество программе российского вертолета. Я не хочу чернить наших конструкторов и обвинять их в плагиате, но перед ними стояла несколько более простая с технической точки зрения задача. С другой стороны, если вспомнить размеры финансовых вливаний в российский и американский проекты, то можно предположить, что Ми-28Н мог бы начать производиться серийно около десяти лет назад.

Еще можно отметить, что ни один из вертолетов семейства Ми-28 не участвовал в боевых действиях. «Apache» же активно применялись и применяются во многих локальных конфликтах, и выявленные недостатки были учтены и устранены на вертолетах последующих серий. Пока же можно сказать, что Ми-28Н превосходит «Apache Longbow» лишь на бумаге. И дай Бог, чтобы эти два «заочных противника» никогда не встретились в реальном бою, как всегда, по глупости политиков.

ЛТХ:

Модификация: Ми-28Н
Диаметр главного винта, м: 17,20
Диаметр хвостового винта, м: 3,84
Длина,м: 17,01
Высота ,м: 3,82
Масса, кг
-пустого: 7890
-нормальная взлетная: 10500
-максимальная взлетная: 11700
Внутренние топливо, л: 1500
ПТБ: 4 х 500
Тип двигателя: 2 ГТД Климов ТВ3-117ВМА
-мощность, кВт: 2 х 1660
Максимальная скорость, км/ч: 324
Крейсерская скорость, км/ч: 265
Перегоночная дальность, км: 1105
Практическая дальность, км: 500
Скороподъемность, м/мин: 816
Практический потолок, м: 5700
Статический потолок, м: 3700
Экипаж, чел: 2
Полезная нагрузка: до 2 пассажиров
Вооружение: одна 30-мм пушка 2А42 с 300 патронами
Боевая нагрузка — 1605 кг на 4 узлах подвески:
4х4 ПТУР «Штурм» или «Атака-В» и
2 х ПУ УВ-20-57 20 х 55-мм или УВ-20-80 20 х 80-мм НУР или 2 х ПУ с 130-мм НУР
Возможна установка 2 х 2 УР «воздух-воздух» Р-60, контейнеры с 23-мм пушками или 30-мм гранатометами или 12,7-мм или 7,62-мм пулеметами, или 500-кг бомбы, или постановщики мин.
Под крыльями — 16 ПТУР «Вихрь».

1.Первый опытный вертолет Ми-28Н. Переделан из первого опытного Ми-28А.

Первый опытный вертолет Ми-28Н. Переделан из первого опытного Ми-28А.

1а.Опытный Ми-28Н на стоянке.

Опытный Ми-28Н на стоянке.

1б.Опытный Ми-28Н в полете.

Опытный Ми-28Н в полете.

2.Ми-28Н. Вид спереди.

Ми-28Н. Вид спереди.

3.Ударный вертолет Ми-28Н. На втором плане Ми-28А.

Ударный вертолет Ми-28Н. На втором плане Ми-28А.

4.Ударный вертолет Ми-28Н. На втором плане Ми-28А.

Ударный вертолет Ми-28Н. На втором плане Ми-28А.

6.Полет Ми-28Н и Ми-28А в паре.

Полет Ми-28Н и Ми-28А в паре.

5.Ми-28Н в полете.

Ми-28Н в полете.

7.Пуск НАР с Ми-28Н.

Пуск НАР с Ми-28Н.

5а.Ми-28Н буксируют на стоянку.

Ми-28Н буксируют на стоянку.

7а.Ми-28А доработанный до Ми-28Н борт № 37 используется для испытаний. Базируется в Торжке. МАКС-2013.

Ми-28А доработанный до Ми-28Н борт № 37 используется для испытаний. Базируется в Торжке. МАКС-2013.

Экспортный вариант Ми-28НЭ на МАКС-2017.

8.Подвижная пушечная установка.

Подвижная пушечная установка.

9.Прицельная система.

Прицельная система.

10.Обтекатель БРЛС Арбалет.

Обтекатель БРЛС «Арбалет».

11.Первый опытный Ми-28Н. Рисунок.

Первый опытный Ми-28Н. Рисунок.

12.Ми-28Н. Рисунок.

Ми-28Н. Рисунок.

Компоновочная схема вертолета Ми-28Н.

.

.

Список источников:
Вестник воздушного флота. В.Сокольников. Боевые вертолёты Ка-50 и Ми-28.
Анатолий Калинцев. AH-64D, Ми-28Н, Ка-52 — бойцы видимого фронта.
Крылья Родины. Лев Берне. «Ночной пират».
Московский вертолетный завод им. М.Л.Миля. Ми-28Н.
Максим Старостин. Все вертолеты Мира. Миль Ми-28Н.
Вестник Авиации и Космонавтики. Н.Валуев. Ми-28Н — ночной охотник.